Защита проекта (проект — мечта)
Демократизация общества содействовала распространению и укреплению «Защиты проекта» как формы групповой деятельности детей. В ней ребенок проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней его повседневности.
В проекте — мечте участник выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. Он создает проект того, что, по его мнению, нуждается в творческом перевоссоздании и что могло бы отвечать нуждам достойного человека в достойной его жизни.
Тематику проектов диктует сама действительность. Ее могут предлагать вожатые, сами дети, она может рождаться в ходе работы органа самоуправления. Нередко приглашение к созданию проектов следует вслед за острым конфликтом, разгоревшимся в лагере. Вот примеры тематического содержания таких проектов: "Наш лагерь через 50 лет", «Спортплощадка, построенная мною», "Искусство в нашем лагере", "Внешний образ вожатого и воспитанника в будущем веке", "Лагерь для моих внуков".
Первоначально для защиты мечты-проекта можно создать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника-пропагандиста, конформиста, финансиста. Обсуждение проекта таким образом запрограммировано в его церемониале, содержание же остается свободным и непредсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться от групповых проектов, обратясь к обсуждению индивидуального варианта творческих картин будущего.
Чтобы "проект-мечта" стал для воспитанников творчеством и заботой, игрой и интеллектуальным трудом, надо, наряду с широкой рекламой и состоятельным стимулированием, организовать консультацию как по оформлению проекта, так и по церемонии его защиты. Инструкции помогают детям обрести уверенность. Опираясь на известные формы поведения во время защиты, участник может мысленно не один раз проиграть свое поведение во время защиты, это освобождает его энергию на содержание проекта, он перестает беспокоиться о своем положении во время защиты проекта, больше думая о "проекте", чем о "защите".
Конечно же, объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и добрым, так, чтобы каждому захотелось создать свой "проект-мечту". Вожатые должны поддержать это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.
Наилучшим вариантом организации творческой деятельности будет групповая работа по созданию проектов, которая сплачивает детей, позволяет участвовать в проекте и застенчивому, и не очень способному, и молчаливому. Но нельзя недооценивать влияние индивидуальных проектов и персональных защит, где отдельная личность предстает перед всеми в своей неповторимости и автономности.
Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: "за самый смелый проект", "за самый изящный проект", "за самый обоснованный проект", "за самый красивый проект" и т.д.
Приглашение к чаю
В «Приглашении к чаю» много символического.
Во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел бы пригласить на чай?
Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь, о чем с ним хотел бы поговорить, что ему скажешь, что услышать хотел бы в ответ.
В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знака симпатии, уважения, признав достоинства желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к твоей личности.
В-четвертых, чайная чашка пуста и не ведется разговор о продуктах, угощении, сладостях, а лишь про общение, которое объявлено целью встречи.
В-пятых, музыкальное сопровождение (например, "Приглашение к танцу" Вебера) как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.
Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы; следует найти мотивировку и облечь ее в соответствующую вербальную форму; необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Но туг сгусток этических проблем: нельзя никого обидеть, производя выбор; нельзя грубо произнести приглашение; следует продумывать формулировку обращения. Вожатый может оказывать помощь, но она не должна быть явной. Тонкие корректировки педагога должны быть деликатными и почти незаметными для детей. Это сделать нетрудно, потому что дети в этот момент основное внимание направляют на личностный выбор, а сопровождающие его слова, скорректированные педагогом, воспринимаются как второй план действий. Но корректировать можно и выбор: если вожатый скажет, допустим: "Ты не забыл, что у нас кроме мальчиков, есть в группе и девочки?" — то эти слова открывают новый для мальчика канал выбора.
"Приглашение к чаю" обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений некоторых детей, психологического раскрепощения отдельных из них. Самой трудной стороной этого группового дела выступает тон вожатого и стиль его поведения. Именно от вожатого, его педагогической технологии зависит исход этого группового дела: мягкий, добрый, веселый, уверенный, воодушевляющий тон вожатого и спокойный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения.
Сократовская беседа
О "Сократовской беседе" никак не скажешь, что провести ее легко и просто. Внешне непритязательная по форме, и кажущаяся доступной любому вожатому "Сократовская беседа", тем не менее, остается далеко не такой уж доступной любому организатору групповой деятельности.
Ее возникновение связано с социальными причинами: сегодня гораздо важнее видеть проблемы, чем иметь ответ на них, самостоятельно проводить выбор, чем получать готовый, уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность следует неуклонно и постоянно развивать у детей. "Сократовская беседа" — одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых, расхожих суждений.
Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучавшего учеников путем постановки системы вопросов.
К предложенному суждению или проблеме ставят ряд предварительных вопросов, от которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске (на экране), но на них не ищут "правильного" ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Суждения предлагаются с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например: "Хорошо ли живется на свете эгоисту?", "Всегда ли надо отстаивать истину?", "Одиночества не боится сильный", "Свободен ли дикарь?".
Однако, чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная "разминка" — подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток очертить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка, такому, как: «Полезно ли ходить босиком по земле?», «Всегда ли надо солить пищу?» или «Следует ли по утрам делать зарядку?», или же «Надо ли чистить по утрам зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идет речь? В какое время года? Какова мера? и т.д. — то, несомненно, дети поставят много предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию.
Возможно финалом «Сократовской беседы» станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут участники пробуют выразить в письменных формулировках свой выбор.
Количество участников может быть неограниченным, но все же наиболее успешно проходит такая духовная работа в камерных условиях, в пределах одного отряда либо параллели двух отрядов.
Сегодня новые времена предполагают для «Сократовской беседы» довольно острые суждения, согласие или несогласие с которыми радикально может сказаться на судьбе человека:
«Хорошо ли быть богатым?»; «Деньги ли главное в жизни?»; «Человек проявляет свое «я» в труде»; «Помогая другому, ты ослабляешь его силы»; «Самое страшное наказание за черствость — одиночество» и др.