Три инициирующих вопроса
• В ситуации импульсивного поведения ребенка поставим вопрос «Чего ты хочешь?». Например, ребенок грубо отозвался на, ласковое слово матери, или схватил чью-то вещь, или же прервал речь,
обращенную к нему. Дождемся ответа. Педагогическая оценка здесь
излишняя
• В ситуации хорошо исполненной работы педагог произносит
в адрес исполнителя: «Как ты себя чувствуешь?» Например, полил
цветы, вымыл посуду, уступил девочке место, Красиво читал стихи,
занял первое место в соревнованиях, остановил обидчика, провел испытания.
• В ситуации дурного поведения вопрос педагога «Как ты себя
чувствуешь?» столь же продуктивен. Например, педагог задает этот
вопрос, когда дети не выполнили обещания, когда вокруг детей бес
порядок, когда их работа оказалась слабой, когда они что-то забыли...
• Педагог ставит, третий вопрос при желании изменить поведение детей или же укрепить достойные действия: «Как чувствуют
себя другие люди, когда ты это делаешь (сделал)?» Вариация вопроса «Как ты думаешь, чувствую себя я в этот момент?». — имеет
ту же силу корректирования. Проверим это, разыграв ситуации
такого плана: обещал и не принес; сделал что-то плохо; неряшлив
и неаккуратен по отношению к школьному достоянию; развязен
по отношению к девочкам; шумлив и невнимателен во время занятий; насорил; уронил и разбил; дурно отозвался о человеке...
А затем проверим потенциальные возможности того же вопроса
в ситуациях положительных: красиво оформил работу; стал на
защиту другого человека; признал свою вину; всегда опрятен и
соответственно обстоятельствам одет; поделился со всеми лакомствами; хорошо организовал свою работу дежурного по классу...
Социально-психологическая игра в профессиональном практикуме по педагогической технологии |
Исключительное место в работе по овладению педагогической технологией занимают социально-психологические игры, выстраиваемые на сюжете социальных коллизий и на основе психологического напряжения при разрешений этих коллизий. Общеизвестно, что освоение игровых методик весьма важно для подготовки педагога к работе с детьми, так как для детей определенного возраста игра является ведущим фактором развития. И потому игровые методики сами по себе выступают автономной профессиональной задачей обучения педагога. Однако в данный момент мы обращаем внимание на иную сторону игровых методик, а именно на игру как средство, способствующее наилучшему усвоению материала по педагогической технологии и наилегчайшему и плодотворному овладению рядом практических профессиональных умений по педагогической технологии.
Педагогическая роль игровых методик в процессе овладения педагогической технологией чрезвычайно велика. В силу особенности игры как деятельности максимально свободной, а также в силу того, что игровая роль наделяет играющего некоторой маской (зайца, стола, дождя, автомобиля, сказочного персонажа), за которую может спрятаться личностное «Я» играющего, игра как таковая становится одним из самых сильных средств формирования умений потому именно, что в ситуации свободного раскрепощения многократное воспроизведение какой-то операции протекает легко, весело, просто и незаметно оснащает играющего очень важными новообразованиями.
К примеру, организация веселого состязания «Кто больше?» вовлекает обучающихся в интенсивный тренинг какой-либо операции. Предположим, идет освоение методики «Я-сообщение»:
—...Мне нравится, когда люди работают добросовестно...
—Я люблю людей, умеющих оценить достоинства других...
—А для меня доставляет удовольствие слушать красивые диалоги
умных собеседников...
— О, мне всегда нравились те, кто способен производить тонкие
комплименты...
Помимо игровой инструментовки операционных упражнений (например, упражнения в нижнем и высоком регистре произнесения звука хорошо протекают при наделении исполнителей ролями «воробья» и «медведя», «комара» и «бегемота»), в содержание практической работы вплетаются специально создаваемые сюжетно-ролевые игры. Они сценически оформляются, проигрываются, анализируются («Как ты себя чувствовал?..», «Что оказалось самым трудным в поведении?..», «Но почему твой герой именно так ведет себя?..»), так что перенос обретенного умения в реальную действительность легко производится, потому что операция уже усвоена.
Основные функции социально-психологической игры в роли профессионального тренинга следующие:
• игра наглядно, в образной картинке представляет некоторое социальное явление и потому становится иллюстрацией соответствующего социально-психологического понятия;
• игра вовлекает обучающихся в реальные действия, которые
«здесь и сейчас» совершаются в искусственных условиях психологической лаборатории, когда «Я» личности активно проявляет
себя в разворачивающихся социально-психологических обстоятельствах;
• игра вынуждает субъекта производить осмысление, производить усилия мысли, осознавать моделируемое явление, тем самым инициируется осмысление объекта с точки зрения собственной достойной жизни и счастья жизни.
Данными функциями потенциально наделена любая игра, но, как правило, в ходе учебно-образовательной работы преподаватель расставляет акценты таким образом, что доминирующей становится одна из указанных функций.
Покажем это на примере трех игровых методик, реализующих каждую их названных функций. Причем легко заметить, что игры, приведенные ниже, одновременно исполняют все три функции, но мера каждой функции различна, одна из них доминирует, поэтому кажется, что игра проводится во имя именно этой функции.