Изучение нового материала
Конспект пробного занятия по педагогике
Дата проведения:12.02.2013
Преподаватель:Привалова Ю.И.
Тема:ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И УРОВНИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Цель:Ознакомить студентов с принципами и уровнями диагностического исследования педагогических явлений
Задачи:
Ø ознакомить студентов с принципами проведения диагностического исследования ;
Ø выделить уровни педагогической диагностики;
Ø ознакомить с организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур;
Ø продолжать развивать у студентов познавательную активность: учить отвечать на вопросы, обосновывая конкретными примерами.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование:стимульный и раздаточный материал.
Используемая литература:Максимов
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы, целей и плана занятия
3. Изучение нового материала
· Сущность и содержание основных принципов
диагностического исследования педагогических явлений
· Уровни педагогической диагностики
· Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур
4. Закрепление изученного материала
5. Итог. Обобщение. Оценивание.
Ход урока
Организационный момент
Педагог:Здравствуйте дорогие студенты! Сегодня урок по педагогике буду вести у вас Я, студентка 5 курса. Меня зовутЮлия Игоревна. Темой нашего урока является «ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И УРОВНИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ».
2.Сообщение темы, цели и плана занятия
Тема: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И УРОВНИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Цель: Ознакомить студентов с диагностической деятельностью педагога.
План:
· Сущность и содержание основных принципов
диагностического исследования педагогических явлений
· Уровни педагогической диагностики
· Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур
Изучение нового материала
1.Сущность и содержание основных принципов
диагностического исследования педагогических явлений
Педагог: Процесс познания педагогических явлений представляет собой не простую совокупность педагогических сведений, не набор информации о различных проявлениях педагогического процесса.
Определяя объект педагогической диагностики, мы исходим из реального учебно-воспитательного процесса, который представляет собой совместную деятельность учащихся и учителей, целью которой является реализация задач воспитания всесторонне и гармонически развитой личности.
Под запись: Учебно-воспитательный процесс в школе имеет свои закономерности, которые выдвигают определенные требования в виде принципов к проведению диагностического исследования. Они определяют содержание, формы и методы диагностических процедур, методику анализа полученных результатов.
Наиболее существенными из них являются следующие принципы.
1. Принцип целостного изучения педагогического явления, который предполагает:
- максимальное использование системного подхода в исследовании;
- установление связи изучаемого качества с сущностными силами личности, т. е. главным в ее духовном мире, — направленностью, принципиальностью, возрастными особенностями, уровнем общего развития, основными убеждениями;
- показ многообразия внешних явлений, воздействующих на формирование качества личности, на ход педагогического процесса, и изложение методики руководства этими влияниями со стороны воспитателей;
- раскрытие механизма изучаемого явления — движущие силы, их возникновение, развитие, взаимодействие, составные элементыи их взаимосвязь, этапы развития, условия и факторы, от которых это развитие зависит;
- четкое определение места изучаемого педагогического явления в целостном воспитательном процессе — его специфика, общие и частные функции прежде всего.
2. Принцип комплексного использования методов исследованиявыдвигает следующие требования:
- многоцелевую установку при изучении педагогических явлений, что и отражается в выдвижении нескольких исследовательских задач — изучение сущности явления, его движущих сил, внутренних факторов, внешних условий, педагогического руководства явлением на основе всех этих теоретических положений;
- охват как-можно большего числа связей изучаемого процесса, явления с другими и выделения из них самых существенных;
- учет всех внешних воздействий при проведении исследовательской работы, устранение случайных влияний, искажающих картину педагогического процесса;
- проверку одного и того же педагогического факта многократно с помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;
- философский, логический и психолого-педагогический анализ полученных в исследовании результатов.
Принцип комплексного подхода к решению научных педагогических проблем обусловлен сложностью самого педагогического процесса, его диалектичностью. Любой факт и любое явление в педагогике тесно связаны с другими, имеют открытые и закрытые связи, простые и сложные зависимости, в них переплетаются типичное и своеобразное, общее и индивидуальное, детское и взрослое в самых разнообразных комбинациях. Только комплексный подход в состоянии дать объективное представление об изучаемом педагогическом явлении.
3. Принцип объективности занимает в педагогике особое место в силу наличия слишком большого числа субъективных факторов в самом педагогическом процессе.
Принцип объективности требует:
- проверки каждого факта несколькими методами изучения ребенка;
- перепроверки, уточнения полученного фактического материала в ходе всей проводимой экспериментальной или опытной работы;
- фиксации всех проявлений личности, а не только тех, которые говорят о положительных результатах эксперимента (для науки важно и то, что подтверждается, и то, что не получается);
- сопоставления данных своего исследования с данными других исследователей, установления сходства и различия в характеристике изучаемых качеств и явлений;
- получения объективных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка (сравнительна характеристика изучаемого явления, процесса, качества);
- постоянного самоконтроля исследователя за своимисобственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые нередко весьма субъективизируют фиксацию фактов (известно, что каждый воспринимает одни и те же события, явления по-своему).
4. Принцип единства изучения и воспитания школьников.В связи с тем что педагогическая диагностика обладаетобразовательно-воспитательной функцией, она должна умело иорганично вписаться в структуру педагогического процесса. Поэтому разработке методики диагностического исследования важнейшей задачей учителя является умелое превращение диагностических методов в методы обучения и воспитания. Основы для этого имеются: личность наиболее объективно проявляется и деятельноcmи именно в деятельности она формируется; беседа используемся и для изучения, и для воспитания учащихся и т.д.
5.Принцип одновременного изучения коллектива и личности. Одна из распространенных ошибок молодых исследователей заключается в том, что изучение личности отрывается от изучения коллектива, разрабатывается методика индивидуального изучения ребенка. Между тем сущность личности — ее взаимоотношения с окружающим миром; понять личность, оценить ее можно только в процессе изучения ее коллективной деятельности, коллективных отношений. Вот почему изучение личности надо начинать с изучения коллектива, в котором эта личность формируется, живет, действует.
6. Принцип изучения явления в изменении, развитии. Исследователь стремится выявить сущность изучаемого качества и проследить, как оно у данной личности возникает, формируется, развивается, проявляется в разных условиях. Но любое качество связанно со всеми остальными. Поэтому педагогика отказывается от изучения явлений и процессов частного порядка, если предварительноне изучено целое. Кроме того, нужна связь как между элементами всей системы воспитания, так и внутренняя связь между элементами изучаемого процесса, явления. Точной и достоверной сегодня считается такая характеристика качества, которая проявляется и разных видах деятельности и в различных ситуациях во взаимодействии личности с ее духовным миром