Изучение нового материала

Конспект пробного занятия по педагогике

Дата проведения:12.02.2013

Преподаватель:Привалова Ю.И.

Тема:ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И УРОВНИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Цель:Ознакомить студентов с принципами и уровнями диагностического исследования педагогических явлений

Задачи:

Ø ознакомить студентов с принципами проведения диагностического исследования ;

Ø выделить уровни педагогической диагностики;

Ø ознакомить с организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур;

Ø продолжать развивать у студентов познавательную активность: учить отвечать на вопросы, обосновывая конкретными примерами.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:стимульный и раздаточный материал.

Используемая литература:Максимов

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы, целей и плана занятия

3. Изучение нового материала

· Сущность и содержание основных принципов

диагностического исследования педагогических явлений

· Уровни педагогической диагностики

· Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур

4. Закрепление изученного материала

5. Итог. Обобщение. Оценивание.

Ход урока

Организационный момент

Педагог:Здравствуйте дорогие студенты! Сегодня урок по педагогике буду вести у вас Я, студентка 5 курса. Меня зовутЮлия Игоревна. Темой нашего урока является «ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И УРОВНИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ».

2.Сообщение темы, цели и плана занятия

Тема: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И УРОВНИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Цель: Ознакомить студентов с диагностической деятельностью педагога.

План:

· Сущность и содержание основных принципов

диагностического исследования педагогических явлений

· Уровни педагогической диагностики

· Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур

Изучение нового материала

1.Сущность и содержание основных принципов

диагностического исследования педагогических явлений

Педагог: Процесс познания педагогических явлений представляет со­бой не простую совокупность педагогических сведений, не набор информации о различных проявлениях педагогического процесса.

Определяя объект педагогической диагностики, мы исходим из реального учебно-воспитательного процесса, который пред­ставляет собой совместную деятельность учащихся и учителей, целью которой является реализация задач воспитания всесторон­не и гармонически развитой личности.

Под запись: Учебно-воспитательный процесс в школе имеет свои законо­мерности, которые выдвигают определенные требования в виде принципов к проведению диагностического исследования. Они определяют содержание, формы и методы диагностических про­цедур, методику анализа полученных результатов.

Наиболее существенными из них являются следующие прин­ципы.

1. Принцип целостного изучения педагогического явления, ко­торый предполагает:

- максимальное использование системного подхода в исследовании;

- установление связи изучаемого качества с сущностными си­лами личности, т. е. главным в ее духовном мире, — направленно­стью, принципиальностью, возрастными особенностями, уров­нем общего развития, основными убеждениями;

- показ многообразия внешних явлений, воздействующих на формирование качества личности, на ход педагогического про­цесса, и изложение методики руководства этими влияниями со стороны воспитателей;

- раскрытие механизма изучаемого явления — движущие силы, их возникновение, развитие, взаимодействие, составные элемен­тыи их взаимосвязь, этапы развития, условия и факторы, от ко­торых это развитие зависит;

- четкое определение места изучаемого педагогического яв­ления в целостном воспитательном процессе — его специфика, общие и частные функции прежде всего.

2. Принцип комплексного использования методов исследованиявыдвигает следующие требования:

- многоцелевую установку при изучении педагогических яв­лений, что и отражается в выдвижении нескольких исследова­тельских задач — изучение сущности явления, его движущих сил, внутренних факторов, внешних условий, педагогического руко­водства явлением на основе всех этих теоретических положений;

- охват как-можно большего числа связей изучаемого процес­са, явления с другими и выделения из них самых существенных;

- учет всех внешних воздействий при проведении исследова­тельской работы, устранение случайных влияний, искажающих картину педагогического процесса;

- проверку одного и того же педагогического факта много­кратно с помощью различных методов исследования, постоян­ной проверки и уточнения полученных данных;

- философский, логический и психолого-педагогический ана­лиз полученных в исследовании результатов.

Принцип комплексного подхода к решению научных педаго­гических проблем обусловлен сложностью самого педагогическо­го процесса, его диалектичностью. Любой факт и любое явление в педагогике тесно связаны с другими, имеют открытые и закры­тые связи, простые и сложные зависимости, в них переплетаются типичное и своеобразное, общее и индивидуальное, детское и взрослое в самых разнообразных комбинациях. Только комплекс­ный подход в состоянии дать объективное представление об изу­чаемом педагогическом явлении.

3. Принцип объективности занимает в педагогике особое место в силу наличия слишком большого числа субъективных факторов в самом педагогическом процессе.

Принцип объективности требует:

- проверки каждого факта несколькими методами изучения ребенка;

- перепроверки, уточнения полученного фактического мате­риала в ходе всей проводимой экспериментальной или опытной работы;

- фиксации всех проявлений личности, а не только тех, которые говорят о положительных результатах эксперимента (для науки важно и то, что подтверждается, и то, что не получается);

- сопоставления данных своего исследования с данными других исследователей, установления сходства и различия в характеристике изучаемых качеств и явлений;

- получения объективных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка (сравнительна характеристика изучаемого явления, процесса, качества);

- постоянного самоконтроля исследователя за своимисобственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые нередко весьма субъективизируют фиксацию фак­тов (известно, что каждый воспринимает одни и те же события, явления по-своему).

4. Принцип единства изучения и воспитания школьников.В связи с тем что педагогическая диагностика обладаетобразовательно-воспитательной функцией, она должна умело иорганично вписаться в структуру педагогического процесса. Поэтому разработке методики диагностического исследования важнейшей задачей учителя является умелое превращение диагностических методов в методы обучения и воспитания. Основы для этого имеются: личность наиболее объективно проявляется и деятельноcmи именно в деятельности она формируется; беседа использу­емся и для изучения, и для воспитания учащихся и т.д.

5.Принцип одновременного изучения коллектива и личности. Одна из распространенных ошибок молодых исследователей заключа­ется в том, что изучение личности отрывается от изучения кол­лектива, разрабатывается методика индивидуального изучения ребенка. Между тем сущность личности — ее взаимоотношения с окружающим миром; понять личность, оценить ее можно только в процессе изучения ее коллективной деятельности, коллектив­ных отношений. Вот почему изучение личности надо начинать с изучения коллектива, в котором эта личность формируется, жи­вет, действует.

6. Принцип изучения явления в изменении, развитии. Исследова­тель стремится выявить сущность изучаемого качества и просле­дить, как оно у данной личности возникает, формируется, развивается, проявляется в разных условиях. Но любое качество связанно со всеми остальными. Поэтому педагогика отказывается от изучения явлений и процессов частного порядка, если предварительноне изучено целое. Кроме того, нужна связь как между элементами всей системы воспитания, так и внутренняя связь между элементами изучаемого процесса, явления. Точной и достоверной сегодня считается такая характеристика качества, которая прояв­ляется и разных видах деятельности и в различных ситуациях во взаимодействии личности с ее духовным миром

Наши рекомендации