А поиск продолжается


♦ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

КОНЦЕПЦИИ КОЛЛЕКТИВА, РАЗРАБОТАННОЙ

Л.И. НОВИКОВОЙ, А.Т. КУРАКИНЫМ и др.

□ Детский коллектив—

своеобразный инструмент, создание которого обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности; механизм саморазвития воспитательной системы,

позволяющий педагогам управлять сферой деятельности и сферой отношений.

□ Детский коллектив —

Диалектическое единство общего,

особенного и единичного;

такой подход к нему позволяет установить

общие закономерности его развития,

разработать типологию коллективов,

выявить их индивидуальные особенности.

□ Детский коллектив —

Единство организационной структуры и психологической общности,

в рамках этого единства он выступает

Одновременно

как объект и субъект воспитания.

□ Коллектив воспитательного учреждения— единство разнотипных коллективов,

возникающее в результате процессов дифференциации

и интеграции.

□ Взаимодействие личности с коллективом —
двусторонний процесс ее идентификации

с коллективом и обособления в коллективе.

□ Детский коллектив может оказывать противоречивое влияние:

одни его свойства способствуют нивелировке личности, другие — развитию ее индивидуальности.

□ В управлении детским коллективом
выделяются три аспекта:
социально-педагогический, педагогический,
психолого-педагогический.





А поиск продолжается - student2.ru

А поиск продолжается - student2.ru

□Апеллируя к исконно русской идее общинности,

авторы считают, что перспектива развития детского коллектива

в рождении коллектива общинного типа,

объединяющего детей разного возраста,

функционирующего на основе принципов

гуманизма и демократии (гуманизм отношений,

равноправие членов, развитое самоуправление,

участие каждого в решении общих задач,

отказ от традиционных формализованных структур и т.д.)18.

В ряду концепций детского коллектива и коллективного вос­питания значительный научный и практический интерес пред­ставляет

♦ ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО РАЗБИТИЯ ГРУППЫ

КАК КОЛЛЕКТИВА

Обобщенно и схематично уровни и этапы развития группы в коллектив и зоны влияния коллектива на личность могут быть отображены следующим образом (за основу рисунка взята схема Л.И. Уманского19):

См.: Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание'' Вос­питание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем М., 1996. С. 30—36.

См.: Уманскии Л.И. Психология организаторской деятельности школьни­ков. М.. 1980. С. 77-82.

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ

КОММЕНТАРИЙ

КСХЕМЕ,

А ТАКЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Ш Б ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Г

РУППА-КОНГЛОМЕРАТ — группа малознакомых (незна­комых) друг с другом людей, в силу различных обстоятельств собравшихся (собранных) вместе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
А поиск продолжается - student2.ru

Развитие группы-конгломерата может про­исходить как в позитивном направлении (груп­па => коллектив),так и в негативном (группа => антиколлектив),при этом члены группы оказы­ваются соответственно в зоне положительного или отрицательного ее влияния.

ЭТО ВАЖНО!

Н

ОМИНАЛЬНАЯ ГРУППА — группа людей, имеющая фор­мальный статус (например, только что созданный 7 «Б» класс), цели содержание деятельности задаются извне.

Г

РУППА-АССОЦИАЦИЯ — группа, члены которой прини­мают заданные цели и условия деятельности, устанавливают систему межличностных отношений; собственно, с появления та­кой группы и начинается коллективообразование, становление общей жизнедеятельности.

Г

РУППА-КООПЕРАЦИЯ — группа, имеющая утвердившуюся организационную структуру, ее членов связывают преимуще­ственно деловые отношения: смысл группового взаимодействия они видят в осуществлении конкретной цели, эмоционально-нравственные межличностные отношения вторичны — важно только, чтобы их характер обеспечивал достижение результата.

Г

РУППА-АВТОНОМИЯ — группа, для которой характерно внутреннее единство, групповая сплоченность, принятие об­раза «Мы» и определенное дистанциирование от «Они» (других групп). Группа-автономия — это уже во многом сформировавша­яся основа для перехода к коллективу.

Наши рекомендации