А поиск продолжается
♦ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ КОЛЛЕКТИВА, РАЗРАБОТАННОЙ
Л.И. НОВИКОВОЙ, А.Т. КУРАКИНЫМ и др.
□ Детский коллектив—
своеобразный инструмент, создание которого обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности; механизм саморазвития воспитательной системы,
позволяющий педагогам управлять сферой деятельности и сферой отношений.
□ Детский коллектив —
Диалектическое единство общего,
особенного и единичного;
такой подход к нему позволяет установить
общие закономерности его развития,
разработать типологию коллективов,
выявить их индивидуальные особенности.
□ Детский коллектив —
Единство организационной структуры и психологической общности,
в рамках этого единства он выступает
Одновременно
как объект и субъект воспитания.
□ Коллектив воспитательного учреждения— единство разнотипных коллективов,
возникающее в результате процессов дифференциации
и интеграции.
□ Взаимодействие личности с коллективом —
двусторонний процесс ее идентификации
с коллективом и обособления в коллективе.
□ Детский коллектив может оказывать противоречивое влияние:
одни его свойства способствуют нивелировке личности, другие — развитию ее индивидуальности.
□ В управлении детским коллективом
выделяются три аспекта:
социально-педагогический, педагогический,
психолого-педагогический.
□Апеллируя к исконно русской идее общинности,
авторы считают, что перспектива развития детского коллектива
в рождении коллектива общинного типа,
объединяющего детей разного возраста,
функционирующего на основе принципов
гуманизма и демократии (гуманизм отношений,
равноправие членов, развитое самоуправление,
участие каждого в решении общих задач,
отказ от традиционных формализованных структур и т.д.)18.
В ряду концепций детского коллектива и коллективного воспитания значительный научный и практический интерес представляет
♦ ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО РАЗБИТИЯ ГРУППЫ
КАК КОЛЛЕКТИВА
Обобщенно и схематично уровни и этапы развития группы в коллектив и зоны влияния коллектива на личность могут быть отображены следующим образом (за основу рисунка взята схема Л.И. Уманского19):
1Х См.: Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание'' Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем М., 1996. С. 30—36.
См.: Уманскии Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.. 1980. С. 77-82.
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ
КОММЕНТАРИЙ
КСХЕМЕ,
А ТАКЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Ш Б ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Г |
РУППА-КОНГЛОМЕРАТ — группа малознакомых (незнакомых) друг с другом людей, в силу различных обстоятельств собравшихся (собранных) вместе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! |
Развитие группы-конгломерата может происходить как в позитивном направлении (группа => коллектив),так и в негативном (группа => антиколлектив),при этом члены группы оказываются соответственно в зоне положительного или отрицательного ее влияния.
ЭТО ВАЖНО!
Н |
ОМИНАЛЬНАЯ ГРУППА — группа людей, имеющая формальный статус (например, только что созданный 7 «Б» класс), цели содержание деятельности задаются извне.
Г |
РУППА-АССОЦИАЦИЯ — группа, члены которой принимают заданные цели и условия деятельности, устанавливают систему межличностных отношений; собственно, с появления такой группы и начинается коллективообразование, становление общей жизнедеятельности.
Г |
РУППА-КООПЕРАЦИЯ — группа, имеющая утвердившуюся организационную структуру, ее членов связывают преимущественно деловые отношения: смысл группового взаимодействия они видят в осуществлении конкретной цели, эмоционально-нравственные межличностные отношения вторичны — важно только, чтобы их характер обеспечивал достижение результата.
Г |
РУППА-АВТОНОМИЯ — группа, для которой характерно внутреннее единство, групповая сплоченность, принятие образа «Мы» и определенное дистанциирование от «Они» (других групп). Группа-автономия — это уже во многом сформировавшаяся основа для перехода к коллективу.