ПОИСК НОВОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ. 1. Модерн; поиск нового стиля в Европе

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

1. Модерн; поиск нового стиля в Европе

2. Ранний американский функционализм; Чикагская архитектурная школа;

3. Первые идеи функционализма; Германский Веркбунд

4. Художественный авангард в Европе начала XX века; группа Де-Стиль

5. Архитектурно-художественное творчество в Советской России; производственное искусство.

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА

1. Баухауз 1919-1933; новые педагогические принципы; мастера

2. ВХУТЕМАС; подготовка художников-инженеров (1920-1930)

ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ

1. Европа после первой мировой войны. От функционализма к Арт- Деко.

2. Американский дизайн в период всемирной депрессии; стримлайн

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН

1. Германия - возрождение функционализма

2. Итальянское экономическое чудо; стиль Оливетти.

3. Скандинавский дизайн

ДИЗАЙН 60-х

1. Дизайн-утопии

2. Неофункционализм;

3. Ульмская школа дизайна

4. Стиль Браун

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДИЗАЙН В 70-Е ГОДЫ

1. Поп-дизайн

2. Альтернативный дизайн; эксперименты с антидизайном

3. Алхимия: ре-дизайн.

ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

1. Постмодерн

2. Арт-дизайн

3. Мемфис: новый дизайн

4. Хай-тек - стиль высоких технологий

ДИЗАЙН 90-Х. ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

1. Миниатюризация; исчезновение предметов; фирма Сони

2. Минимализм; Марио Ботта, Штефан Веверка

3. Дизайн и экология; городские ландшафты

4. Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры

5. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества; веб-дизайн; виртуальный дизайн

Введение

Дитя промышленной революции, дизайн молниеносно ворвался в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, элект­роприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, пишущи­ми машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсасса, воздухоплавательными аппаратами братьев Райт и вер­толетами Сикорского, космическими фантазиями Стен­ли Кубрика и Вернера Пантона. XX век по праву можно считать веком дизайна. За столетнюю историю разви­тия у дизайна появились свои "идолы" - выдающиеся произведения, которые на западе называют "иконами дизайна". Они определяют вехи в развитии дизайна, для них сегодня строятся специальные музеи и выста­вочные залы. Получившие всемирную известность та­кие произведения дизайна, как мебель Ле Корбюзье, Марселя Бройера, Чарльза Макинтоша и Геррита Рит-вельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Потта и Арне Якобсона, воспроизводятся по сей день, становясь пре­стижным украшением интерьеров офисов и дорогих са­лонов. Сегодня об истории дизайна мы можем по полно­му праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры.

Сто с небольшим лет для истории - это ничтожно малый срок. Однако прошедший век непростой. Исследовате­ли считают, что путь, который прошла наша цивилиза­ция за последние сто лет, в своих открытиях и научно-технических достижениях соизмерим со всей предше­ствующей историей человечества. А значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные временные рам­ки, становится сопоставимой с традиционными и знако­мыми нам всем историей архитектуры и градостроитель­ства, живописи и декоративно-прикладного искусства. Сложно описывать историю, которая практически яв­ляется современной. Прежде чем делать выводы, нуж­но время на осмысление происходящего. Наверное, это одна из причин острого дефицита литературы, в осо­бенности у нас в стране, по дизайну. Причем, его остро­та возрастает в связи с наметившимся развитием у нас в стране дизайн-образования: открытие специальности "дизайн" в художественных училищах и специальности "ар­хитектор-дизайнер" во многих вузах России, с появлением новых дизайнерских специальностей и специализаций в ху­дожественных вузах.

Попыткой частично восполнить образовавшийся пробел стал вышедший недавно в издательстве "Союз Дизайне­ров России" в двух томах учебник "История дизайна" (2000-2002 гг.). "История дизайна. Краткий курс" является про­должением работы в этом направлении. Во многом настоя­щее издание базируется на двухтомнике "История дизай­на", но не является его механическим сокращением. Его необходимо рассматривать скорее как дополнение. Здесь более половины новых иллюстраций и фактического мате­риала. Особый упор сделан на структурности: при цитат­ном изложении материал сгруппирован по тематическим приблизительно равновеликим по объему информации бло­кам (лекциям). Особое внимание уделено периодизации ис­тории мирового дизайна, дифференциации наиболее зна­чимых шедевров (икон) дизайна. Для удобства восприятия информации в каждом из тема­тических блоков текст размещается на четных страницах, основной иллюстративный ряд - на нечетных страницах. На полях четных страниц размещаются цитаты, биогра­фические справки о наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнерах, комментарии наиболее важных политических событий, открытий и изобретений, оказав­ших существенное влияние на формообразование в дизай­не. На полях правых, нечетных, страниц приводятся при­меры самых известных икон дизайна, а также факты и комментарии к ним.

Наши рекомендации