Функции школьного учебника
•> Мотивационная — обоснование значимости изучаемого материала, оригинальные иллюстрации и др.
■^ Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учебного предмета.
•» Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
•* Систематизирующая — системное и последовательное изложение материала в логике учебного предмета.
•» Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля — предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усвоенного материала.
•> Координирующая — привлечение других средств обучения.
•о- Обучающая — развитие умений и навыков самообразования, конспектирования, обобщения, выделения главного и т. п.
•» Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определенных морально-ценностных установок.
Требования к учебнику
е> Отражает содержание учебного предмета.
ш> Организует самостоятельную деятельность учащегося.
т> Отражает логику науки и логику учебного предмета.
е> Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.
©> Краток, лаконичен, конкретен.
©> Доступен, ориентирован на особенности учащихся.
е> Ясен и четок язык текста и формулировок.
©> Увлекателен, с^элементами проблемности.
©> Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фотографии и другой иллюстративный материал.
<ш> Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.
©> Продумана методическая организация текстового и внетекстового материала.
е> Удобный формат.
Содержание компонентов базовой культуры личности
Культура личности— уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и т. д.
Культура жизненного самоопределения
Культура жизненного самоопределения— осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки.
Готовность к жизненному самоопределению складывается прежде всего из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззрения.
Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного мировоззрения — понимание смысла жизни.
Смысл личностный— понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества.
Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить (Л. Н. Толстой).
Критерии оценки уровня сформированности мировоззрения
с& глубина усвоения научных понятий, законов, теорий, имеющих определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы, общества, мышления;
«s» устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию;
с©- стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
с» проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении;
с& сформированные интеллектуальные чувства.
Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округленное миросозерцпние, доступное возрасту учеников ... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться, пополняться. (К. Д. Ушинский) •
Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способна к самопознанию — пониманию себя как целостной личности.
Н. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.
Культура жизненного самоопределения формируется в процессе духовного воспитания — формирования ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.
Содержание духовного воспитания: чувство долга; справедливость; искренность; ответственность и другие качества, способные придать высший смысл делам и мыслям человека.
Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть (В. Франкл).
Интеллектуальная культура личности
Интеллектуальная культура— комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием.
О |
Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспитания, осуществляемого в процессе обучения и во внеклассной работе.