Выразительность мимическая
• Хорошо начинать такие упражнения с игровой ситуации:
несколько студийцев — это пешеходы; субъекту надо бы узнать дорогу к театру. Кого он спросит? Почему избирает именно этого человека? Обсудить сделанный выбор.
• Игра «Стекло». Участники занятий, разбившись на диады,
ведут мимический диалог якобы через толстое стекло, не пропускающее звука. Содержание диалога заведомо определяется. Обозначаются роли: субъект-Один, субъект-два. В последующем участники сами придумывают свой диалог, а группа наблюдает и
угадывает содержание диалога. Для примера приведем два простых опорных текста:
- Как поживаешь?
- Спасибо. Не очень...
- Что-то случилось?
- Много неприятностей.
— Какие же? - Почему?
-. С другом поссорился, деньги потерял, кошка сдохла...
- Помощь нужна?
- Спасибо, я - сам.
- Успеха тебе в преодолении!
- Ты очень добр, спасибо.
- Что-то интересное читаешь?
- Да. Хорошая книга.
- Можешь дать мне?
- Нет, не могу.
- Тебе жалко?
- Не жалко. Обещал другому.
- А... А потом дашь?
-Конечно, с удовольствием.
- Спасибо, я буду ждать.
- Не волнуйся, я не забуду.
- Еще раз спасибо.
• Мимический диалог в диаде. Субъект-Один, располагаясь
напротив субъекта-два, подымает глаза и безмолвно говорит что-
то. Субъект-два отвечает так же безмолвно. Сначала содержание
задается извне преподавателем, затем идет свободная импровизация.
Сдержанность мимическая.
Упражнение называется «Неожиданный гость». Студийцы встают в два концентрических круга, так чтобы каждый участник имел своего визави напротив. Внешний круг передвигается по сигналу преподавателя. Во внутреннем круге — «хозяин дома», во внешнем — «гость». Фабула игры: хозяин открывает дверь и видит
перед собою неожиданного гостя. Преподаватель в момент передвижения круга объявляет роль гостя: пожарный, начальник, соседка, колдунья, далекий друг, Дед-Мороз, резидент, милиционер, дворник и т.д. «Хозяин дома» по-разному встречает неожиданное
появление гостя, однако его манеры при этом должны быть сдержанными, ибо он пока не знает, что же заставило человека появиться без приглашения.
Выражение доброго отношения к знакомому, неожиданно
встреченному среди потока людей на улице. Такое упражнение
лучше всего проводить под музыку — мягкие, бодрые ритмы, нежная мелодия.
Жесты. .
Пластика |
• «Маляр» — упражнение для рук. Вытянуть вперед руки, соединить кисти рук — представить, что это малярная кисть. Красить ею горизонтальную и вертикальную поверхность — то соединяя кисти, то разъединяя, производя действия рук поочередно. Хорошо это делать под музыку.
• «Игра с облаком» — упражнение для пальцев. На вытянутые руки, на ладони, село облако, нежное, пушистое, ласковое. Поиграть с ним: бросить и поймать, перебросить из руки в руку, отпустить и пригласить вернуться, погладить и отпустить в небо.
• Представить, что где-то далеко в поле, за ручьем, канавой, кустами и крапивой идет знакомый. Приветствовать его жестами, пригласить к встрече («Иди сюда!»), жестами сопровождая его движение через ручей («Не упади!»), через крапиву («Осторожнее!»), мимо кустов («Вот здесь обойди!»). Приветствовать его приближение жестами.
• Упражнение для кисти рук. Рука вытянута, кисть развернута вверх, расслаблена. Вдруг представить, что на ладонь кладут... змею. Резко повернуть Кисть — «нет!». Чередовать эти движения поочередно правой — левой рукой. Под музыку.
• Упражнение «В лифте». Раздвигать медленно закрывающиеся двери лифта в момент выхода из него. Вытягивая руки, кисти напряжены.
Поза.
• Выйти перед группой, занять открытую позу общения, «надеть платье доброжелательности», мимически выразить расположенность к группе и сотрудничеству с нею. Под музыку.
• Встать, мысленно соединить карандашом кончики ушей и края плеч. Держать позу не менее десяти счетов. Потом в этой позе продвигаться вперед, обретая постепенно свободу, контролируя позу («чтобы карандаш не упал»).
• Стать спиной к стене: точки опоры — затылок, лопатки, пятки. Простоять некоторое время (не менее десяти счетов). В это время произносить любые речи, читать стихи, петь. Сохраняя позу, отойти от стены, свободно передвигаться по аудитории.
• Сесть на стул. Спину держать, ноги в положении «колени вместе», «пятки вместе», «носки врозь», руки свободно лежат на коленях, развернуты ладонями вверх.
• Сесть за стол перед группой в аудитории, руки положить на стол ладонями вверх, спокойно оглядеть всех, улыбнуться. Затем встать, отойти в сторону и занять позу «слушаю другого». Под музыку.
Движения.
• Упражнение «Говорящие руки». Руки лежат на столе, свободны. Оглашается состояние хозяина рук — они меняют свое положение: «спокоен», «задумчив», «нервничает», «удивлен», «озабочен», «понурый», «решителен», «собирает волю в кулак», «в предвкушении удовольствия» и т.д.
• Войти в аудиторию: «Я просто гуляю», «Я пришел делать дело», «Я заглянул на минутку», «Я принес хорошую весть», «Я буду читать лекцию», «Я приглашаю вас на бал»... и т.д.
• «Наблюдаем за другим» - так называется это упражнение. Модификаций его множество. Вот один из вариантов. Субъект получаем карточку с описанием действий, которые необходимо воспроизвести. Например: «Вы выходите из дома. Яркое солнце.
Вам нравится погода... Вдруг закапал редкими крупными каплями дождь... Вы ловите капли, подставляя лад они... Вам хорошо...» Наблюдатели по окончании этюда делятся впечатлениями. Возможен другой финал: наблюдатели воспроизводят то, что видели и
поняли; Они так и говорят: «Я понял, понял, что с тобой происходит». Теперь Субъект-исполнитель анализирует пантомимическую репродукцию. Используется музыка.
Темпо-ритм.
• Войти в аудиторию и произвести «обустройство рабочего места»: спокойно и ритмично оценить обстановку, проверить доску, мел; губку, затем положить все необходимое на стол (кафедру), оценить освещение в аудитории, затем поднять глаза и приготовиться к приветствию всех присутствующих.
• Темпо-ритм задается музыкой. Надо выполнить несколько действий: войти, открыть шторы, погасить свет, сесть за стол, открыть книгу...
• Игра «Присоединение». Участники сидят за столом либо стоят около стола; первый участник упражнения поочередно под
музыкальный ритм опускает руки ладонями вниз на поверхность стола, затем поворачивает голову к соседу и мимически приглашает его сделать то же самое, тот исполняет и посылает приглашение дальше... Движение может идти обратно, тогда кисти рук ритмично снимаются с поверхности стола. Так как это красивое и веселое упражнение оказывается для некоторых трудным, следует его повторить не один раз, меняя музыкальное сопровождение.
Свобода физическая и психологическая |
• Под музыку свободно и произвольно передвигаться по комнате, приветствуя пантомимическими средствами тех, кто встречается «на пути».
• Игра «Спасибо, стул». На стульях сидит несколько играющих. Их вид говорит о том, что им нравится стул, на котором они сидят. Но вот они начинают мимически договариваться о смене стула и, прежде чем покинуть свое место, благодарят стул, на котором сидели, средствами пантомимы. Здесь предметом наблюдения является «разговор с партнером» и «разговор со стулом».
• Игра «Подари свое место». Преподаватель спрашивает, всем ли студийцам удобно, все ли довольны своим обустройством в аудитории. Когда получает всеобщий позитивный ответ, предлагает: «Могли бы вы подарить свое удобное место другому?» Звучит музыка, все встают и через минуту садятся на любое место, предоставив свое — другому,
• Игра «Амстердам». Воображение переносит всех на широкие проспекты Амстердама. И вот каждый оказывается в новом
городе, один, не замечая никого. Потом шагает легко и свободно
по проспекту... (музыкальная пьеса определяет имя города).
• Игра «Перед зеркалом». Играющие оказываются перед грудой украшений: шарфы, шляпы, парики, заколки... Примеряют и
идут к воображаемому зеркалу... Видят себя в зеркале... Наблюдатели определяют состояние персонажей игры.
• Игра «Протираем пыль». Несколько человек, получив салфетки, выходят перед группой и начинают «вытирать» стол и стулья. Под музыку. Закончив работу, преподносят салфетки другим
членам группы, говоря мимически: «И ты попробуй...» По окончании производится анализ восприятия и самоанализ играющих.
• Игра «Модель жизни». Выдвигается одна характеристика жизни — ее динамичность, бесконечность движения. Предлагается изобразить условную модель жизни, согласно данной характеристике Играющие (4 или 6 человек) располагаются, обозначив некий прямоугольник. При звучании музыки модель оживает: все в постоянном движении. Но избирается определенный момент
жизни: «На празднике жизни», «В суете жизни», «В размышлениях о жизни» и т.п., движения играющих принимают определенные характеристики. Эти характеристики резко отличаются.
Есть одна тонкость в данной игре: следует обратить внимание на то, что при любых обстоятельствах жизни человек не может не замечать других вокруг себя, и нельзя не учитывать присутствия людей, как бы ни был ты увлечен собственными переживаниями. Варианты проигрываются несколько раз. Играющие избирают характер модели сами.