Выразительность мимическая

• Хорошо начинать такие упражнения с игровой ситуации:
несколько студийцев — это пешеходы; субъекту надо бы узнать дорогу к театру. Кого он спросит? Почему избирает именно этого человека? Обсудить сделанный выбор.

• Игра «Стекло». Участники занятий, разбившись на диады,
ведут мимический диалог якобы через толстое стекло, не пропус­кающее звука. Содержание диалога заведомо определяется. Обо­значаются роли: субъект-Один, субъект-два. В последующем участ­ники сами придумывают свой диалог, а группа наблюдает и
угадывает содержание диалога. Для примера приведем два про­стых опорных текста:

- Как поживаешь?

- Спасибо. Не очень...

- Что-то случилось?

- Много неприятностей.
— Какие же? - Почему?

-. С другом поссорился, деньги потерял, кошка сдохла...

- Помощь нужна?

- Спасибо, я - сам.

- Успеха тебе в преодолении!

- Ты очень добр, спасибо.

- Что-то интересное читаешь?

- Да. Хорошая книга.

- Можешь дать мне?

- Нет, не могу.

- Тебе жалко?

- Не жалко. Обещал другому.

- А... А потом дашь?
-Конечно, с удовольствием.

- Спасибо, я буду ждать.

- Не волнуйся, я не забуду.

- Еще раз спасибо.

• Мимический диалог в диаде. Субъект-Один, располагаясь
напротив субъекта-два, подымает глаза и безмолвно говорит что-
то. Субъект-два отвечает так же безмолвно. Сначала содержание
задается извне преподавателем, затем идет свободная импровизация.

Сдержанность мимическая.

Упражнение называется «Неожиданный гость». Студийцы встают в два концентрических круга, так чтобы каждый участник имел своего визави напротив. Внешний круг передвигается по сигналу преподавателя. Во внутреннем круге — «хозяин дома», во внешнем — «гость». Фабула игры: хозяин открывает дверь и видит
перед собою неожиданного гостя. Преподаватель в момент пере­движения круга объявляет роль гостя: пожарный, начальник, со­седка, колдунья, далекий друг, Дед-Мороз, резидент, милиционер, дворник и т.д. «Хозяин дома» по-разному встречает неожиданное
появление гостя, однако его манеры при этом должны быть сдер­жанными, ибо он пока не знает, что же заставило человека по­явиться без приглашения.

Выражение доброго отношения к знакомому, неожиданно
встреченному среди потока людей на улице. Такое упражнение
лучше всего проводить под музыку — мягкие, бодрые ритмы, нежная мелодия.

Жесты. .

Пластика

• «Маляр» — упражнение для рук. Вы­тянуть вперед руки, соединить кисти рук — представить, что это малярная кисть. Кра­сить ею горизонтальную и вертикальную по­верхность — то соединяя кисти, то разъеди­няя, производя действия рук поочередно. Хорошо это делать под музыку.

• «Игра с облаком» — упражнение для пальцев. На вытянутые руки, на ладони, село облако, нежное, пушистое, ласковое. Поиг­рать с ним: бросить и поймать, перебросить из руки в руку, отпу­стить и пригласить вернуться, погладить и отпустить в небо.

• Представить, что где-то далеко в поле, за ручьем, канавой, кус­тами и крапивой идет знакомый. Приветствовать его жестами, при­гласить к встрече («Иди сюда!»), жестами сопровождая его движение через ручей («Не упади!»), через крапиву («Осторожнее!»), мимо кус­тов («Вот здесь обойди!»). Приветствовать его приближение жестами.

• Упражнение для кисти рук. Рука вытянута, кисть развернута вверх, расслаблена. Вдруг представить, что на ладонь кладут... змею. Резко повернуть Кисть — «нет!». Чередовать эти движения пооче­редно правой — левой рукой. Под музыку.

• Упражнение «В лифте». Раздвигать медленно закрывающие­ся двери лифта в момент выхода из него. Вытягивая руки, кисти напряжены.

Поза.

• Выйти перед группой, занять открытую позу общения, «на­деть платье доброжелательности», мимически выразить расположенность к группе и сотрудничеству с нею. Под музыку.

• Встать, мысленно соединить карандашом кончики ушей и края плеч. Держать позу не менее десяти счетов. Потом в этой позе продвигаться вперед, обретая постепенно свободу, контро­лируя позу («чтобы карандаш не упал»).

• Стать спиной к стене: точки опоры — затылок, лопатки, пят­ки. Простоять некоторое время (не менее десяти счетов). В это время произносить любые речи, читать стихи, петь. Сохраняя позу, отойти от стены, свободно передвигаться по аудитории.

• Сесть на стул. Спину держать, ноги в положении «колени вместе», «пятки вместе», «носки врозь», руки свободно лежат на коленях, развернуты ладонями вверх.

• Сесть за стол перед группой в аудитории, руки положить на стол ладонями вверх, спокойно оглядеть всех, улыбнуться. Затем встать, отойти в сторону и занять позу «слушаю другого». Под музыку.

Движения.

• Упражнение «Говорящие руки». Руки лежат на столе, свободны. Оглашается состояние хозяина рук — они меняют свое положение: «спокоен», «задумчив», «нервничает», «удивлен», «озабочен», «понурый», «решителен», «собирает волю в кулак», «в пред­вкушении удовольствия» и т.д.

• Войти в аудиторию: «Я просто гуляю», «Я пришел делать дело», «Я заглянул на минутку», «Я принес хорошую весть», «Я буду читать лекцию», «Я приглашаю вас на бал»... и т.д.

• «Наблюдаем за другим» - так называется это упражнение. Модификаций его множество. Вот один из вариантов. Субъект получаем карточку с описанием действий, которые необходимо воспроизвести. Например: «Вы выходите из дома. Яркое солнце.
Вам нравится погода... Вдруг закапал редкими крупными каплями дождь... Вы ловите капли, подставляя лад они... Вам хорошо...» Наблюдатели по окончании этюда делятся впечатлениями. Возмо­жен другой финал: наблюдатели воспроизводят то, что видели и

поняли; Они так и говорят: «Я понял, понял, что с тобой происхо­дит». Теперь Субъект-исполнитель анализирует пантомимическую репродукцию. Используется музыка.

Темпо-ритм.

• Войти в аудиторию и произвести «обустройство рабочего места»: спокойно и ритмично оценить обстановку, проверить дос­ку, мел; губку, затем положить все необходимое на стол (кафед­ру), оценить освещение в аудитории, затем поднять глаза и приго­товиться к приветствию всех присутствующих.

• Темпо-ритм задается музыкой. Надо выполнить несколько действий: войти, открыть шторы, погасить свет, сесть за стол, от­крыть книгу...

• Игра «Присоединение». Участники сидят за столом либо стоят около стола; первый участник упражнения поочередно под
музыкальный ритм опускает руки ладонями вниз на поверхность стола, затем поворачивает голову к соседу и мимически пригла­шает его сделать то же самое, тот исполняет и посылает пригла­шение дальше... Движение может идти обратно, тогда кисти рук ритмично снимаются с поверхности стола. Так как это красивое и веселое упражнение оказывается для некоторых трудным, следует его повторить не один раз, меняя музыкальное сопровождение.

Свобода физическая и психологическая

• Под музыку свободно и произвольно пе­редвигаться по комнате, приветствуя пан­томимическими средствами тех, кто встре­чается «на пути».

• Игра «Спасибо, стул». На стульях сидит несколько играющих. Их вид говорит о том, что им нравится стул, на котором они сидят. Но вот они начинают мимически договариваться о смене стула и, прежде чем покинуть свое место, благодарят стул, на ко­тором сидели, средствами пантомимы. Здесь предметом наблюде­ния является «разговор с партнером» и «разговор со стулом».

• Игра «Подари свое место». Преподаватель спрашивает, всем ли студийцам удобно, все ли довольны своим обустройством в аудитории. Когда получает всеобщий позитивный ответ, предла­гает: «Могли бы вы подарить свое удобное место другому?» Зву­чит музыка, все встают и через минуту садятся на любое место, предоставив свое — другому,

• Игра «Амстердам». Воображение переносит всех на широкие проспекты Амстердама. И вот каждый оказывается в новом
городе, один, не замечая никого. Потом шагает легко и свободно
по проспекту... (музыкальная пьеса определяет имя города).

• Игра «Перед зеркалом». Играющие оказываются перед гру­дой украшений: шарфы, шляпы, парики, заколки... Примеряют и
идут к воображаемому зеркалу... Видят себя в зеркале... Наблюда­тели определяют состояние персонажей игры.

• Игра «Протираем пыль». Несколько человек, получив сал­фетки, выходят перед группой и начинают «вытирать» стол и сту­лья. Под музыку. Закончив работу, преподносят салфетки другим
членам группы, говоря мимически: «И ты попробуй...» По окон­чании производится анализ восприятия и самоанализ играющих.

• Игра «Модель жизни». Выдвигается одна характеристика жизни — ее динамичность, бесконечность движения. Предлагает­ся изобразить условную модель жизни, согласно данной характе­ристике Играющие (4 или 6 человек) располагаются, обозначив некий прямоугольник. При звучании музыки модель оживает: все в постоянном движении. Но избирается определенный момент
жизни: «На празднике жизни», «В суете жизни», «В размышлени­ях о жизни» и т.п., движения играющих принимают определенные характеристики. Эти характеристики резко отличаются.

Есть одна тонкость в данной игре: следует обратить внимание на то, что при любых обстоятельствах жизни человек не может не замечать других вокруг себя, и нельзя не учитывать присутствия людей, как бы ни был ты увлечен собственными переживаниями. Варианты проигрываются несколько раз. Играющие избирают ха­рактер модели сами.

Наши рекомендации