Работа с научной литературой
Библиотека... Древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечение и так далее - до бесконечности. Вся жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле именуемом библиотекой.
Большинство читателей, переступая порог библиотеки, не подозревают о том, что в этот момент они становятся потенциальными абонентами огромной системы источников информации, которая по своей неисчерпаемости вполне может быть названа памятью человечества.
Библиотека- это не только книга. Это прежде всего колоссальный концентрат времени, как бы сопряжение тысячелетий человеческой мысли, перенесенной на пергамент, папирус бумагу, - для жизни в постоянстве, а не в текучести. Вы вошли в храм сбереженного времени.
М. Шигинян.
Главная задача стоящая перед библиотекой БПК обеспечение учебного процесса и научно - исследовательской работы преподавателей и студентов.
Библиотека является важнейшим структурным подразделением среднего специального учебного заведения, обеспечивающим литературой и информацией учебно-воспитательного процесса, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения.
Работа с литературой - обязательный компонент любой научной деятельности. А сама научная литература является высшим средством существования и развитие науки. Во первых - средство распространения и хранения научного знания. Во-вторых средство коммуникаций ,научного общения. Работу с литературой следует начинать с составления библиографии. Для этого следует использовать библиотечные карточки на лицевой пишется источник: фамилия и инициалы автора, название работы, в каком журнале, сборнике издана статья год издания, количество страниц или в какой по какую страницу расположена статья. Есть библиографический стандарт, как надо оформлять данные о литературных источниках. На оборотной стороне фиксируется утверждение, которое представляют интерес для данного исследования. Библиографию необходимо вести тщательным образом, чтобы в дальнейшем не обращаться к первоисточникам.
Как надо искать необходимую литературу источника? В первую очередь в библиотечных каталогах и в последних номерах журналов за каждый год. Хорошим подспорьем могут быть списки литературы, которые приводятся в монографии и списки цитированной литературы в кандидатских и докторских. Списки цитированной располагаются в конце научного отчета, статьи в алфавитном порядке.
Как работать с научной литературой? Как лучше и глубже познакомиться с их содержанием? Чтение такого рода литературы может быть разным. Это может быть просмотр, выборочное чтение, полное чтение и, наконец, изучение. Способ чтения зависит от цели.
Предположим, мы решили составить о научной книге общее представление, определить ее характер: степень научности, манеру изложения, стиль и т.п. это можно сделать путем беглого просмотра. Например, нас заинтересовала книга по такой отрасли как педагогика. Познакомившись с соответствующим разделом библиотеки мы обнаружили, что книг по этой тематике много. Нам предстоит сделать выбор. По какому принципу будем отбирать? Какая книга потолще? Или наоборот потоньше? Конечно, при отборе нужно руководствоваться другими критериями. Существует система первоначальной оценки литературы в целом. Просмотр книги - распространенный метод требующий приобретения определенных навыков и соблюдении целесообразного порядка и их применения.
Беглый просмотр книг может дать очень много. С книгой нужно знакомиться в следующем порядке:
1. Внимательно изучить титульную страницу, где указаны основные данные на книгу: название, автор, место и год издания, наименование издательства;
2. Познакомиться с оглавлением этой книги, стараясь понять, из каких разделов она состоит в какой последовательности излагается материал; обратить внимание на наличие в книге чертежей, схем, рисунков дополняющий и поясняющий текст.
3. Прочитать аннотацию, предисловие, введение, послесловие, выводы, что может лучше представить содержание, понять назначение и цель книги.
4. Ознакомиться непосредственно с основным текстом книги, для чего нужно прочитать несколько страниц, абзацы, отрывки из наиболее ценных и интересных разделов. Это даст представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудностях или доступности книги.
Выбрав книгу в библиотеке, начинаем знакомиться с новинкой. Чтобы разобраться во всем и в главном, и в деталях необходимо прочитать книгу, как говорят от корки до корки. Только при сплошном чтении можно полностью оценить содержание книги, правильно понять ее. Читать научную литературу следует вдумчиво, не торопясь, стараясь вникнуть в существо вопроса. Для этого необходимо читать последовательно главу за главой, внимательно прочитывая каждую фразу. При чтении научной литературы приходится обязательно сталкиваться с новыми словами, специальными терминами. Лучше всего их заносить в специальную тетрадь. Научную книгу надо читать по частям, обдумывая и просматривая дополнительные источники (справочник, энциклопедии, словари). Наконец, еще один совет, касающийся работы с книгой. После прочтения и сделанных записей выписывают (дословно или кратко) то, что относится к интересующему читателя вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы лишь в последствии. Это главным образом отдельные мысли, выводы. К выпискам из книг примыкают списки литературы, сведения о которой есть в книги. Например, что читать на ту или другую книгу.
План текста- это совокупность названий основных мыслей выраженных в тексте. Пункты плана могут иметь вид заголовков или вопросов-тем, в которых читатель детализирует заглавие текста, данное автором. Как научиться составлять план.
Для составления плана необходимо уметь выделить в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе уметь делить текст и подбирать заголовки к ним.
Тезисы- это основные положения (мысли) текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте (или короче основных субъектов).
Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому для осмысления и запоминания текста составление тезисов помогает больше чем составление плана.
Надо заметить, что составление тезисов позволяет обычно более детально расчленить текст, чем запись плана.
Конспект- при изучении научных трудов и сложных учебных текстов бывает необходимо записать не только основные вопросы или мысли получившие в тексте доказательство, объяснение, пояснение и само доказательство, но в таких случаях составляют конспект - всех возникших мыслей необходимо проделать еще одну работу: оценить книгу в целом. Занести свою оценку в тетрадь. Для записей такого рода можно использовать аннотацию, предисловие, послесловие. В записях нужно указать автора, название книги, о чем эта книга, что понравилось в ней. Кто-то заметил, что чтение научной литературы это лучшая «умственная гимнастика». И тому, кто ее добросовестно выполняет она доставляет истинное наслаждение.