Работа с научной литературой

В начале необходимо предварительно ознакомиться с книгой, затем приступить к ее чтению. В ходе работы над литературными ис­точниками студенту целесообразно конспектировать, выписывать основные мысли, наиболее характерные места для будущего исследо­вания.

Прежде чем приступить к чтению монографии, необходимо с ней ознакомиться:

а) прочитать введение (предисловие) к книге, аннотацию автора (если она имеется), где раскрывается основное содержание книги, ее цели, границы исследования;

б) просмотреть оглавление работы, раскрывающее ее содержа­ние, что в определенной степени облегчит процесс нахождения ответа на интересующий студента вопрос;

в) обратить внимание на год издания книги, а иногда даже дату подписания ее в печать, имея в виду возможные изменения в законо­дательстве, не освещенные автором;

г) составить план прочитанного, т.е. дать перечень тех вопросов, рассмотрению которых посвящена читаемая работа.

После предварительного ознакомления с книгой можно перейти к ее чтению. Процесс чтения состоит из:

а) уяснения и усвоения прочитанного материала;

б) обдумывания прочитанного;

в) конспектирования источника.

При чтении научной литературы по избранной теме студент со­ставляет конспект. В начале конспекта необходимо записать название конспектируемой работы и фамилию, ее автора.

При конспектировании необходимо быть очень внимательным к первоисточнику. Не следует полагаться на те ссылки, которые име­ются в монографии или статье. В них возможны опечатки, неточно­сти. Они могут не совпадать по контексту, иметь в этих трудах другое смысловое значение. В любом случае следует сверить используемую цитату с первоисточником, уяснить ее содержание и нагрузку, соот­нести ее значение с содержанием своего текста, затем уже использо­вать.

Существует два вида записей при конспектировании: цитаты и за­метки.

1. Цитата дословная выдержка из какого-либо текста сочине­ния, приводимая для подтверждения излагаемой мысли. Цитата под­крепляет мысли автора-дипломника, дает им большую силу, убеди­тельность. Она должна быть по возможности краткой и точной. Вы­писывать цитату следует на отдельный листок бумаги на одной сто­роне. Это позволяет студенту в процессе написания дипломной рабо­ты вклеить цитату в нужное место без повторного переписывания. При пользовании цитатами нужно соблюдать определенные правила:

а) цитаты должны быть точными, неискаженными. Критикуя то или иное теоретическое положение, дипломник должен проявлять определенный такт и уважение к авторам этих работ;

б) желая усилить некоторые места в цитатах, их можно выде­лить изменением шрифта - подчеркиванием или разрядкой, и это из­менение первоисточника нужно оговорить в скобках в виде примеча­ния, указав первые буквы своего имени и фамилии;

в) нельзя применять цитаты, заранее выписанные из книг, не проверив их по источнику, не посмотрев, в связи, с чем цитируемая мысль высказана, к какому времени указанное произведение относит­ся и т.д.

2. Заметкиили свободное цитирование. Этот вид работы над книгой преследует две цели: во-первых, кратко изложить мысли ав­тора книги и, во-вторых, высказать к ним свое отношение. В этом случае следует разделить чистый лист бумаги пополам, в первой по­ловине дословно или своими словами изложить точку зрения и вывод автора книги или статьи с указанием соответствующих страниц, а в правой - высказать свое отношение.

Конспект должен быть сжатым пересказом мыслей автора. При конспектировании прежде всего следует обдумать и уяснить прочитанное, в последующем произвести соответствующую запись.

Подборка, обобщение, анализ материалов правоприменительной практики необходимы для укрепления своего теоретического иссле­дования, а также для подтверждения выводов автора дипломной ра­боты какими-либо конкретными примерами.

Наконец, возможны как результат дипломного исследования продуманные, взвешенные практические рекомендации по повыше­нию качества юридической деятельности, предложения по совершен­ствованию законодательства.

Весьма ценным источником теоретических суждений и выводом являются материалы конкретных социологических исследований, проведенных, но собственной программе автора.

ПЛАНИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА, ОБЪЕМ КУРСОВОЙ

РАБОТЫ

Составление плана курсовой работы представляет со­бой длительный процесс, переплетающийся с другими этапами рабо­ты.

Приступая к дипломной работе, студент вместе с научным руко­водителем определяет сроки завершения основных этапов своей ра­боты:

а) составление библиографии, завершение работы над источни­ками и литературой;

б) сбор эмпирического материала;

в) представление руководителю отдельных глав и работы в це­лом.

В конце семестра кафедра проводит специальное заседание совместно со студентами и их научными руководителя­ми, на котором устанавливает точные сроки защиты курсовых работ. Этот график защиты является обязательным для студента и его научного руководителя. Работу, не представленную в срок, ка­федра имеет право снять с зашиты.

Курсовая работа в законченном виде должна содержать в ука­занной последовательности следующие структурные части:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· основной текст (главы, параграфы, пункты);

· заключение;

· список источников использованной литературы и материа­лов практики;

· приложения (например, текст использованных анкет, опросников, таблиц, диаграммы и т.п.). В конце основного текста студент должен обозначить дату сдачи окончательного варианта дипломной работы научному руководителю и поставить свою подпись.

Оглавлениечто перечень разделов, подразделов курсовой работы, составленный в определенной последовательности с указани­ем номеров страниц, на которых размешается начало материала на­учной статьи.

Введениедолжно содержать размышления автора об актуаль­ности исследования, новизне отдельных его частей или оригинально­сти подходов к объяснению того или иного явления правовой дейст­вительности, позиций по отношению к конкретным вопросам законо­дательства, правоприменительной практике. Во введении даются оценка современного состояния решаемой научной проблемы, осно­вание и исходные данные для написания курсовой работы, обосно­вание ее цели, научно-практической значимости выводов, связь с на­учным направлением работы соответствующей кафедры. Рекомен­дуемый объем этого раздела, как правило, 2-3 страницы.

Основную частькурсовой работы составляют две главы, в свою очередь разбитые на параграфы. Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос поставленной проблемы, параграф - отдельную часть этого вопроса.

При написании основных глав следует обратить внимание на сохранение логической связи между разделами и последовательность перехода от одной части к другой.

Содержание и объем основной части курсовой работы зависят от многих предпосылок, относящихся как к объективным данным со­стояния разработанности избранной темы исследования, так и к субъ­ективным факторам:

а) способности, склонности автора к научной работе;

б) умение студента качественно, всесторонне, убедительно и ла­конично, без механического повторения известных положений рас­крыть основные проблемы исследуемой темы;

в) умение четко обобщать богатый материал юридической прак­тики;

г) способность доказательно и кратко излагать свою позицию по любому изучаемому им вопросу курсовой работы.

Каждая глава и каждый параграф курсовой работы должны за­капчиваться краткими выводами.

Средний объем основной части курсовой работы должен со­ставлять 25-30 страниц машинописного текста.

В заключенииформулируются общие выводы по исследованию, предложения о путях и методах решения спорных в науке и практике проблем, предложения законодателю, практические рекомендации, относящиеся к возможности внедрения каких-либо разработанных студентом положений в практическую деятель­ность государственных органон и общественных объединений, долж­ностных лиц и граждан. Заключение занимает по объему обычно 1-3 страницы машинописного текста.

Список источников использованной литературы и материа­лов практикипомещается непосредственно после основного текста курсовой работы. Иногда встает вопрос о количестве источников для качественного написания работы. Полагаем, что в каждом кон­кретном случае студент и его научный руководитель должны решать индивидуально. Вместе с тем общий подход определяет, что таких источников должно быть не менее 30.

Приложенияк основному тексту' должны быть составлены в соответствии с техническими стандартами, аккуратно и компактно присоединены к работе и пронумерованы в порядке использования их в основном тексте.

Черновик следует писать аккуратно, разборчиво, через опреде­ленные интервалы, необходимо оставлять поля, причем крайне важ­но, чтобы они были достаточно широкими, занимали до 1/3 ширины страницы. Это нужно для того, чтобы руководитель мог сделать ис­правления, поставить вопросы, указать дополнительную литературу, внести поправки стилистического характера. Опыт показывает, что писать следует только на одной стороне листа. Такая форма письма освобождает автора от многочисленных переписываний текста.

В научной литературе принято писать от первого лица множе­ственного числа – «мы», «по нашему мнению», или от имени третьего лица – «автор», как «считают», «утверждают», «полагают» и т. п. В ра­боте допустимы лишь общепринятые сокращения. Например, в место «и другие» - «и др.», «и так далее» - «и т.д.», «и прочее» - «и пр.».

Приводимые примеры должны подтверждать высказанные те­зисы и быть по возможности краткими. Желательно приводить не только опубликованные примеры, но и взятые из местной практики, например, из архивов, судов и др. Приведенный тезис может быть подтвержден и обобщающими данными.

Наши рекомендации