Часть 2 психология высшей школы
Часть 1 ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом
1. Роль высшего образования в современной цивилизации
2. Место технического университета в российском образовательном пространстве
3. Фундаментализация образования в высшей школе
4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе
5. Интеграционные процессы в современном образовании
6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании
7. Информатизация образовательного процесса
Глава 2. Педагогика как наука
1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории
2. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками
Глава 3. Основы дидактики высшей школы
1. Общее понятие о дидактике
2. Сущность, структура и движущие силы обучения
3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности
4. Методы обучения в высшей школе
Глава 4. Структура педагогической деятельности
1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности
3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
4. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
Глава 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе
1. Лекция
2. Семинарские и практические занятия в ВШ
3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых
4. Основы педагогического контроля в высшей школе
Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
1. Этапы и формы педагогического проектирования
2. Классификация технологий обучения высшей школы
3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль
4. Интенсификация обучения и проблемное обучение
5. Активное обучение
6. Деловая игра как форма активного обучения
7. Эвристические технологии обучения
8. Технология знаково-контекстного обучения
9. Технологии развивающего обучения
10. Информационные технологии обучения
11. Технологии дистанционного образования
Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов
Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога
Глава 9. Педагогическая коммуникация
Часть 2 ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Глава 1. Особенности развития личности студента
Глава 2. Типология личности студента и преподавателя
Глава 3. Психолого-педагогическое изучение личности студента
Приложение 1. Психологические схемы "Индивидуально-психологические особенности личности"
Приложение 2. Психологические схемы "Общение и социально-психологическое воздействие"
Глава 4. Психология профессионального образования
1. Психологические основы профессионального самоопределения
2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии
3. Психология профессионального становления личности
4. Психологические особенности обучения студентов
5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов
6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления
7. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп
Приложение. Психологические схемы "Социальные феномены и формирование коллектива"
Концепции гуманизации и гуманитаризации в техническом университете
Очевидно, что в технических вузах, решая проблему гуманитаризации, необходимо добиваться проникновения гуманитарного знания в естественнонаучные и технические дисциплины, обогащения гуманитарного знания естественнонаучной и фундаментальной компонентами. К основным положениям концепции гуманизации и гуманитаризации могут быть отнесены:
• комплексный подход к проблемам гуманизации образования, который предполагает поворот к целостному человеку и к целостному человеческому бытию;
• гуманные технологии обучения и воспитания обучающихся;
• обучение на границе гуманитарных и технических сфер (на границе живого и неживого, материального и духовного, биологии и техники, техники и экологии, технологии и живых организмов, технологии и общества, и т.д.);
• междисциплинарность в образовании;
• функционирование цикла социально-гуманитарных дисциплин в вузе как фундаментального, исходного образовательного и системообучающего;
• преодоление стереотипов мышления, утверждение гуманитарной культуры.
Какими должны быть критерии гуманизации образования? Без ответа на этот вопрос нельзя приступать к решению проблемы гуманитаризации российского образования. В качестве таких критериев выделяются:
1. Овладение общечеловеческими ценностями и способами деятельности, содержащимися в гуманитарном знании и культуре.
2. Обязательное наличие углубленной языковой подготовки, при этом лингвистический модуль становится составной частью всего комплекса гуманитаризации.
3. Гуманитарные дисциплины в общем объеме изучаемых дисциплин должны составлять не менее 15-20% для негуманитарных учебных заведений и процент их должен увеличиваться.
4. Устранение междисциплинарных разрывов как по вертикали, так и по горизонтали.
В настоящее время существуют иллюзорные межпредметные связи естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин, с одной стороны, и дисциплин внутри гуманитарного цикла - с другой. Кроме того, узкая направленность образования привела к тому, что система знаний, умений и навыков учащихся всех ступеней (школа, ссузы, вузы) представляет собой конгломерат слабо связанных сведений о природе, обществе, человеке, которые так же слабо используются учащимися на практике, в деле самостоятельного добывания знаний, саморазвития.
Гуманитаризация образования предполагает усиление внимания к расширению номенклатуры учебных дисциплин гуманитарного цикла и одновременно обогащение естественнонаучных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей.
Таким образом, перспектива обновления и актуализации гуманитаризации образования связана с взаимопроникновением естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, с одной стороны, а с другой - с усилением роли гуманитарного образования.
Говоря о гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования, мы должны иметь в виду, что инженерное образование в XXI в. обязательно должно учитывать новые отношения инженерной деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, т.е. деятельность инженера должна быть гуманистичной. В силу этого в технических вузах и университетах особое внимание должно быть уделено философии технологии, поскольку она значительно отличается от философии науки. В то время как философия науки в конечном итоге вращается вокруг вопроса: каким образом оценить научную истинность и каков смысл этой истины, философия технологии вращается вокруг вопроса о природе артефакта, т.е. сделанного человеком.
В силу этого фундаментальной научной проблемой, подлежащей осмыслению, для технических университетов является: "Какова природа того, что мы создаем, и почему мы это делаем?" А это и есть одна из задач философии технологии. Отвечая на поставленные выше вопросы, философия технологии утверждает, что они должны носить гуманный характер, не быть враждебными природе, обществу, человеку; они должны быть гармонизированы с ними.
Создание таких "гуманистичных" технологий предполагает изменение взгляда их создателей на сущность своей деятельности. Единственный путь изменения взгляда инженеров и других работников технической сферы лежит через гуманизацию и гуманитаризацию образования.
Гуманитарное знание включает в себя науки о человеке, науки об обществе, науки о взаимодействии человека и общества, прогностику общественных процессов и развития человеческой природы.
Основной направленностью в организации учебного процесса в университетах должна быть междисциплинарность в обучении, основу которой составляет междисциплинарная природа современного знания. Здесь преобладают два направления:
1) интенсивный ввод в сугубо технические вузы дисциплин гуманитарного цикла;
2) обогащение гуманитарных специальностей и дисциплин основами технического и естественнонаучного знания и наоборот.
Этот путь обучения через междисциплинарный подход способствует формированию у студентов глобализации и нестандартности мышления, способности решать комплексные проблемы, возникающие на стыке различных областей, видеть взаимосвязь фундаментальных исследований, технологий и потребностей производства и общества, уметь оценить эффективность того или иного новшества, организовывать его практическую реализацию.
В формировании специалистов, инженеров нового типа, гуманитарная подготовка затрагивает сущность их творческой деятельности не только в технической, но и в социальной, экологической и экономической сферах. Существующая система образования в технических вузах России не дает инженеру осмысления технологий эффективного социального взаимодействия и коммуникативной культуры.
До сих пор в России имеет место резкое разделение и даже противопоставление гуманитарной и технической сфер деятельности, мышления и образования. Система образования России разделена на две слабо взаимодействующие части: гуманитарную и техническую. Это наболевшая проблема российского образования, которую до сих пор не удается решить должным образом, в силу чего деятельность инженера практически не оплодотворена гуманистическим духом творчества.
Технический университет будущего - гуманитарно-технический университет, т.е. университет единой культуры человечества, потому что в XXI в. произойдет сближение инженерной и гуманитарной деятельности, установятся их новые отношения с окружающей средой, обществом, человеком, произойдет дальнейшее сближение биологии и техники, живого и неживого, духовного и материального. В будущем инженеру без серьезной гуманитарной подготовки не обойтись. Именно поэтому гуманитаризация образования вообще, и особенно технического, является первоочередной задачей для российской высшей школы. Решение проблемы гуманитаризации образования в технических университетах России должно осуществляться в следующих направлениях:
¦ расширение номенклатуры дисциплин гуманитарного модуля (см. структуру основных модулей обучения в современном техническом университете);
¦ обеспечение взаимопроникновения гуманитарного знания и негуманитарных дисциплин (естественнонаучные и технические);
¦ обогащение естественнонаучных и технических дисциплин знаниями, раскрывающими борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей;
¦ междисциплинарность в образовании;
¦ обучение решению научно-технических проблем на границе технической и гуманитарной сфер;
¦ обеспечение возможности получения студентами в техническом университете второй гуманитарной или социально-экономической специальности;
¦ усиление подготовки инженеров в правовой, языковой, экологической, экономической, эргономической областях;
¦ создание в университете гуманитарной среды;
¦ личностно-ориентированное обучение.