Тема 1. Психология высшей школы как отрасль психологии.

Вопросы для подготовки

1. Предмет и задачи психологии высшей школы.

2. Роль знаний общей психологии в изучении дисциплины «Психология высшей школы». Структура психики. Формы проявления психики.

3. Связь психологии высшей школы с другими отраслями психологических знаний.

ТЕМА 2. РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

Вопросы для подготовки

1. Понятие личности в психологии. Структура личности. Основные сферы личности. Роль типологических особенностей личности в межличностном взаимодействии.

2. Индивидуально-типологические особенности личности субъекта образовательного процесса (темперамент, состояния «Я», репрезентативные системы, графологическая типология).

3. Роль мотивов и потребностей в эффективном освоении знаний. Классификация мотивов и потребностей. Мотивация студентов и преподавателей.

ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И МОЛОДОСТИ. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.

Вопросы для подготовки

1. Психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности или ранней взрослости.

2. Противоречия и кризис студенческого возраста.

3. Адаптация студента к обучения в ВУЗе. Виды и особенности адаптации.

4. Особенности межличностного общения как фактор эффективного взаимодействия.

ТЕМА 4. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.

Вопросы для подготовки

1. Анализ общения как вида деятельности.

2. Виды, формы, этапы, стороны общения.

3. Особенности эффективной передачи информации в учебном процессе.

ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Вопросы для подготовки

1.Образование как система, характерные для неё особенности.

2. Психологический анализ функций психологического управления.

3. Виды психологического управления.

4. Виды нагрузки преподавателя.

5. Основная документация в работе преподавателя высшей школы.

ТЕМА 6. ПСИХОДИАГНОСТИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.

Вопросы для подготовки

1.Системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов.

2. Структура и методы психолого-педагогических исследований.

3.Классификация психодиагностических методик.

ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИКИ (Тексты методик приведены ниже).

1. Методику на определение темперамента Айзенка.

2. Методику «Формула темперамента» ( А. Белов ).

3. Методику «Психогеометрическая типология».

4. Методику «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.

5. Методику «Уровень притязаний».

6. Методику «Самооценка».

7. Методику «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

8. Методику «Мотивация обучения в вузе».

9. Методику диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

10. Методику Шмишека «Акцентуации характера».

11. Методику «Индивидуальный стиль педагогической деятельности».

12. Методику «Оценка профессиональной направленности личности учителя».

13. Методику «Шкала профессионального стресса».

14. Методику «Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ) педагога (анкета НПУ: «прогноз»)

Проведите методики на себе за исключением методики «Уровень притязаний». Для ее выполнения выберите респондента из своих друзей, родственников или знакомых.

Опросник Айзенка по определению темперамента

Инструкция: «Вам предлагается несколько вопросов. На каж­дый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих отве­тов, т. к. это не испытание умственных способностей».

Вопросы

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям,к тому,чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысльо том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств неболь­шим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и безза­ботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвра­щаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой ком­пании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где под­шучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных не­приятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончи­лось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ливы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с Дру­зьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди вашихзнакомых те, которые явно вам не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или ва­шей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероп­риятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка результатов.

Экстраверсия - находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8,10,13,17,22,25, 27,39,44,46,49,53,56 и ответов «нет» в вопросах: 5,15, 20,29,32,37,41,51.

Если сумма балловравна 0 - 10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.

Если 15 - 24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешне­му миру.

Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

Невротизм ~ находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,52,55,57.

Если количество ответов «да» равно 0 - 10, то - эмоциональная устойчивость.

Если 11 - 16, то - эмоциональная впечатлительность.

Если 17 - 22, то появляются отдельные признаки расшатаннос­ти нервной системы.

Если 23 - 24, тоневротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Ложь - находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54. |

Если набранное количество баллов 0 - 3 - норма человеческой лжи, ответам можно доверять.

Если 4 - 5, то сомнительно.

Если 6-9, то ответы недостоверны.

Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.

Тема 1. Психология высшей школы как отрасль психологии. - student2.ru

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направ­лен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, весе­лый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбуж­ден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен,, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуа­ции стресса - склонность к истерико-психопатическим реакциям.

''Флегматик-интраверт: стабильная личность, медлителен, спо­коен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержан-' ный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать дли­тельные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пес­симистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса - склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).

Тест «Формула темперамента» (А. Белов)

Инструкция: Отметьте знаком <+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны. Итак, если вы:

1) неусидчивы, суетливы;

2) невыдержанны, вспыльчивы;

3) нетерпеливы;

4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

5) решительны и инициативны;

6) упрямы;

7) находчивыв споре;

8) работаете рывками;

9) склонны к риску;

10) незлопамятны;

11) обладаете быстрой, страстной,со сбивчивыми интонациями речью;

12) неуравновешенны и склонны к горячности;

13) агрессивный забияка;

14) нетерпимы к недостаткам;

15) обладаете выразительной мимикой;

16) способны быстро действовать и решать;

17) неустанно стремитесь к новому;

18) обладаете резкими порывистыми движениями;

19) настойчивы в достижении поставленной цели;

20) склонны к резким сменам настроения – то вы чистый хо­лерик.

Если вы:

1) веселы и жизнерадостны;

2) энергичны и деловиты;

3) часто не доводите начатое дело до конца;

4) склонны переоценивать себя;

5) способны быстро схватывать новое;

6) неустойчивы в интересах и склонностях;

7) легко переживаете неудачи и неприятности;

8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9) с увлечением беретесь за любое новое дело;

10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключае­тесь с одной работы на другую;

12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;

13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новы­ми для вас людьми;

14) выносливы и работоспособны;

15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровожда­ющейся жестами, выразительной мимикой;

16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;

17) обладаете всегда бодрым настроением;

18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

19) часто не собраны, проявляете поспешность в решениях;

20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться – то вы, конечно же, сангвиник.

Если вы:

1) спокойны и хладнокровны;

2) последовательны и обстоятельны в делах;

3) осторожны и рассудительны;

4) умеете ждать;

5) молчаливы и не любите попусту болтать;

6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;

7) сдержаны и терпеливы;

8) доводите начатое дело до конца;

9) не растрачиваете попусту сил;

10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, си­стемы в работе; ,

11) легко сдерживаете порывы;

12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;

13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колко­стям в свой адрес;

14) постоянны в своих отношениях и интересах;

15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;

16) ровны в отношениях со всеми;

17) любите аккуратность и порядок во всем;

18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19) обладаете выдержкой;

20) несколько медлительны – то вы, без сомнения, флегматик.

Если вы:

1) стеснительны и застенчивы;

2) теряетесь в новой обстановке;

3) затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

4) не верите в свои силы;

5) легко переносите одиночество;

6) чувствуете подавленность, растерянность при неудачах;

7) склонны уходить в себя:

8) быстро утомляетесь;

9) обладаете тихой речью;

10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11) впечатлительны до слезливости; :

12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

14) склонны к подозрительности, мнительности;

15) болезненно чувствительны и легко ранимы;

16) чрезмерно обидчивы;

17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими

18) мыслями;

19) малоактивны и робки;

20) уступчивы, покорны;

21) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих —

22) то вы меланхолик.

Обработка результатов. Если количество положительных отве­тов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16 — 20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа тем­перамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов б — 10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:

Фт= Тема 1. Психология высшей школы как отрасль психологии. - student2.ru

где: Фт – формула темперамента,

Х — холерический темперамент,

С – сангвинический темперамент,

Ф – флегматический темперамент,

М — меланхолический темперамент,

А –общее число плюсов по всем типам,

Ах- число плюсов в «паспорте холерика»,

Аф – число плюсов в «паспорте флегматика»,

Ас- число плюсов в «паспорте сангвиника»,

Ам- число плюсов в «паспорте меланхолика». В конечном виде формула темперамента приобретает такой, на­пример, вид:

Фт =35%*Х+30%*С+14%*Ф+21%*М

Это значит, что данный темперамент на 35 % холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % флегматичный, на 21%меланхоличес­кий. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип тем­перамента является у вас доминирующим, если 30 – 39 % - то каче­ства данного типа выражены достаточно ярко, если 20 – 29 %, то ка­чества данного типа выражены средне, если 10 – 19 %, то качества данного темперамента выражены в малой степени.

Наши рекомендации