Педагогика и психология высшей школы

Т.М. Резер

Нетестовые задания

Екатеринбург

2016

Неделя 1
Педагогика и психология высшей школы: основные понятия

1. Раскройте понятия «объект», «предмет» педагогики, задачи и категориальный аппарат педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, формирование.

Критерии оценки:

ü Все ключевые понятия педагогии выделены, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Ключевые понятия педагогии выделены, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Выделены не все ключевые понятия педагогии, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

2. Определите связи педагогики как науки с другими науками.

Критерии оценки:

ü Все существующие связи педагогики как науки с другими науками выделены, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Существующие связи педагогики как науки с другими науками выделены, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Выделены не все связи педагогики как науки с другими науками, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

3. Сформулируйте проблему единства и целостности мирового образовательного пространства и опишите общемировые тенденции развития современной педагогической науки.

Критерии оценки:

ü Проблема сформулирована верно, описаны общемировые тенденции развития современной педагогической науки, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Проблема сформулирована верно, описаны общемировые тенденции развития современной педагогической науки, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Проблема не сформулирована, не названы общемировые тенденции развития современной педагогической науки, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

4. Охарактеризуйте систему антропологических наук и место в ней педагогики. Изобразите взаимосвязь антропологических наук и педагогики в виде схемы с указанием объектов исследования, установлением взаимосвязей между ними и особенностей.

Критерии оценки:

ü Система антропологических наук и место в ней педагогики охарактеризованы в полном объеме, между ними прослеживается логическая связь, представлена логически выстроенная схема – 3 балла.

ü Система антропологических наук и место в ней педагогики охарактеризованы в полном объеме, но между ними не прослеживается логическая связь, представлена логически выстроенная схема – 2 балла.

ü В системе антропологических наук и место в ней педагогики охарактеризованы в не полном объеме, сложно проследить логическую связь, не представлена схема – 1 балл.

5. Выделите основные диалектические взаимосвязи педагогики и психологии.

Критерии оценки:

ü Все основные диалектические взаимосвязи педагогики и психологии выделены, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Все основные диалектические взаимосвязи педагогики и психологии выделены, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Выделены не все диалектические взаимосвязи педагогики и психологии, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

6. Размышляя о назначении науки, Д.И. Менделеев пришёл к выводу, что у каждой научной теории есть две основные и конечные цели – предназначение и польза. Исходя из этого правила, назовите функции педагогической науки и раскройте их содержание.

Критерии оценки:

ü Все функции педагогической науки названы, раскрыто их содержание, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Все функции педагогической науки названы, раскрыто их содержание, но между ними не везде прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Названы не все функции педагогической науки названы, их содержание их не раскрыто, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

7. Назовите объекты, на которые направлены практические задачи педагогики психологии и раскройте их содержание.

Критерии оценки:

ü Все объекты, на которые направлены практические задачи педагогики психологии указаны, раскрыто их содержание, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Все объекты, на которые направлены практические задачи педагогики психологии указаны, раскрыто их содержание, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Не все объекты, на которые направлены практические задачи педагогики психологии, указаны, не раскрыто их содержание, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

8. Назовите задачи педагогики как науки и охарактеризуйте их.

Критерии оценки:

ü Все ключевые задачи педагогики выделены, между ними прослеживается логическая связь и завершенность характеристик – 3 балла.

ü Ключевые задачи педагогики выделены, но между ними не везде прослеживается логическая связь и завершенность характеристик – 2 балла.

ü Выделены не все ключевые задачи, между ними сложно проследить логическую связь, отсутствует завершенность характеристик – 1 балл.

Неделя 2

Дидактика высшей школы

9. Проследите генезис происхождения термина «дидактика».

Критерии оценки:

ü Все ключевые этапы генезиса происхождения термина «дидактика» выделены, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Все ключевые этапы генезиса происхождения термина «дидактика» выделены, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Выделены не все ключевые этапы генезиса происхождения термина «дидактика» понятия, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

10. В чем заключается научно-теоретическая функция дидактики?

Критерии оценки:

ü Раскрыто содержание научно-теоретической функции дидактики, прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Раскрыто содержание научно-теоретической функции дидактики, но не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Раскрыто содержание научно-теоретической функция дидактики не в полном объеме, сложно проследить логическую связь – 1 балл.

11. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) опубликовал в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Что понимал великий педагог под искусством обучения?

Критерии оценки:

ü Все ключевые элементы искусства обучения Яна Амоса Коменского выделены, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Все ключевые элементы искусства обучения Яна Амоса Коменского выделены, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Выделены не все ключевые элементы искусства обучения Яна Амоса Коменского, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

12. Раскройте базовые понятия дидактики: обучение, преподавание, знание, умение, навык, педагогический процесс, цель – принципы – содержание – методы – средства – формы организации обучения.

Критерии оценки:

ü Все базовые понятия дидактики раскрыты, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Все базовые понятия дидактики раскрыты, но между ними не про слеживается логическая связь – 2 балла.

ü Раскрыты не все базовые понятия дидактики, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

13. Что следует понимать под внутренними и внешними закономерностями обучения, моделированием в учебном процессе условий будущей профессиональной деятельности специалистов?

Критерии оценки:

ü Все ключевые понятия раскрыты, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Все ключевые понятия раскрыты, но между ними не про слеживается логическая связь – 2 балла.

ü Раскрыты не все ключевые понятия, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

14. Назовите требования, предъявляемые к процессу обучения в высшей школе.

Критерии оценки:

ü Все требования, предъявляемые к процессу обучения в высшей школе, указаны правильно, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Все требования, предъявляемые к процессу обучения в высшей школе, указаны правильно, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Указаны не все требования, предъявляемые к процессу обучения в высшей школе, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

15. Л.И. Гурье дает следующее определение педагогики высшей школы:

«Педагогика высшей школы – область знания, выражающего основные научные идеи, дающие целостное представление о закономерностях и существенных связях в учебно-познавательной, научной, воспитательной, профессиональной подготовке и всестороннем развитии студентов»Назовите задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам современной педагогики высшей школы.

Критерии оценки:

ü Все задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам педагогики современной высшей школы, названы, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Все задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам современно педагогики высшей школы, названы, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Указаны не все задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам современной педагогики высшей школы, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

16. Дидактика высшей школы – это наука о высшем образовании и обучении в высшей школе – интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания. Сформулируйте следующие профессионально-педагогические категории :

- профессиональное образование –…

- профессиональное обучение – …

- профессиональное воспитание – …

- профессиональное развитие– …

- профессиональное становление – …

Критерии оценки:

ü Сформулированы правильно все профессионально-педагогические категории высшей школы, между ними прослеживается логическая связь – 3 балла.

ü Сформулированы правильно профессионально-педагогические категории высшей школы, но между ними не прослеживается логическая связь – 2 балла.

ü Сформулированы неправильно профессионально-педагогические категории высшей школы, между ними сложно проследить логическую связь – 1 балл.

Наши рекомендации