Особенности воспитательных технологий

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

Воспитательные технологии– это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:

· диагностирование;

· целеполагание;

· проектирование;

· конструирование;

· организационно-деятельностный компонент;

· контрольно-управленческий компонент.

Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.

Существует множество классификаций технологий воспитания.

1. По научной концепции:

- деятельностные;

- поведенческие;

- интериоризаторские,

- нейролингвистического программирования.

2. По философской основе:

- гуманистические,

- материалистические;

- прагматические;

- антропософские.

3. По категории объекта:

- коллективные;

- индивидуальные;

- групповые;

- массовые.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами в школе:

· шоу-технологии;

· технология обучения;

· технология “Коллаж”;

· диалоговые технологии;

· технология педагогического общения;

· технология педагогики сотрудничества;

· модель трудового воспитания А.А. Католикова;

· технология “Экология и диалектика” Л.В.Тарасова;

· технология педагогического разрешения конфликта;

· информационно-коммуникационная технология (ИКТ);

· технология предъявления педагогического требования;

· технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;

· технология педагогической оценки поведения и поступков детей;

· авторская модель “Русская школа” (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина);

· технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;

· технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко);

· технологии воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова);

· технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, Н.П.Капустин);

· технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);

· технологии личностно-ориентированного обучения: гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания;

· многочисленные здоровьесберегающие технологии (по классификации, предложенной Н.К.Смирновым): медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.

Подробнее остановимся на воспитательных технологиях, которые я чаще всего использую в своей практике.

Технологический подход к организации воспитания в условиях современной школы, необходимость разработки новых развивающих технологий является одной из наиболее острых проблем отечественной педагогики. Воспитательная технология, используемая в процессе культурного развития учащихся, должна внести свой вклад в формирование отношенческих позиций, социальных и нравственных качеств, необходимых на данном этапе развития общества. Не умаляя роли учителя, следует подчеркнуть важнейшее значение использования педагогических технологий в личностном становлении современного школьника.

Использование воспитательных технологий должно учитывать существенные характеристики современной трактовки этого понятия:

* разработка под конкретный замысел; в основе лежат определенные философские идеи, ценностные ориентации автора;

* целевая установка как конкретно ожидаемый результат «выстраивает» технологическую цепочку действий, операций, коммуникаций;

* взаимосвязь деятельности педагога и учеников с учетом индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческого, технического потенциала, включения диалога;

* любой учитель должен ориентироваться в поэтапном планировании и последовательном воплощении элементов технологии, что, в частности, гарантирует достижение планируемых результатов;

* диагностические процедуры - органическая часть технологии, включающая критерии, показатели и инструментарий измерения результатов работы.

Наши рекомендации