Особенности воспитательных технологий
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.
Воспитательные технологии– это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:
· диагностирование;
· целеполагание;
· проектирование;
· конструирование;
· организационно-деятельностный компонент;
· контрольно-управленческий компонент.
Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.
Существует множество классификаций технологий воспитания.
1. По научной концепции:
- деятельностные;
- поведенческие;
- интериоризаторские,
- нейролингвистического программирования.
2. По философской основе:
- гуманистические,
- материалистические;
- прагматические;
- антропософские.
3. По категории объекта:
- коллективные;
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые.
Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами в школе:
· шоу-технологии;
· технология обучения;
· технология “Коллаж”;
· диалоговые технологии;
· технология педагогического общения;
· технология педагогики сотрудничества;
· модель трудового воспитания А.А. Католикова;
· технология “Экология и диалектика” Л.В.Тарасова;
· технология педагогического разрешения конфликта;
· информационно-коммуникационная технология (ИКТ);
· технология предъявления педагогического требования;
· технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
· технология педагогической оценки поведения и поступков детей;
· авторская модель “Русская школа” (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина);
· технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;
· технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко);
· технологии воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова);
· технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, Н.П.Капустин);
· технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
· технологии личностно-ориентированного обучения: гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания;
· многочисленные здоровьесберегающие технологии (по классификации, предложенной Н.К.Смирновым): медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.
Подробнее остановимся на воспитательных технологиях, которые я чаще всего использую в своей практике.
Технологический подход к организации воспитания в условиях современной школы, необходимость разработки новых развивающих технологий является одной из наиболее острых проблем отечественной педагогики. Воспитательная технология, используемая в процессе культурного развития учащихся, должна внести свой вклад в формирование отношенческих позиций, социальных и нравственных качеств, необходимых на данном этапе развития общества. Не умаляя роли учителя, следует подчеркнуть важнейшее значение использования педагогических технологий в личностном становлении современного школьника.
Использование воспитательных технологий должно учитывать существенные характеристики современной трактовки этого понятия:
* разработка под конкретный замысел; в основе лежат определенные философские идеи, ценностные ориентации автора;
* целевая установка как конкретно ожидаемый результат «выстраивает» технологическую цепочку действий, операций, коммуникаций;
* взаимосвязь деятельности педагога и учеников с учетом индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческого, технического потенциала, включения диалога;
* любой учитель должен ориентироваться в поэтапном планировании и последовательном воплощении элементов технологии, что, в частности, гарантирует достижение планируемых результатов;
* диагностические процедуры - органическая часть технологии, включающая критерии, показатели и инструментарий измерения результатов работы.