Основные этапы развития
Потребность в передаче опыта и воспитании в членах коллектива таких качеств, как чувства верности интересам племени, подчинении интересов личности интересам общества, сформировалась уже на заре человечества. Примерно около 400 тысяч лет назад, когда, по оценкам историков и биологов, закончилась эпоха палеолита, в основном завершился и процесс антропосоциогенеза, т. е. процесс формирования всех видов рода Человек (Homo). Передача традиций, опыта, обычаев, норм поведения в быту и религии была актуальной во все времена. В этом смысле можно считать, что профессия педагога входит в минимальное число, возможное тройку самых древнейших профессий человечества.
В первобытном обществе важное место в процессах воспитания и передачи опыта занимали имитационные и игровые типы поведения. Глядя на деятельность более опытных и более старших членов общества, молодые имитировали деятельность, связанную с поиском и добычей пищи, построением жилищ и т. д. Существенное место в процессах имитационного обучения занимало игровое поведение, а также различные ритуалы, в том числе танцы и религиозные действа, связанные с подчеркнутым, многократным повторением стилизованных элементов охоты, ухаживания, рыбной ловли и других видов полезной деятельности.
При рассмотрении всех этих видов обучения легко заметить и интересно проанализировать элементы аналогий с процессами обучения у различных типов общественных животных. К таким элементам можно отнести, например, описанные в главах части I многочисленные факты передачи индивидуального опыта как между взрослыми и молодыми особями, так и между особями, находящимися на разных уровнях общественной иерархии, факты ритуального и смещенного поведения в процессах общения животных, а также всем известные факты передачи и приобретения опыта в процессах игрового поведения.
Конечно, следует еще раз отметить, что появление элементов обучения у разных типов животных и тем более у животных и человека не следует рассматривать как линейный процесс непосредственной передачи каких-то наследственных механизмов. Скорее всего, основные причины появления элементов обучения связаны с независимым давлением условий внешней среды, вынуждающих тот или иной вид эволюционировать и развивать процессы обучения и передачи опыта (см. описание принципа конвергентного приспособления в разделе «Чувства»). Тем более вызывает удивление сходство отдельных функций, а иногда и некоторых механизмов обучения у столь разных по уровню развития видов, как человек, обезьяна и другие виды животного мира.
Реальные, вполне осознанные и целенаправленные островки образования появились, по-видимому, в таких странах Древнего Востока, как Ассирия, Вавилон, Индия, Китай, и были связаны с развитием школ военного, придворного и жреческого искусства. Эти школы в соответствии со спросом готовили профессионалов: военачальников, чиновников, писцов, служителей культа. О широте образования в таких школах можно судить по списку предметов, изучавшихся будущими жрецами Вавилонского государства. В список входили чтение, счет, письмо, религиозные правила, ритуалы, традиции, астрология, право, медицина. Обучение длилось около 10 лет, было дорогим и доступным только для детей (как правило, мальчиков) знатного рода. Среди дидактических принципов важное место занимала палочная дисциплина (16, 81-83).
С возникновением античной цивилизации (VIII в. до н.э. — V в. н.э.) связан важнейший этап истории педагогической мысли. Знаменитая спартанская и не менее известная афинская системы воспитания Древней Греции могут рассматриваться как родоначальницы многих направлений современного образования. Термин «спартанское воспитание» вошел в современный язык как определение строгого, военно-прикладного стиля, основанного на культивировании выносливости, непритязательности, бытовой скромности, физической выносливости учащихся. Принципы спартанской школы несомненно пережили века и заняли соответствующее место в современной системе воспитания.
Образование в Спарте было привилегией детей рабовладельцев; мальчиков и девочек в возрасте с 7 до 15 лет обучали по общественному типу, т. е. вне семьи. Важнейшее место у детей обоего пола занимали военно-физические дисциплины, кроме того, детей учили письму, счету. В возрасте от 15 до 20 лет юноши проходили дальнейшее усиленное образование, в частности, наряду с физическим и военным совершенствованием они получали музыкальное образование, обучались искусству точно и кратко формулировать свои мысли, лаконично отвечать на вопросы. По преданию, этими способностями особенно славились жители области Лаконии, откуда и родилось выражение «лаконичность».
После окончания курса обучения юноши сдавали итоговые экзамены, главным из которых было испытание на выносливость. На этом испытании выпускников публично секли у алтаря богини Артемиды. Юноши, достойно прошедшие это испытание, не показавшие страха перед болью, не дрогнувшие и не проронившие ни звука во время экзамена, получали оружие и становились полноправными спартанцами. В одной из многочисленных легенд, свидетельствующих о выносливости спартанцев, говорится о мальчике, который держал на груди под одеждой пойманного лисенка и смог ничем не показать боли, когда лисенок грыз и раздирал его тело.
Спартанское воспитание девушек проходило в более мягком варианте. Тем не менее девушки, наряду с такими предметами, как домоводство, обучение искусствам, также получали курс военно-физической подготовки, в частности, направленной на укрепление собственного здоровья и здоровья будущих детей. Девушки должны были тренировать свое тело, закаляться, заниматься спортом.
В отличие от строгого спартанского воспитания афинская школа имела скорее гуманитарную специфику. Первый уровень дети до 7 лет проходили в условиях домашнего воспитания. Далее в условиях частного обучения мальчики обучались основам грамоты, чтения и письма (школа грамматиста); обучались музицированию, пению, декламации (школа кифариста); более старшие подростки в возрасте 12-16 лет занимались пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска) и гимнастикой. Следующий уровень образования был связан с занятиями в гимназии, где 16-18-летние юноши из знатных семей приобретали знания в области философии, политики и литературы. Наконец, высшее образование юноши 18-20 лет получали в эфибии, где они более глубоко изучали политику, законы Афинского государства и военную науку.
Светская направленность школ античного мира после падения Римской империи в течение долгого периода Средних веков (от V до XV в.) была замещена ортодоксальной религиозной системой воспитания и образования. На целых десять веков европейская культура и цивилизация погрузились в мрак и оцепенение. Основой средневекового церковного образования было изучение схоластики. Эта была философия, оторванная от всякого реального опыта, основанная на буквоедском изучении оторванных от реальной жизни догматов церкви. Крайняя степень абстрактности и принципиальная непроверяемость рассуждении схоластики хорошо иллюстрируется классической темой богословских рассуждении того времени. Формулировка темы такова:
«Сколько ведьм может уместиться на острие иголки?» Естественно, при этом не могла идти речь об экспериментальной проверке решения, ни размер кончика иголки, ни тем более размер ведьмы измерению не поддавались (последняя величина остается неизмеримой и в наши дни).
Десятивековое церковное господство над всей системой образования в Западной Европе отразилось и в названиях типов школ: низший уровень — приходская школа, где детей при церковном приходе обучали основам грамоты, следующие уровни — монастырские и кафедральные (соборные) школы.
Тем не менее, несмотря на засилье религиозности, в конце периода Средних веков (где-то на рубеже XIII в.) в связи с развитием ремесел и торговли начало активно развиваться так называемое мирское образование. Появились цеховые школы, где дети ремесленников приобретали соответствующие навыки, наряду с этим в связи с развитием торговли начали развиваться гильдейские школы, создаваемые объединениями купцов (гильдиями).
В этот же период произошло формирование системы высшего университетского образования. Относительно мало зависимые от церкви университеты возникают на основе школ. Наиболее известными были и, что интересно, остаются сегодня Парижский, Кембриджский, Оксфордский университеты, а также университеты Праги и Болоньи. Наконец, в эти же времена интересы феодалов обслуживала особая рыцарская система воспитания, основу которого составляло обучение вполне светским «семи рыцарским добродетелям»: верховой езде, фехтованию, владению копьем, игре в шахматы, стихосложению и музицированию, охоте.
Новый расцвет светских учебных заведений в эпоху Возрождения был связан с активным зарождением капиталистических отношений, развитием науки и культуры в период после XV в. Основные направления педагогики и дидактики были связаны с идеями создания атмосферы заинтересованности детей в получении знаний, с развитием мотивационной сферы учащихся. Педагогические принципы и идеи этой эпохи в наиболее полном и ярком виде сформулировал великий чешский педагог, признанный основатель научной педагогики Ян Амос Коменский. В своей знаменитой книге «Великая дидактика» (1633-1638 гг.) он писал, что «ученость без добродетели — все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи», что образование должно быть неотделимо от нравственности.
Таким образом, был сформулирован, возможно, главный принцип гуманитаризации образования, принцип первичности духовных ценностей. Другой важный принцип образования, также связанный с идеями гуманитаризации, сформулирован Коменским как призыв «учить всех всему». В этой формулировке видны две идеи, лежащие в основе современного образования, во-первых, идея всеобщего образования и, во-вторых, идея необходимости широкого всестороннего образования, являющегося обязательным условием формирования духовно развитой личности. Ян Коменский впервые сформулировал принципы классно-урочной системы обучения, которая имеет определяющее значение для современной дидактики и организации школьного учебного процесса.
Эпоха Возрождения с ее интересом к античной культуре породила новый тип общего среднего образования, который был назван «классическим». Этот тип образования был основан на изучении латинского и греческого языков, античной культуры и искусства. Классическое образование получали выпускники учебных заведений, получивших название гимназия. Развитие и становление программ классических гимназий в основном закончилось в XIX — начале XX веков, когда наряду с древними языками в число основных предметов вошел ряд таких естественнонаучных дисциплин, как математика, физика, химия, родной язык, география, история.
В XIX веке наряду с классическим гимназическим образованием получили широкое развитие реальные училища и профессиональные школы, специфика которых была связана с потребностями производства и торговли (рис. 67). В этом смысле образование, даваемое в реальных школах, являло собой противоположность гимназическому образованию, имевшему в определенной степени академический уклон. Первой реальной школой была школа математических и навигационных наук, открытая в Москве в 1701 году по указу Петра I. Задачей школы была подготовка практических специалистов для военного и морского ведомств, а также подготовка учителей математики.
|
Рис. 67. Основные этапы развития педагогики
Глава 3