Формы организации учебной деятельности
Форма организации обучения – это специальная конструкция процесса обучения. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия – урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями.
Ведущими формами организации процесса обучения являются:
─ урок (35 или 45 мин.) – основная форма обучения в школе;
─ лекция (90 или 120 мин., с перерывом или без) – основная форма обучения в вузе;
─ семинар – практическое занятие всей учебной группы;
─ лабораторный практикум – практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;
─ учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.;
─ групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;
─ иные формы организации.
Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум, проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.
В школе и в вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения. Кроме того, в школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование. В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения – семинар, лабораторную работу, НИРС, самостоятельную учебную работу студентов, производственную практику, стажировку в другом отечественном или зарубежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.
Урок является основной формой организации обучения в школе. Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения, которая включает:
─ определенное организационное начало и постановку задач урока;
─ актуализацию необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
─ объяснение нового материала;
─ закрепление или повторение изученного на уроке;
─ контроль и оценку учебных достижений учащихся в течение урока;
─ подведение итогов урока;
─ задание на дом.
Содержание урока должно соответствовать Государственному образовательному стандарту и учебной программе конкретной дисциплины в рамках школьного учебного плана.
Каждый урок является звеном в системе уроков и соответствует основным принципам обучения. Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.
В дидактике выделяют следующие типы уроков, отличающиеся друг от друга особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения:
1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1–2 мин.), проверка домашнего задания (10–12 мин.), изучение нового материала (15–20 мин.), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10–15 мин.), подведение итога урока (5 мин.), домашнее задание (2–3 мин.).
2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.
3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.
4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.
Лекция является основной формой организации обучения в вузе. Проведение лекции включает в себя следующие структурные элементы:
─ формулировку темы;
─ сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы;
─ строгое следование плану предложенной работы.
В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:
─ высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;
─ большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
─ доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
─ достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
─ ясность изложения мыслей и активизацию мышления слушателей, постановку вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
─ анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
─ выведение главных мыслей и положений, формулировку выводов;
─ разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
─ умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;
─ применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.
В дидактике выделяются следующие типы лекций:
1. Вводная лекция. Дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции обращается внимание на методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчетности.
2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.
3. Обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.
4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
5. Лекция-визуализация. Представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудио- и видеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов – людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символики в виде схем, графов, графиков, моделей).
6. Бинарная лекция – это разновидность чтения лекции в форме изложения нового материала двумя преподавателями (либо представителями двух научных школ, либо ученым и практиком, преподавателем и студентом).
7. Лекция с заранее запланированными ошибками. Рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится разбор сделанных ошибок.
8. Лекция-конференция. Проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5–10 мин. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
9. Лекция-консультация. Может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы – ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, проводимой по типу «вопросы – ответы – дискуссия», является трояким сочетанием: изложения новой учебной информации лектором, постановки вопросов и организации дискуссии, поиска ответов на поставленные вопросы.