Тема 7: Классификация методов и средств обучения в современной педагогике
Задание 1. Определите различные подходы к классификации методов обучения, выделив методы.
Авторы | Признаки | Методы | |
1. | Традиционная | ||
2. | М.А.Данилов Б.П. Есипов | ||
3. | И.Я. Лернер М.Н. Скаткин | ||
4. | Г.И. Щукина И.Т. Огородников | ||
5. | Ю.К. Бабанский |
Задание 2. Определите условия эффективного выбора методов и средств обучения.
Тема 8: Методы и средства обучения.
Задание 1: На основании групповой работы в представленных фрагментах уроков определить: цели урока, методы обучения, средства обучения.
Задание 2. Обосновать эффективность использования методов и средств обучения для достижения поставленной цели.
Урок 1.
Учащиеся 3-го класса пишут сочинение по картинке. Учительница использует три варианта задания. Ученикам, выполняющим первый вариант, она предлагает написать рассказ по картинке, вывешенной на доске. Пишущим второй вариант, кроме того, ставит несколько вопросов по содержанию рисунка. Слабоуспевающим ученикам раздаются карточки с текстом рассказа, в котором пропущены слова. Эти слова дети вставят сами, глядя на картинку.
При объяснении нового материала учитель дает предварительные задания: сильным ученикам сделать из только что услышанного рассказа вывод и записать его; средним — ответить на вопросы; слабым — следить за рассказом по заранее данному плану.
Все учащиеся работают, на вопросы отвечают правильно.
Урок 2.
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема «Деепричастие». После фронтального опроса учитель вызвал к доске хорошего ученика, тот обобщил разрозненные ответы товарищей, привел много примеров. Затем, обращаясь к классу, учитель сказал:
— Сейчас, ребята, прослушайте песню и выделите
предложения с деепричастным оборотом.
Он включил магнитофон и в классе зазвучала мелодия популярной песни. Грустная, задушевная, она захватила и учеников и присутствовавших на уроке учителей. Когда учитель оборвал песню на середине, в классе послышался легкий гул возмущения.
Заметили вы предложения с деепричастными оборотами в песне? Вот ты, Лена, например.
Нет,— ответила девочка.— Я песню* слушала. Еще раз проиграйте, пожалуйста, только до конца.
Урок пришлось заканчивать учителю... без технических средств обучения.
Чем объяснить эту неудачу на уроке?
Урок 3.
В 6-м классе изучается тема «Наречие как часть речи». На доске написано несколько предложений. Дается задание: найти наречия; подумать, на какие вопросы они отвечают, к каким словам относятся. Сначала учащиеся выполняют его устно, потом записывают.
— А теперь,— продолжает учительница, — пусть каждый из вас сам придумает несколько предложений с наречиями и поставит к ним вопросы.
Школьники выполняют задание, попутно выясняя функции этой части речи. После каждого вопроса поднимаются десятки рук, но учительница обращается чаще всего к тем, кто не поднял руки.
— Ты не думаешь, Миша,— говорит она.— Давай-ка вместе подумаем. Подумав, Миша отвечает правильно.
— Теперь попробуем дать определение наречию как
части речи. Но сначала вспомним, по какому плану его
надо строить.
Этот не совсем обычный вопрос не пугает класс. Грамматические признаки наречия им установить нетрудно, и дети сами формулируют определение.
Затем учащимся предлагается найти в учебнике о наречии то, о чем не говорилось в классе. Они быстро справляются с заданием. Еще раз повторяется определение наречия (по частям и в целом), приводятся примеры. Далее преподавательница проводит выборочный устный диктант: читает текст, а учащиеся на слух определяют наречия, ставят к ним вопрос, говорят, к какому слову они относятся. Она читает быстро, но еще быстрее отвечают школьники.
1. Проанализируйте ход урока и дайте оценку методам работы учителя.
Урок 4.
На уроке русского языка в 7-м классе изучается тема «Назывные предложения». На классной доске висит репродукция картины художника А. Ковальского «В зимнюю ночь». Учащимся предлагается внимательно посмотреть на картину и назвать предметы и явления, которые на ней изображены.
Учительница обращается к классу с вопросами, а учащиеся отвечают.
Какое время года изображено на картине?
Зима.
Какое время суток?
Ночь.
Что видно на небе?
Редкие звездочки.
Кто стоит на бугре?
Волк. Волк смотрит в сторону деревни.
Очевидно, он голоден. Можно сказать: голодный волк,— добавляет преподаватель.— Что виднеется вдали?
Деревушка, огоньки.
Преподаватель, обращаясь к учащимся, говорит, что они, рассматривая картину, свои мысли выражали одним словом или сочетанием слов, т. е. предложениями.
Преподаватель открывает доску. На ней текст из названных учащимися предложений: «Зима. Ночь. Редкие звездочки. Голодный волк. Спящая деревушка. Огоньки». Затем следует анализ этих предложений и определение их.
По заданию учителя дети вспоминают отрывки из литературных произведений, которые начинаются назывными предложениями. На основании примеров школьники делают вывод об использовании писателями в своих произведениях назывных предложений. После этого повторяют их определение.
Далее преподаватель предлагает учащимся открыть учебник, прочесть материал к теме урока и сказать, какое указание, не упоминавшееся при объяснении, имеется в нем. Учащиеся обращают внимание на наличие в назывных предложениях указательных частиц «вот» и «вон». Затем выясняется, какую роль играют в нашей речи назывные предложения.
Учащиеся выполняют письменное и устное упражнения. В конце урока дается задание на дом.
Урок 5. На уроке русского языка в 8-м классе изучается тема «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях». Учительница, изложив теоретический материал, просит ребят подумать и рассказать, как они мыслят, решая, нужно ли поставить запятую в предложении «Мы составляем алгоритмы и учимся ими пользоваться».
— Итак, нужна здесь запятая? Поднять карточки.
В классе установлено: если да — поднимают красные карточки, если нет — желтые. В ответах учащихся разнобой.
— Давайте рассуждать вместе. Ну-ка, вспомните последовательность своих мыслей.
Наташа медленно «думает вслух» :
Прежде всего я нахожу подлежащее... Подлежащее — «мы». Потом нахожу сказуемое... Сказуемое — «составляем, учимся пользоваться». Определяю, относятся ли все сказуемые к одному подлежащему. Да, относятся — «мы составляем, мы учимся пользоваться». Значит, предложение простое.
Правильно. Ну вот, у нас уже есть часть алгоритма по распознаванию видов предложения. Мы установили первую минимальную группу признаков, анализ которых позволяет распознавать грамматические явления. Из этого «материала» можно построить следующий образец рассуждений — алгоритм: «1. Есть ли в предложении подлежащее? 2. Выделите все сказуемые. Все ли они относятся к одному подлежащему? 3. Если да — предложение простое (запятая не нужна), если нет — предложение сложное (запятая нужна)».
Ученики, руководствуясь данным алгоритмом, анализируют несколько предложений. Среди них есть и такое: «Я интересуюсь алгоритмами, и мой товарищ интересуется ими».
— Ну-ка, Люда, скажи, как ты понимаешь, как думаешь? Вначале рассуждай по алгоритму, составленному Наташей.
Люда медленно рассуждает вслух:
Есть ли в предложении подлежащее? Есть — «я», «товарищ». Выделяю все сказуемые — «интересуюсь», «интересуется». Все ли они относятся к одному подлежащему? Нет. Значит, предложение сложное, запятая нужна.
А если нет подлежащего в предложении, тогда как? Кто сумеет привести пример?
Виктор диктует классу: «Нас научат составлять алгоритмы, и можно будет сдать экзамен машинам».
— Ну что же, разберем это предложение. Нужна ли
здесь запятая?
Снова разнобой: мелькают желтые и красные карточки.
Давайте подумаем вместе. Есть ли в предложении подлежащее?
Нет.
Находим сказуемые.
«Научат составлять» и «можно будет сдать».
Внимательно посмотрите,— предупреждает учительница,— не выражены ли все сказуемые глаголами 3-го лица множественного числа?
Нет, только часть одного сказуемого выражена глаголом 3-го лица множественного числа — «научат».
Редактируется и записывается еще одна «ветвь» алгоритма. «I. Есть ли в предложении подлежащее? 2. Выделите все сказуемые. Выражены ли все сказуемые глаголами 3-го лица? 3. Если нет — предложение сложное (запятая нужна)».
А если да? Внимательно присмотритесь к следующему предложению: «Неудачный алгоритм переделали и продолжали пользоваться им успешно». Начните самостоятельно анализировать это предложение по только что составленному алгоритму...
Выражены ли все сказуемые глаголами 3-го лица?
Да, «они переделали» и «они продолжали пользоваться»,
— Предложение простое, запятая не нужна.
Схема алгоритма дополняется еще одной, на этот
раз последней, цепочкой рассуждений. Потом ученики коллективно графически изображают алгоритм, объединяющий в себе все пять возможных вариантов решения грамматической задачи.
Литература
1. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. – М.,1957.
2. Кукушин В.С. Дидактика: Учебное пособие. – М.:ИКЦ «Март», 2003 – 368с.
3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики/ Пер. с польского, - М.: высшая школа, 1986. – 368с.
4. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учебное пособие. –2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007.-432 с.
5. Подласый И.П. Педагогики: Учебник для студентов педагогических учебных заведений – М.: Просвещение: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
6. Ситаров В.А. Дидактики: Учебное пособие / под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 1999. – 160с.
8. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2001, - 544 с.