Тема 7: Классификация методов и средств обучения в современной педагогике

Задание 1. Определите различные подходы к классификации методов обучения, выделив методы.

  Авторы Признаки Методы
1. Традиционная      
2. М.А.Данилов Б.П. Есипов      
3. И.Я. Лернер М.Н. Скаткин      
4. Г.И. Щукина И.Т. Огородников      
5. Ю.К. Бабанский      

Задание 2. Определите условия эффективного выбора методов и средств обучения.

Тема 8: Методы и средства обучения.

Задание 1: На основании групповой работы в представленных фрагментах уроков определить: цели урока, методы обучения, средства обучения.

Задание 2. Обосновать эффективность использования методов и средств обучения для достижения поставленной цели.

Урок 1.

Учащиеся 3-го класса пишут сочинение по кар­тинке. Учительница использует три варианта задания. Ученикам, выполняющим первый вариант, она пред­лагает написать рассказ по картинке, вывешенной на доске. Пишущим второй вариант, кроме того, ставит не­сколько вопросов по содержанию рисунка. Слабоуспе­вающим ученикам раздаются карточки с текстом рас­сказа, в котором пропущены слова. Эти слова дети вставят сами, глядя на картинку.

При объяснении нового материала учитель дает предварительные задания: сильным ученикам сделать из только что услышанного рассказа вывод и записать его; средним — ответить на вопросы; слабым — сле­дить за рассказом по заранее данному плану.

Все учащиеся работают, на вопросы отвечают пра­вильно.

Урок 2.

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема «Деепричастие». После фронтального опроса учи­тель вызвал к доске хорошего ученика, тот обобщил разрозненные ответы товарищей, привел много приме­ров. Затем, обращаясь к классу, учитель сказал:

— Сейчас, ребята, прослушайте песню и выделите
предложения с деепричастным оборотом.

Он включил магнитофон и в классе зазвучала ме­лодия популярной песни. Грустная, задушевная, она захватила и учеников и присутствовавших на уроке учителей. Когда учитель оборвал песню на середине, в классе послышался легкий гул возмущения.

Заметили вы предложения с деепричастными оборотами в песне? Вот ты, Лена, например.

Нет,— ответила девочка.— Я песню* слушала. Еще раз проиграйте, пожалуйста, только до конца.

Урок пришлось заканчивать учителю... без техниче­ских средств обучения.

Чем объяснить эту неудачу на уроке?

Урок 3.

В 6-м классе изучается тема «Наречие как часть речи». На доске написано несколько предложений. Дается задание: найти наречия; подумать, на какие вопросы они отвечают, к каким словам относятся. Сна­чала учащиеся выполняют его устно, потом записы­вают.

— А теперь,— продолжает учительница, — пусть каждый из вас сам придумает несколько предложений с наречиями и поставит к ним вопросы.

Школьники выполняют задание, попутно выясняя функции этой части речи. После каждого вопроса под­нимаются десятки рук, но учительница обращается ча­ще всего к тем, кто не поднял руки.

— Ты не думаешь, Миша,— говорит она.— Давай-ка вместе подумаем. Подумав, Миша отвечает правильно.

— Теперь попробуем дать определение наречию как
части речи. Но сначала вспомним, по какому плану его
надо строить.

Этот не совсем обычный вопрос не пугает класс. Грамматические признаки наречия им установить не­трудно, и дети сами формулируют определение.

Затем учащимся предлагается найти в учебнике о наречии то, о чем не говорилось в классе. Они быстро справляются с заданием. Еще раз повторяется опреде­ление наречия (по частям и в целом), приводятся при­меры. Далее преподавательница проводит выборочный устный диктант: читает текст, а учащиеся на слух определяют наречия, ставят к ним вопрос, говорят, к какому слову они относятся. Она читает быстро, но еще быстрее отвечают школьники.

1. Проанализируйте ход урока и дайте оценку мето­дам работы учителя.

Урок 4.

На уроке русского языка в 7-м классе изучается тема «Назывные предложения». На классной доске ви­сит репродукция картины художника А. Ковальского «В зимнюю ночь». Учащимся предлагается вниматель­но посмотреть на картину и назвать предметы и явле­ния, которые на ней изображены.

Учительница обращается к классу с вопросами, а учащиеся отвечают.

Какое время года изображено на картине?

Зима.

Какое время суток?

Ночь.

Что видно на небе?

Редкие звездочки.

Кто стоит на бугре?

Волк. Волк смотрит в сторону деревни.

Очевидно, он голоден. Можно сказать: голодный волк,— добавляет преподаватель.— Что виднеется вдали?

Деревушка, огоньки.

Преподаватель, обращаясь к учащимся, говорит, что они, рассматривая картину, свои мысли выражали одним словом или сочетанием слов, т. е. предложе­ниями.

Преподаватель открывает доску. На ней текст из на­званных учащимися предложений: «Зима. Ночь. Ред­кие звездочки. Голодный волк. Спящая деревушка. Огоньки». Затем следует анализ этих предложений и определение их.

По заданию учителя дети вспоминают отрывки из литературных произведений, которые начинаются на­зывными предложениями. На основании примеров школьники делают вывод об использовании писателя­ми в своих произведениях назывных предложений. По­сле этого повторяют их определение.

Далее преподаватель предлагает учащимся открыть учебник, прочесть материал к теме урока и сказать, ка­кое указание, не упоминавшееся при объяснении, име­ется в нем. Учащиеся обращают внимание на наличие в назывных предложениях указательных частиц «вот» и «вон». Затем выясняется, какую роль играют в нашей речи назывные предложения.

Учащиеся выполняют письменное и устное упраж­нения. В конце урока дается задание на дом.

Урок 5. На уроке русского языка в 8-м классе изучается тема «Знаки препинания в сложносочиненных предло­жениях». Учительница, изложив теоретический мате­риал, просит ребят подумать и рассказать, как они мыслят, решая, нужно ли поставить запятую в предло­жении «Мы составляем алгоритмы и учимся ими поль­зоваться».

— Итак, нужна здесь запятая? Поднять карточки.

В классе установлено: если да — поднимают крас­ные карточки, если нет — желтые. В ответах учащих­ся разнобой.

— Давайте рассуждать вместе. Ну-ка, вспомните последовательность своих мыслей.

Наташа медленно «думает вслух» :

Прежде всего я нахожу подлежащее... Подлежа­щее — «мы». Потом нахожу сказуемое... Сказуемое — «составляем, учимся пользоваться». Определяю, отно­сятся ли все сказуемые к одному подлежащему. Да, от­носятся — «мы составляем, мы учимся пользоваться». Значит, предложение простое.

Правильно. Ну вот, у нас уже есть часть алго­ритма по распознаванию видов предложения. Мы уста­новили первую минимальную группу признаков, анализ которых позволяет распознавать грамматические явле­ния. Из этого «материала» можно построить следую­щий образец рассуждений — алгоритм: «1. Есть ли в предложении подлежащее? 2. Выделите все сказуемые. Все ли они относятся к одному подлежащему? 3. Если да — предложение простое (запятая не нужна), если нет — предложение сложное (запятая нужна)».

Ученики, руководствуясь данным алгоритмом, ана­лизируют несколько предложений. Среди них есть и такое: «Я интересуюсь алгоритмами, и мой товарищ интересуется ими».

— Ну-ка, Люда, скажи, как ты понимаешь, как ду­маешь? Вначале рассуждай по алгоритму, составленно­му Наташей.

Люда медленно рассуждает вслух:

Есть ли в предложении подлежащее? Есть — «я», «товарищ». Выделяю все сказуемые — «интересу­юсь», «интересуется». Все ли они относятся к одному подлежащему? Нет. Значит, предложение сложное, за­пятая нужна.

А если нет подлежащего в предложении, тогда как? Кто сумеет привести пример?

Виктор диктует классу: «Нас научат составлять ал­горитмы, и можно будет сдать экзамен машинам».

— Ну что же, разберем это предложение. Нужна ли
здесь запятая?

Снова разнобой: мелькают желтые и красные кар­точки.

Давайте подумаем вместе. Есть ли в предложе­нии подлежащее?

Нет.

Находим сказуемые.

«Научат составлять» и «можно будет сдать».

Внимательно посмотрите,— предупреждает учи­тельница,— не выражены ли все сказуемые глаголами 3-го лица множественного числа?

Нет, только часть одного сказуемого выражена глаголом 3-го лица множественного числа — «научат».

Редактируется и записывается еще одна «ветвь» ал­горитма. «I. Есть ли в предложении подлежащее? 2. Выделите все сказуемые. Выражены ли все сказуе­мые глаголами 3-го лица? 3. Если нет — предложение сложное (запятая нужна)».

А если да? Внимательно присмотритесь к сле­дующему предложению: «Неудачный алгоритм переде­лали и продолжали пользоваться им успешно». Начни­те самостоятельно анализировать это предложение по только что составленному алгоритму...

Выражены ли все сказуемые глаголами 3-го лица?

Да, «они переделали» и «они продолжали поль­зоваться»,

— Предложение простое, запятая не нужна.
Схема алгоритма дополняется еще одной, на этот

раз последней, цепочкой рассуждений. Потом ученики коллективно графически изображают алгоритм, объеди­няющий в себе все пять возможных вариантов решения грамматической задачи.

Литература

1. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. – М.,1957.

2. Кукушин В.С. Дидактика: Учебное пособие. – М.:ИКЦ «Март», 2003 – 368с.

3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики/ Пер. с польского, - М.: высшая школа, 1986. – 368с.

4. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учебное пособие. –2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007.-432 с.

5. Подласый И.П. Педагогики: Учебник для студентов педагогических учебных заведений – М.: Просвещение: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.

6. Ситаров В.А. Дидактики: Учебное пособие / под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.

7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 1999. – 160с.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2001, - 544 с.

Наши рекомендации