Глава 4 западная европа. V-xvi вв
После распада Римской империи в истории Центральной, Западной и Южной Европы начался новый период, условно называемый средневековым. Для этого периода было характерным преобладание феодальных общественных отношений.
Феодальный строй в Западной Европе прошел 3 стадии. Первая стадия феодализма (с V по X — XI вв.) — раннее Средневековье. Переход от античного мира к Средневековью был связан на первых порах с глубоким экономическим и культурным упадком. Преобладало натуральное хозяйство. В течение ряда веков отмечался упадок науки.
Во второй стадии феодализма (XI — XV вв.) — развитого Средневековья — с ростом производительных сил росли города — центры ремесла и торговли. Ремесленники в городах объединялись в цехи, развитие которых характерно для данной стадии. Наряду с натуральным хозяйством получило развитие меновое хозяйство. Крепли товарно-денежные отношения. Развивалась и росла торговля внутри отдельных стран и между ними.
Третья стадия феодализма (XVI —XVII вв.) — была периодом его упадка и разложения. Этот период характеризуется сравнительно быстрым развитием товарно-денежного хозяйства и затем зарождением в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя, таким образом, переход к следующей общественно экономической формации —капитализму.
Эпоха феодализма унаследовала от Римской империи христианскую религию в ее западной разновидности, известной с 1054 г. под названием католицизма.
Христианская церковь стала главной идеологической силой европейского феодализма, и все развитие культуры и науки в период Средневековья протекало в русле религиозной идеологии.
Доминирующей формой философии этого периода стала схоластика. Схоластика исходила из того положения, что все возможные знания уже даны либо в Священном Писании, либо в творениях отцов церкви. Античная культура, философия, литература, педагогическое и медицинское наследие подвергались гонению и предавались забвению.
Реалистическим представлениям противопоставлялись религиозные, мистические фантазии о человеке как носителе «первородного» греха. Естественные потребности человека рассматривались как проявление греховного начала.
Нормы семейных отношений, семейной педагогики нашли отражение в памятниках церковной литературы — Правилах апостолов, в Писаниях отцов церкви, таких как сочинение Иоанна Златоуста «О воспитании детей», Блаженного Иеронима «Письмо к Лете», где воспевается аскетический идеал, который достигается постоянными молитвами, постами, воздержанием, смирением, покорностью.
Средневековая церковь категорически отрицала почти все наследие античного мира в области культуры, но необходимость пользоваться богослужебными книгами на латинском языке заставляла заботиться об обучении будущего духовенства хотя бы элементарной грамоте. Латинский язык сделался языком европейской образованности того времени, на нем были написаны основные произведения церковной литературы. Связь средневековой культуры с христианской религией и латинским языком обусловили возникновение своеобразного типа школы, содержание обучения в которой черпалось из религии, а языком обучения стал латинский язык, чуждый для большинства европейских народов.
Эти школы содержались церковью. Они были нескольких типов: монастырские (при монастырях), кафедральные (при кафедре епископа), приходские (при приходских церквях). В большинстве из них образование детей ограничивалось преподаванием грамматики, риторики и диалектики (тривиум). В крупных школах еще обучали арифметике, геометрии, астрономии и музыке (квадриум). Совокупность этих двух циклов предметов была известна под названием «семи свободных искусств».
Обучение в средневековых школах строилось преимущественно на запоминании текстов Священного Писания и комментариев к ним. Метод обучения был схоластическим. Учащиеся обычно заучивали готовые определения в схоластической вопросно-ответной форме.
В качестве примера приводим фрагмент из учебника Алкуина1, написанного для Пипина — сына Карла Великого. Пипин задает вопросы, Алкуин отвечает.
П.Что такое письмо? А. Страж истории
П. Что такое речь? А. Толкователь души
П. Что создает речь? А. Язык
П. Что такое язык? А. Воздушный бич
П. Что такое человек? А. Раб смерти, переходящий с места на место путешественник,
гость в своем жилище
П. На что похож человек? А. На плодовое дерево
А. Подобно фонарю,
П. Как помещен человек? выставленному на ветер
Другой пример: «Беседа между учителем и учениками». Из учебника Эльфрика (X — XI вв.) — одного из монахов-учителей.
M. (мальчики). Наставник, мы, дети, просим вас учить нас говорить правильно, ибо мы необразованны и говорим испорченным языком.
Н. (Наставник). Что вы хотите сказать? М. Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильна и чтобы мы говорили то, что полезно, и чтобы мы не говорили по-старушечьи или неправильно.
Характерным для Средневековья является распространение «богоугодных заведений» — благотворительных закрытых учреждений для призрения детей. Они возникли еще в Римской империи в связи с усилением обнищания населения и повальными эпидемиями. Общественное обслуживание детей нищенствующих родителей, сирот, подкидышей в период раннего феодализма взяла на себя христианская церковь. Так, в IV в. в Италии появляются дома для подкидышей и сирот при монастырях, сиротские дома при домах пилигримов и госпиталях. Позже, в VIII — IX вв. появились дома призрения внебрачных детей в крупных городах при епископских кафедрах; в IX — XIV вв.— дома призрения внебрачных детей, учреждаемые сельскими и городскими приходами, воспитательные дома, организуемые гильдиями, цехами и благотворительными обществами в городах Центральной Европы.
В XV—XVI вв. в ряде стран Западной и Центральной Европы начали складываться буржуазная идеология и культура, обусловленные зарождением капиталистического способа производства. (Началась эпоха, известная в истории под названием «Возрождения».)
Появление первых признаков новых социальных отношений имело своим следствием возникновение нового взгляда на мир и человека в противовес средневековому религиозно-догмагическому мировоззрению. Средневековый аскетизм с его отрицанием радостей земной жизни и проповедью подготовки к загробному, вечному существованию постепенно вытесняется идеями гуманизма, противопоставившего теологии светскую науку, выдвинувшего идеал жизнерадостного, сильного духом и телом человека. Передовые мыслители этого периода особое внимание стали уделять изучению богатой литературы Древнего мира, забытой в предыдущие столетия.
Идеи гуманизма нашли свое отражение во взглядах передовых мыслителей на воспитание. Гуманисты выступили с требованием изучать в школах культурное наследие античного мира, а также реальные предметы окружающего мира; настаивали на использовании активных методов обучения, развивающих мышление детей.
Острой критике подвергаются феодальное семейное воспитание, средневековая школа, схоластические методы обучения.
В работах французских, английских, немецких гуманистов по-новому ставятся вопросы физического воспитания, развития речи; в противовес средневековой муштре, выдвигается требование использования игр, забав, развития наблюдательности. Уважение к личности ребенка, наглядный метод обучения, реальное содержание образования стали ведущими проблемами времени.
Педагогические идеи эпохи гуманизма представлены высказываниями целого ряда выдающихся мыслителей. Среди них: Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор и др.
Франсуа Рабле
Франсуа Рабле(1494— 1553) — один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и педагогической мысли эпохи Возрождения. Священник, врач и профессор анатомии, он получил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», представляющего собой сатиру на феодальный строй и весь образ жизни того времени.
В своем романе ряд страниц Рабле посвятил вопросам воспитания и образования. Подвергнув острой сатирической критике схоластическую ученость, Рабле выступил провозвестником нового, гуманистического воспитания, защитником реальных, практически полезных знаний, активных и наглядных методов обучения. Он сторонник гармонического развития детей, которое может, быть, достигнуто путем вооружения их научными знаниями и практическими умениями в сочетании с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.
Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» дает художественно яркое представление о воспитательных идеалах Рабле.
В главе XXIII Рабле пишет «о методе, применявшемся Панократом, благодаря которому у Гаргантюа не пропадало зря ни одного часа».
Увидев, какой неправильный образ жизни ведет Гаргантюа, Панократ решился обучать его наукам иначе... Чтобы у него лучше пошло дело, Панократ очистил с помощью специального снадобья мозг Гаргантюа «от всякой скверны» и заставил забыть все, чему его научили прежние воспитатели...
Затем он составил план занятий таким образом, что Гаргантюа не терял зря ни часу: все его время уходило на приобретение полезных знаний.
Вставал Гаргантюа около четырех часов утра. В то время как его растирали, он должен был прослушать несколько страниц из Священного Писания, которое ему читали громко и внятно, с особым выражением, для каковой цели был нанят юный паж по имени Анагност.
Затем Гаргантюа отправлялся в одно место, дабы извергнуть из себя экскременты. Там наставник повторял с ним прочитанное и разъяснял все, что было ему непонятно и трудно.
На возвратном пути они беседовали на астрономические темы, наблюдая состояние небесной сферы.
После этого Гаргантюа одевали, причесывали, завивали, наряжали, опрыскивали духами и в течение всего этого времени повторяли с ним заданные накануне уроки. Он отвечал их наизусть и тут же старался применить к каким-либо случаям из жизни; продолжалось это часа два-три и обыкновенно кончалось к тому времени, когда он был одет.
Затем три часа он слушал чтение.
После этого выходили на воздух и, по дороге обсуждая содержание прочитанного, отправлялись заниматься гимнастикой и играми.
В ожидании обеда они внятно и с выражением читали наизусть изречения, запомнившиеся им из сегодняшнего урока.
В начале обеда читалась вслух какая-нибудь занимательная повесть о славных делах старины,— читалась до тех пор, пока Гаргантюа не принимался за вино. Попутно Гаргантюа выучил в короткий срок соответствующие места из греческих и римских классиков. Чтобы проверить себя, сотрапезники часто во время таких бесед клали перед собой на стол книги этих авторов.
Далее разговор возвращался к утреннему уроку, а потом, закусив вареньем из айвы, Гаргантюа чистил зубы, ополаскивал глаза холодной водой, после чего благодарил бога в прекрасных песнопениях, прославлявших благоутробие его и милосердие. Затем он занимался арифметикой, геометрией, астрономией, математикой, музыкой.
Потом они пели, разбившись на четыре или пять голосов, или же это было что-нибудь сольное, приятное для исполнения.
На подобные упражнения тратили около часа; за это время процесс пищеварения подходил к концу, и Гаргантюа шел облегчить желудок, а затем часа на три, если не больше, садился за главные свои занятия, т. е. повторял утренний урок чтения, читал дальше и учился красиво и правильно писать буквы античные и новые римские.
По окончании занятий Гаргантюа брал уроки верховой езды, военного искусства, плавал, играл, выполнял различные физические упражнения и пр.
Чтобы развить грудную клетку и легкие, он кричал, как сто чертей.
После подобных занятий, возвращаясь, он наблюдал природу, сравнивал и собирал растения...
Придя домой, они, пока готовили ужин, повторяли некоторые места из прочитанного, а затем садились за стол.
За ужином возобновлялся обеденный урок, и длился он, пока не надоедало; остальное время посвящалось ученой беседе, приятной и полезной.
Прочтя благодарственную молитву, пели, играли на музыкальных инструментах, принимали участие в разных забавах, иногда посещали общество ученых или путешественников, коим довелось побывать в чужих странах.
Темной ночью, перед сном, смотрели на небо, наблюдали кометы, расположение светил.
Затем Гаргантюа в кратких словах рассказывал... наставнику все, что он прочитал, увидел, узнал, сделал, услышал за нынешний день.
Кроме того, иногда они ходили на публичные лекции, на торжественные акты, на состязания в искусстве риторики, ходили слушать знаменитых адвокатов и евангелических проповедников.
Так воспитывался Гаргантюа, с каждым днем показывая все большие успехи и, понятное дело, извлекая из постоянных упражнений всю ту пользу, какую может извлечь юноша в меру своего возраста.
Как видно из изложенного, Франсуа Рабле, несмотря на гротеск и остро сатирическую направленность своего романа, касается здесь довольно широкого круга вопросов общего, гармонического воспитания своего героя, и в частности формирования у него необходимо правильной речи. Здесь и слушание образцов чтения, выступлений, риторических споров; и беседы, оттачивающие мастерство красноречия; и ответы уроков наизусть, пение, чтение вслух, тренировка письменной речи; и развитие грудной клетки и легких для развития голоса и пр.
Фактически Франсуа Рабле предлагает целую систему развития речи вкупе с интеллектуальным и физическим воспитанием.