Компоненты процесса обучения
Педагогика в системе наук о человеке.
Пед-ка – это наука, изуч. сущность, законом., принципы, мет. и формы организ. педагог. процесса как фактора и средства разв. человека на протяж. всей его жизни.
Пед-ка – с греческого «детоводство».
Объектом познания в педагогике явл. человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Предм. пед-ки явл. педаг-й процесс как фактор развития личности.
Целью пед-ки как науки явл. изучение законом., тенденций и перспектив развития пед-го процесса для совершенствования педагогической практики.
Задачи педагогики:
1) изуч. социал. и личностного форм-ия и разв. растущего чел-ка в условии спец. организ-го воспитания
2) определение целей и содержания воспитания
3) поиски и научные обоснования методов, средств и форм организации воспитательной работы
Педагогика связана с психологией, философией, историей, социологией и др. науками и человеке.
Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.
Классики мир. пед-ки А. Дистервег – немецк. педагог- демократ, создатель теории развивающего и воспитывающего обучения, К. Д. Ушинский – русск. пед-г, основатель научной педаг-ки в России, сторонник единства национального и общечелов-го в воспитании, А. С. Макаренко – советск. педагог и писатель, создатель теории детского коллектива В. А. Сухомлинский – советск. педагог, исслед-ль проблем сем-го, нравств-го и гражданского воспитания. Сократ – древнегреч. философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побужд-о чел-а к осознанию противоречий и самопознанию Я. А. Коменский чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель пед-и как науки, создатель классно-урочной системы обучения ,Ж. Ж. Руссо - франц. писатель и философ, создатель теории естеств. и свободного воспитания И. Г. Песталоцци – швейц. педагог, создатель теории развив. элементарного нач. обучения и нравств. воспитания.
Общ. хар-ка системы образ. РБ
Под системой образ. РБ понимается совок-ть всех госуд. и негос. образ-ых и воспит. учреждений республики, руководств-ся едиными принципами, опред-ми политикой гос-ва в области образования. СО вып. социальный заказ общества, отражает особенности социально-эконом., политеческого и кольт. развития страны и вскл. в себя:
- дошкольное обр-е, осн.цель – развитие естеств. желания детей учиться, стремление познать окр. мир, содействие дух., физическому развитию ребенка;
- общее среднее обр-е – основное звено в системе непрер-го образования, кот. имеет своей целью развитие разн-их творческих способностей личности через овладение системой знаний, умений навыков. ОСО вкл. в себя начальную школу (1-4 кл.), базовую (5-9 кл.), и среднюю (10-11 кл.). Образ-е нач. с 6-летн. или более позднего возр. с учетом мед. пок. и согласия род-ей.
- внешкольное об-е и воспитание, кот. призвано наиболее полно удовлетворить разнос-е потребности и интересы детей и подростков, сод. дух. и физич. соверш-ию, разумной орг-ии их свободного времени.
- профессионально-техническое образ-ие имеет своей целью подготовку квалифиц. рабочих кадров, вооружение их необход. проф-ми умениями и навыками.
- среднее специальное обр-е, кот. решает задачу подготовку специалистов среднего звена (техникумы, училища, колледжи), рук. низших звеньев произв-тва;
- высшее обр-ние осущ-ся на базе общ-го среднего, среднего проф-техн. и среднего спец. обр-ия и дает осн-ые знания и навыки научно-исследов. работы, а зав-ся гос.экзаменами или защ. дипл. работы.
- под-ка научных и научно-педагогических кадров;
- повышение квалиф., аттестация и переподг. кадров.
Сущность процесса обучения. Структ. компаненты, закономерности, функции обучения.
Процесс – это движение, взаимодействие каких-то сил, смена состония, приводящих к опр-му результату.
Обучение явл-ся одним из видов челов-й деятельности, в ходе кот. осущ. передача соц-го опыта от одного поколения к другому. Обучение – процесс двухсторонний , хар-ся активным взаимодействием преподавания (обучающей деятельностью учителя) и учения (учебной деятельностью учащихся).
Организация усвоения учеб. материала – забота учителя, овладение им – задача учащихся.
Компоненты процесса обучения
Деятельность учителя (преподавание):
- ораганиз-я и руководство деятельность учащихся;
- развитие познав-ых интересов и способностей;
- формирование мировоззрения и поведения;
- оценка знаний, умений, навыков учащихся.
Деят-ть учащихся (учение):
-созерцательная (восприятие, осмысление);
- воспроизводящая (повтор-е, закреп-ие учеб. мат-ла)
- творческая (применение знаний на практике).
Содержание учебного материала:
-факты, -события, - идеи, -правила, - закономерности.
Функции процесса обучения:
- образовательная (вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками);
- воспитательная;
- развивающая (развитие мышления, памяти, воображения, эмоц. восприимчивости, ощущений и воспириятий, внимания, совершенствов. позн-ой деятельности, мыслит-х операций, анализа синтеза, обобщения).
Успешное выполнение образ-ной, воспитательной и развивающей ф-й процесса обучения обоесп-ся:
-содержанием учебн. материала; - формами организации учебной работы; - методами и приёмами обучения; - деятельностью и личными качествами учителя.
Закономерности процесса обучения:
Одной законом-тью явл-ся воспитывающий характер обуч-ия, на что обращал внимание еще Я.А.Коменский.
Второй важной закон-ью ПО явл-ся то, что ПО носит развивающий характер. Особую роль отводил этой закон- еще К.Д. Ушинский. Процесс обучения, если он управляется каким-то образом, всегда развивает.