Педагогика в системе наук о человеке.связь с др.науками
Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних (диалектических) связей с другими науками.Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях». В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании . Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественнонаучными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.
Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.Формы связей педагогики с другими науками разнообразны: применение методов других наук использование результатов исследований, полученных различными науками; объединение усилий педагогов с представителями других наук; совместная разработка новых понятий.
Стр-ра пед-ки: В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики в наст. время принято включать довольно значительное их число.
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Сравнительно молодая отрасль педагогики. Характерная особенность – ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В наст.время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.
Педагогика школы – она как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма. Самая богатая отрасль педагогики. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить огромный опыт руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных условиях.
Педагогика среднего специального образования – на стадии становления .Ее теоретический фонд в наст.вр. развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования.
Педагогика высшей школы – занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, создатели инновационных технологий… Многие из них занимаются созданием оригинальных методик обучения. Нередко эти инновац. разработки организуются при участии студентов. Фактор преемственности со школьной педагогикой. Многие теоретические истины обучения и воспитания будущих специалистов отражают законы преемственности общего и профессионального образования.
Военная педагогика – вскрывает закономерности, обосновывает, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Основное приложение педагог-ие открытия и разработки находят в военных учебных завед-ях и частях ВС, где молодежь осваивает воинские специальности.
Социальная педагогика – содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Благодаря научным исследованиям внешкольная система занятости детей и взрослых получает возможность эффективного развития, превращается в источник повышения культуры общества.
Исправительно-трудовая педагогика – содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления (или «педагогика пенитенциарных учреждений»). Существует детская и взрослая отрасли наук по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. Исправительно-трудовая педагогика взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.
Сравнительная педагогика – исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего у разных народов позволяют находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта.
Лечебная педагогика – сравнительно новая отрасль педагогики. Развивается на границе с медициной. Основным предметом ее является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру так же входят:
общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;
отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.). Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.