Библиографический список. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агронович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слуховой структуры слов у детей / З.Е. Агронович – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 310 с.

2. Басилова, Т.А. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического развития / Т.А. Басилова [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2010. – №2. – С. 82 – 90.

3. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскин – М.: Изд-во ЛПИ РСФСР 1993. – 387 с.

4. Боскис, Р.М. Основы специального обучения слабослышащих детей / Р.М. Боскин – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. – 261 с.

5. Боскис, Р.М. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей при раннем возникновении слухового дефекта (особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися) / Под ред. Р.М. Боскис, К.Г. Коровина. – М.: Педагогика, 1981. – 180 с.

6. Быкова, Л.М. Динамика связной речи глухих учащихся в условиях использования предметно-практической деятельности / Сборник научных трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена. Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся. – Л.: Наука, 1983. – 179 с.

7. Быкова, Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов / Л.М. Быкова – М.: Просвещение, 1990. – 205 с.

8. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 274 с.

9. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша – М.: Педагогика, 1992. – 93 с.

10. Грибова, О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей: Обследование письменной и связной речи / О.Е. Грибова – М.: Проспект, 2008. – 110 с.

11. Гольдберг, А.М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников (2-4 классы) / А.М. Гольберг – М.: Просвещение, 1986. – 185 с.

12. Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (1-4 классы 2-го отделения) / А.Г. Зикеев – М.: Педагогика, 1986. – 159 с.

13. Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку / С.А. Зыков – М.: Просвещение, 1987. – 88 с.

14. Комаров, К. В. Особенности обучения слабослышащих детей / К.В. Комаров – М.; Просвещение, 1985. – 98 с.

15. Комаров, К. В. К истории изучения и обучения слабослышащих // Книга для учителя школы слабослышащих // Под ред. И. М. Гилевич, К. В. Комарова, К. Г. Коровина, Л. И. Тиграновой – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 1998 – С. 3-37.

16. Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.

17. Королева, И.В., Григорьева, И.Ф., Петрига, Е.В. О нарушениях слуха у детей с расстройствами речи / И.В. Королева // Материалы XVI съезда оториноларингологов РФ. – СПб., 2008. – С. 42-49.

18. Королевская, Т.К., Пфафенродт, А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т.К. Королевская – М.: ВЛАДОС, 2004. – 170 с.

19. Коррекционная педагогика /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/д: МарТ, 2002. – 472 с.

20. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева — СПб., 1999. – 370 с.

21. Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности / А. Леве – М.: Академия, 2003 – 205 с.

22. Методика работы с детьми, имеющими нарушения слуха. / Волкова С.Б. – М.: Медицина, 2003. – 224 с.

23. Михайлова, Е.Н. Основы коррекционной педагогики / Е.Н. Михайлова – Томск: ТГПУ, 2009. – 490 с.

24. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова – М.: Педагогика, 2001. – 244 с.

25. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушением слуха / Т.В. Николаева. – М.: Экзамен, 2006. – 112 с.

26. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2004. – 344 с.

27. Носкова, Л.П., Головчиц, Л.А. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха / Л.П. Носкова – М.: Педагогика, 2011. – 190 с.

28. Носкова, Л.П., Головчиц, Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова – М.: Проспект, 2010. – 163 с.

29. Новикова, Л.А., Алиева, З.С. Ранняя и дифференциальная диагностика нарушений слуха у детей / Л.А. Новикова // Психофизиологические основы дифференциальной диагностики и коррекционного обучения детей с нарушениями познавательной деятельности. – М.: Владос, 2007. – С. 31-44.

30. Обухова, Т.И. Методика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением слуха: учеб-метод. пособие / Т.И. Обухова, Е.Н. Сороко. – Минск: БГПУ, 2013. – 91 с.

31. Речицкая, Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: Монография / Е.Г. Речицкая. – М.: МПГУ, 2011. – 188 с.

32. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова – М.: Педагогика, 1987. – 128 с.

33. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха: учеб.-метод. пособие / С.Н. Феклистова, Т.И. Обухова, Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.

34. Хохлова, А.Ю. Эффективность детско-родительского общения и интеллектуальное развитие глухих детей / А.Ю. Хохлова // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 3. – С. 86 – 91.

35. Шипицина, Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л.М. Шипицина. – СПб.: Речь, 2009. – 268 с.

36. Шиф, Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

37. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. / П.А. Янн – М.: Академия, 2003. – 210 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тема: Автоматизация звука [Р].

Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, мяч спички.

Программное содержание:

Задачи:

а) образовательная : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;

б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;

в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.

Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.

План занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повторение артикуляции звука [Р].

3. Развитие мелкой моторики.

4. Повторение чистоговорок.

5. Работа с предметными картинками:

а) «Назови слово и определи место звука»;

б) «Назови ласково»;

в) «Посчитай».

6. Физкультминутка.

7. Игра с мячом «Закончи слово».

8. Игра «Путаница».

III. Подведение итогов.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Тарарам, тарарам,

Кто спешит в гости к нам?

Этот мальчик- друг ребят,

С ним встрече каждый будет рад!

-Вот наш гость- Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения:

-«Чашечка»- 5 сек.

-«Грибок»- 5 сек.

-«Маляр»- 5 раз.

-«Вкусное варенье»- 5 раз.

-«Лошадка»- 5 раз.

-«Мотор»- 5-7 раз.

-«Барабанщики»- 5-7 раз.

2. Повторение артикуляции звука [Р]:

-Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.

-Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].

(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Развитие мелкой моторики.

Упражнение «Выложи по образцу».

-Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из спичек по образцу.

(Картинки: оранжевая морковь, красный забор, черная ракета).

4. Повторение чистоговорок.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Чистоговорки внятно,

Чтоб было всем понятно.

-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].

РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-

рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.

РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-

Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.

АР-АР-АР- УР-УР-УР-

Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.

ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-

На полу лежит ковер. На кармане много дыр.

5. Работа с предметными картинками.

а) «Назови слово и определи место звука».

-Наш гость принес конверт с картинками.

-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)

(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).

б) «Назови ласково».

-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.

в) «Посчитай».

-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).

6. Физкультминутка.

-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.

-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.

«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

7. Игра с мячом «Закончи слово».

-Вот такую игру придумал Буратино:

РА-РА-РА

Начинается игра.

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова!

-Я начинаю слово, а ты добавь РА:

ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.

РО-РО-РО

Ты закончи слогом РО:

вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.

А теперь договори

Ты слова со слогом РЫ:

вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.

8. Игра «Путаница».

-И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.

*Расцвели на клумбе козы,

В огород забрались розы.

*Ползает у речки мак,

Расцветает в поле рак.

*На конверт наклею маску,

На лицо надену марку.

*Я возьму от сыра кошку,

Угощу я нашу корку.

III. Подведение итогов.

-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Тема: «Звуки [Р] [Т] [К]. «Здоровье»»

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, фразах в позиции прямого слога при чтении и в полусамостоятельной речи.

Задачи:

учить работать с компьютером;

учить распознавать на слух и слухо-зрительно новые слова;

работать над голосом, речевым дыханием;

развивать память;

воспитывать внимание к речи учителя;

контроль за звуками [т], [к].

Оборудование: картинки, таблички, текст по теме, разрезной текст, экран,

зонды, спирт, вата, ИСА, компьютер.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Работа с компьютером.

3. Автоматизация звука [р].

4. Работа над текстом «Здоровье».

5. Подведение итога занятия.

Ход занятия

1. Оргмомент.

- Поздоровайтесь. – Здравствуйте.

- Аппараты работают? - Да.

- [Марина]

- Спроси, что будем делать? - Ирина Николаевна, что мы будем делать?

2. Работа с компьютером. Модуль «Клоун», «Шар».

- Будем говорить долго

[та], [ку] Модуль «Шар»

- Будем говорить кратко

та ка

ту ку Модуль «Клоун»

3. Автоматизация звука [Р].

- Будем говорить [р]

р а р а р а рак

р о р о р о роза

р у р у р у ручка

р и р и р и Рита

- Будем играть. - Как называется игра?

- Игра называется «Что пропало?»

- Посмотри на картинки. Закрой глаза.

Что пропало? - Рак, роза, ручка.

- Послушай слова:

[рак], [Рита], [ручка].

- Будем читать предложения.

Хорошо говори звук [р].

Рита заболела. У Риты болит горло.

- Послушай, [Рита заболела].

- Как ты себя чувствуешь? - Хорошо.

- Что у тебя болит? - Ничего.

- Ты здорова? - Да.

- [Возьми ручку] - У меня нет ручки.

Дайте мне, пожалуйста, ручку.

- [Положи ручку справа] - Я положила ручку справа.

4. Работа над текстом «Здоровье» (картинки)

- Будешь слушать текст «Здоровье». Послушай.

[Рита заболела. Она чувствует себя очень плохо.

У неё болит горло. Мама дала Рите лекарство.

Рита выпила лекарство. Скоро она будет здорова.]

- Что ты услышала?

А) Работа с разрезным текстом.

- Послушай предложения.

[Рита заболела].

[Она чувствует себя очень плохо].

[У неё болит горло].

[Мама дала Рите лекарство].

[Скоро она будет здорова].

Б) Работа с деформированным текстом.

- Послушай предложения.

[Мама дала Рите лекарство].

[У неё болит горло].

[Рита выпила лекарство].

В) Опознавание слов на голое ухо.

- Сними аппараты.

- Послушай слова[горло], [Рита], [лекарство].

5. Подведение итогов занятия.

- Ты слушала хорошо, говорила хорошо. Молодец.

- Иди в класс.

Наши рекомендации