Конструктивное упражнение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
Кафедра коррекционной педагогики
Методика обучению русскому языку
На тему: Лексическая тема «Кустарники»
(Работа над словом, предложением, текстом)
Выполнила
Студентка 5 курса
Заочного отделения
Группы № ЛБ-5
Телеганова Оксана
Преподаватель : доцент
Прищепова Ирина Владимировна
Санкт-Петербург 2015
Лексическая тема: «Кустарники»
Работа над словом
1. По образцу:
· Упражнение «Назови одним словом»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования имён существительных.
1. Что за ягодка такая
Словно небо, голубая?
голубика
2. Когда закашляю, простыну,
Мне мама в чай кладёт …
малина
3. Куст в колючках будто ёж,
Вот и назван…
ежевика
4. Она бывает разной:
Чёрной, белой, красной
смородина
5. В красной рубашечке,
Брюшко сыто, камешками набито.
шиповник
6. Домик круглый, костяной
В нем мальчишка озорной.
орех (орешник)
7. У этого кустарника гроздья махровые
сирень
· Упражнение «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Брусника-брусничка
Ежевика-
Малина-
Орешник-
Смородина-
Черника-
Черёмуха-
Шиповник-
· Упражнение «Собери слово по первому звуку»
По первым звукам в словах нужно составить слово, которое будет обозначать тему нашего занятия.
Конструктивное упражнение
· Упражнение «Составление слов из слогов»
Ли-на-ма (малина)
Ка-го-лу-би (голубика)
Ви-еже-ка (ежевика)
Смо-ро-на-ди (смородина)
На-ка-ли (калина)
· Упражнение «Четвёртый лишний»
Выберите лишнее слово, объясните свой выбор.
Ежевика, калина, дуб, малина.
Берёза, липа, осина, боярышник.
Колокольчик, орешник, ромашка, василёк.
Смородина, малина, жасмин, одуванчик.
Лимон, яблоко, орех, слива.
Черника, голубика, брусника, сирень.
· Упражнение «Буква потерялась»
Млина, чернка, смордина, ореник, олубика, бусника.
· Упражнение «Подбери словечко»
Цель: Подбор признаков и действий. Составление предложений из слов.
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует… (сирень)
На доске столбиками записаны слова и выражения, вверху прикрепляется слово: Сирень
Красивая Растёт В саду
Ароматная Цветёт В вазу
Белая Благоухает Домой
Лиловая Стоит Весной
Сиреневая Принесли После дождя
Махровая Сорвали
Пышная
Майская
Слова прочитываются детьми и составляются предложения, выбирая лова по смыслу, например:
В саду растёт красивая сирень.
После дождя майская сирень благоухает.
Творческое упражнение
· Упражнение «Подбери признаки»
Цель: Расширить и активизировать словарный запас.
Посмотрите на картинку и придумайте как можно больше слов признаков.
малина какая?
(сочная, спелая, красная, сладкая, вкусная)
голубика какая?
можжевельник какой?
сирень какая?
Работа над предложением
1. По образцу:
· Упражнение «Закончи предложение»
Цель: Развитие глагольного словаря.
У кустарников … много тонких веток. (имеется)
Кустарники похожи на невысокие деревья своими ветками, листьями, но …. один большой ствол. (отсутствует)
Некоторые из них … в лесах, на опушках и полянах, вдоль рек и озёр (растут)
Есть кустарники, которые садовники … в садах ради их вкусных и полезных ягод. (разводят)
· Упражнение «Составь предложение»
Бывает малина и лесной, и садовой.
Душистый жасмин с нежными лепестками растёт.
Вечнозелёный можжевельник глаз радует.
Многие являются растения лекарственными.
Собирают белочки на зиму в свои кладовые орехи.