Семейная педагогика об условиях и основных типах

Семейного воспитания

Повышению педагогической культуры родителей служит се­мейная педагогика, которая является важнейшим разделом педа­гогической науки. Она способствует осознанному представлению родителей о конечном результате своих воспитательных усилий, разработке программы семейного воспитания, методов и органи­зационных форм воспитательного процесса, принятию педагоги­чески правильной позиции в сложных ситуациях.

Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX— начала XX в. П.Ф. Лесгафт, которого по праву следует считать ко­рифеем семейного воспитания, определил условия, при которых каждый ребенок может стать "идеально нормальной личностью".

Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограж­дан, Родину, делать людям добро. При этом автор книги "Семей­ное воспитание ребенка и его значение" предупреждал, что сле­пая неразумная материнская любовь, "забивая ребенка хуже, чем розги", делает человека безнравственным потребителем или чес­толюбивым карьеристом.

Наличие такого высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Самое лучшее, если эту роль выпол­няет мать, но это может быть и неродной воспитатель, на попече­нии которого должно быть не более 6—7 детей. (Современные пси­хологи установили, что именно с таким количеством детей вос­питатель может одновременно поддерживать эмоциональный кон­такт.)

Регулярный радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начи­нает имитировать ее в игре, а затем и сам включается в процесс труда сначала как помощник, а затем как самостоятельный ис­полнитель.

Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и пр. У ребенка, привыкшего испы­тывать удовольствие от воздействия на его мозг "прибавочных раздражителей", не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности, а это означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться.

Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражне­ниями, подвижными играми, работой в саду, игры со сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой. Это объясняется тем, что никто не знает, в какой области человеческой деятельности может проявиться особый талант, дан­ный природой только этому ребенку. Значит, он должен соприка­саться с максимумом занятий, чтобы со временем определить свое призвание. Следует помнить, что "медвежью услугу" оказывают ребенку те родители, которые по своему произволу заранее про­граммируют его жизненный путь.

Соблюдение принципа постепенности и последовательности. Вос­питатель должен постоянно следить за тем, чтобы ребенок брался только за те дела, которые в данное время для него посильны, иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень, По мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более трудными и сложными.

Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения ребенком знаниями и опытом является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пы­таться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил. Примерно в 7 лет ребенок вырабатывает свои собственные "нравственные основания" и мо­жет оценивать поведение и поступки окружающих людей. Именно поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не по­служить ему примером безнравственного поведения.

Поступление в школу — чрезвычайно сложный и ответствен­ный перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребен­ка. Именно в этот период решается задача быть или не быть твор­ческой личности.

Вопрос о взаимосвязи семьи и школы, взаимоотношениях ро­дителей и педагогов является одним из самых важных в жизни общества, и он не может быть исключен из поля зрения педагоги­ческой науки. Долгое время в отечественной педагогике бытовало мнение, согласно которому считалось, что семья — это воспиты­вающая ячейка общества, а школа — обучающая. Первая закладывает фундамент духовного мира личности, а вторая формирует знания, умения и навыки. В тех случаях, когда подростки совер­шают правонарушения, нередко возникают дискуссии на тему "кто больше виноват — семья или школа". При этом иногда утвержда­ется, что, говоря о ведущей роли школы в воспитании детей, мы тем самым якобы принижаем роль семейного воспитания. И на­оборот, если указывается на ответственность семьи, то подчас следует возражение: нельзя снимать со школы ответственность за формирование духовного мира учащихся и за их поведение.

Наши рекомендации