Перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Специальная педагогика как наука. Ее связь с другими отраслями педагогического знания.

2. Основные тенденции развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли.

3. Объект и предмет специальной педагогики.

4. Роль церковной благотворительности на Руси в развитии специального образования.

5. Задачи специальной педагогики.

6. Ведущие ученые-дефектологи. Их роль в развитии специального образования.

7. Основные понятия специальной педагогики.

8. История подготовки педагогов-дефектологов.

9. Основные направления системы специального образования.

10. Личностные и профессиональные качества педагога-дефектолога.

11. Документы, регламентирующие деятельность специального образования.

12. Охарактеризовать первый период эволюций отношений государства и общества к детям с нарушениями в развитии.

13. Дидактические принципы специальной педагогики.

14. Охарактеризовать второй период эволюций отношений государства и общества к детям с нарушениями в развитии.

15. Формы обучения детей с проблемами в развитии.

16. Охарактеризовать третий период эволюций отношений государства и общества к детям с нарушениями в развитии.

17. Принципы построения системы специального образования.

18. Охарактеризовать четвертый период эволюций отношений государства и общества к детям с нарушениями в развитии.

19. Специфика отбора методов обучения детей с отклонениями в развитии.

20. Охарактеризовать пятый период эволюций отношений государства и общества к детям с нарушениями в развитии.

21. Специфика организации урока в специальной школе.

22. История становления специальной педагогики как науки.

23. Коррекционная направленность обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

24. Интеграция. Ее преимущества и существующие ограничения.

Тестовые задания

1. Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования это:

а) коррекционное обучение;

б) развивающее обучение;

в) дифференцированное обучение;

г) интегрированное обучение.

2. Учащимися коррекционно-образовательного учреждения являются:

а) дети с задержкой психического развития;

б) дети с педагогической запущенностью;

в) умственно отсталые дети;

г) дети с глубокой умственной отсталостью.

Что не относится к особенностям Sб – O – Sб отношений в коррекционном учреждении.

а) признание индивидуальности ребенка;

б) отношение к ребенку как объекту процесса обучения и воспитания;

в) уважений к личности ребенка;

г) равноправные отношения между учителем и ребенком.

Выберите специфические категории специальной педагогики

а) обучение;

б) коррекция;

в) воспитание;

г) развитие;

д) компенсация;

е) формирование;

ж) реабилитация;

з) адаптация.

Назовите недостающие гуманистические принципы специальной (коррекционной) педагогики

а) безоценочное принятие ребенка;

б) _______

в) _______

6. Соотнесите определения отдельных отраслей специальной педагогики и их термины:

Специальная педагогика Наука, которая изучает процесс развития детей с дефектами выраженной формы.
Тифлопедагогика Наука, которая изучает детей с речевыми нарушениями и разрабатывает основы специальной деятельности с ними.
Сурдопедагогика Наука, которая изучает детей с умственной отсталостью и разрабатывает основы специальной деятельности с ними.
Олигофренопедагогика Наука, которая изучает детей с нарушениями слуха и разрабатывает основы специальной деятельности с ними.
Логопедия Теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии.

7. Носители содержания образования – это:

а) учебные планы;

б) методы обучения;

в) учебники и учебные пособия;

г) государственный образовательный стандарт;

д) учебные материалы;

е) учебные занятия;

ж) учебные программы;

з) учебные помещения;

к) дидактические принципы;

и) учебные предметы.

Найдите соответствие между терминами и их прямым переводом.

Сегрегация Объединение
Интеграция Взаимозамещение
Реабилитация Отделение
Компенсация Исправление
Коррекция Восстановление

9. Найдите соответствие между определением понятийного аппарата специальной педагогики:

Объект Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого образовательные потребности.
Субъект Теория и практика специального образования.
Предмет Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.

Найдите соответствие между кодом вида специальной (коррекционной) школы и его расшифровкой.

Наши рекомендации