Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений.

2. Происхождение воспитание, его характер и развитие в условиях первобытного общества. Источники изучения. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Обряды инициаций.

3. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Древнем Междуречье и Египте.

4. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Индии и Китае.

5. Воспитание и школа в античном мире. Образовательная система Спарты. Афинская образовательная система.

6. Философы Древней Греции о воспитании.

7. Система образования Древнего Рима.

8. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Историко-педагогическая характеристика эпохи раннего Средневековья.

9. Религиозно-педагогическая мысль и практика образования в средневековой Западной Европе.

10. Зарождение и развитие университетского образования в Западной Европе. Характерные особенности педагогического процесса в университетах Средневековья.

11. Воспитание средневековых рыцарей.

12. Воспитание и школа в Византии: система воспитания и образования. Место Византии в истории мировой педагогики.

13. Типы учебных заведений раннего Средневековья в Западной Европе. Содержание образования.

14. Педагогическая мысль в эпоху позднего Средневековья.

15. Величайшие гуманисты: Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - и их педагогические идеи. Педагогическое движение гуманистов в других странах мира.

16. Педагогические идеи Возрождения во Франции. Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы.

17. Выдвижение Реформацией своего понимания природы и воспитания человека. Развитие Западно-европейской школы в ХV — ХVII в. Основные типы учебных заведений этого времени /элементарного образования, повышенного общего и высшего образования/.

18. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до ХVIII в.

19. Школа и педагогика в России в конце XIX в. и в начале XX в. (до 1917 г.

20. Просветительская политика Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины П.

21. «Золотой век» русской педагогики. Развитие образования в первой и второй четверти XIX века.

22. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н.Толстого, яснополянская школа и теория свободного воспитания. Соотношение воспитания и образования в педагогике Л.Толстого.

23. Классно-урочная система в учениях Я.А.Коменского и Й.Гербарта.

24. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в истории педагогики (на примере нескольких педагогов).

25. Теория воспитания джентльмена Дж. Локка.

26. Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж.Руссо.

27. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХIХ в. (до 80-х годов). Основные авторские педагогические системы прошлого.

28. Школа и педагогика в России до 90-х гг. Х1Х века. Развитие школьного дела в первой четверти XIX в.

29. Школьные реформы 1860 г. Период реакции школьной политики.

30. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике.

31. Основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX- нач. XX вв.

32. Педагогические взгляды и деятельность одного из зарубежных педагогов-реформаторов (по выбору студента).

33. Педагогические взгляды и деятельность одного из русских педагогов конца XIX - нач. XX вв. (по выбору студента).

34. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г.) Школьные реформы. Основные педагогические направления и идеи. В.П.Вахтеров, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, П.Ф. Каптерев.

35. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми воинами.

36. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.) Школа и школьная политика в этот период.

37. Отечественная школа и педагогика советского периода: принципы школьной политики, развитие педагогической науки. Педология в истории образования.

38. Разработка теории коллективного воспитания (А.С.Макаренко). Принципы построения и функционирования коллектива. Коллектив и личности в педагогике А.С.Макаренко.

39. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Педагогическая наука в этот период.

40. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Содержание семинарских занятий

Семинарское занятие 1

«Школьное дело и зарождение педагогической мысли

на ранних этапах развития человечества»

План

1. Воспитание как особая форма общественной деятельности.

2. Культурно-исторический характер воспитания.

3. Подходы к исследованию воспитания в первобытном обществе.

4. Особенности воспитания в первобытном обществе и его эволюция.

5. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Древнем Междуречье.

6. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Египте.

7. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Израильско-Иудейском царстве.

8. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Индии.

9. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Китае.

Рекомендуемая литература:

А) обязательная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.

высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Б) дополнительная

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.

2. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971

Семинарское занятие 2

«Воспитание и школа в античном мире»

План

1. Общие тенденции педагогической мысли в эпоху Античности.

2. Образовательная система Спарты.

3. Афинская образовательная система.

4. Дидактические теории эпохи Античности. «Пифагорейский союз» и его педагогические функции. Философы Древней Греции о воспитании: Пифагор, Гераклит и Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

5. Система образования Древнего Рима. Философско-педагогические идеи Цицерона, Сенеки, Марка Фабия Квинтилиана, Плутарха.

6. Программа семи свободных искусств. Тривиальные школы. Грамматические школы. Риторические школы.

Задания для самостоятельной работы:

1. На основе изучения и анализа учебных материалов составить сравнительную таблицу спартанской и афинской систем воспитания:

Основные положения \ Государство Спарта Афины
Географическое положение    
Экономика    
Политический строй    
Цель воспитания    
Типы школ    
Содержание воспитания и образования    
  1. Подготовить карточки-опоры, отражающие творческие биографии философов Древней Греции и Древнего Рима. Выбрать из работы любого философа высказывание, которое, на Ваш взгляд, ярко характеризует данную эпоху.
  2. Составить тезаурус категорий «процесс», «общественный институт», «цель», «результат», «ценность», «миссия», используя материалы философских, психологических, педагогических словарей.

Дополнительные задания для студентов:

1. Осуществить поиск и описать следующие типы гимнасий Древней Греции: Сад, Портик, Академия, Ликей., Киносарг, указав, кто из ученых их основал.

Рекомендуемая литература:

А) обязательная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.

высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Б) дополнительная

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.

2. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971

Семинарское занятие 3

«Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения»

План

1. Педагогическая культура в эпоху позднего Средневековья. Основная тенденция времени переосмысление места человека на Земле.

2. Итальянские и французские гуманисты эпохи Возрождения. Величайшие гуманисты: Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - и их педагогические идеи.

3. Педагогическое движение гуманистов в других странах мира.

4. Выдвижение Реформацией своего понимания природы и воспитания человека.

5. Развитие Западно-европейской школы в ХV — ХVII в. Основные типы учебных заведений этого времени /элементарного образования, повышенного общего и высшего образования/.

6. Становление высшего образования: первые университеты, их структура и особенности. Развитие школы как социального института.

7. Школы нового типа: «Дом радости» Витторино да Фельтре, французские коллежи, «паблик скулз».

Задания для самостоятельной работы:

1. Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, Возрождения и Реформации. Найдите в них общее и особенное. Подготовьте сопоставительный анализ в табличном варианте.

2. Ответьте на вопросы (письменно):

· Возрождением чего можно считать эпоху, получившую свое название?

· Почему изменилось отношение к науке и образованию?

· В чем состояли принципы гуманизма Возрождения, и как они повлияли на образование?

· Какую роль в образовании сыграла Реформация?

· Как изменилось содержание университетского образования в позднем Возрождении?

·

Дополнительные задания для студентов:

i. Проанализируйте взгляды деятелей Реформации, сыгравших особую роль в сфере образования.

Рекомендуемая литература:

А) обязательная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.

высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Б) дополнительная

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.

2. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971

Семинарское занятие 4

«Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХIХ в.

(до 80-х годов). Основные авторские педагогические системы прошлого»

План

1. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения.

2. Сенсуалистическая концепция Д.Локка, идеи воспитания «истинного джентльмена». Роль опыта в теории Д.Локка. Программа физического, нравственного и умственного воспитания.

3. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо и ее социально-педагогическая значимость. Возрастная периодизация Руссо. Образование «естественного» человека посредством хорошо направленной свободы.

4. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания и обучения в становлении человека. К.А.Гельвеций о ведущей роли воспитания в становлении личности. Д.Дидро о гармоничном соотношении природного и общественного начал в человеке.

5. Вклад в развитие педагогической мысли ученых Нового времени: Ф. Бэкона, В.Ратке, Р.Декарта.

6. Я.А. Коменский - философ-гуманист, общественный деятель, «отец современной педагогики». Жизненный путь ученого, взгляды, основные труды. Педагогическая мысль эпохи Просвещения. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции. Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений. Педагогические идеи в философии ХVIII - XIX в.в.

7. Классики немецкой философии и их педагогические идеи. Классики педагогики XIX в. И.Песталоцци, И.Гербарт, Ф. Фребель, Ф. Дистервег.

8. Педагогическая система швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Проблема факторов и целей воспитания ребенка в педагогической теории И.Г.Песталоцци. Основные положения теории элементарного развивающего обучения И.Г.Песталоцци.

9. Проект образования народных масс. Научно-психологическое направление в педагогике (И.Ф. Гербарт). Новый взгляд на природу личности и цели воспитания. Концепция воспитывающего обучения Гербарта.

10. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды А. Дистервега. Принцип природосообразности и культуросообразности в педагогике А. Дистервега.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработать кроссворд по изучаемой теме;

2. Написать аннотации по первоисточникам выдающихся педагогов (исходя из плана семинара);

3. Проанализировать на основе изучения учебной литературы педагогические взгляды Я.А. Коменского и определить, в чем реформаторская направленность его взглядов и деятельности; в чем современность его идей?

4. Подготовить мини-сообщения на основе анализа работ педагога по следующим темам: «Материнская школа» Я.А. Коменского и/или «Законы хорошо организованной школы» Я.А. Коменского.

5. Предоставьте полное название труда Я.А.Коменского «Великая дидактика»: Великая дидактика, содержащая универсальную …? Прокомментируйте это название.

Дополнительные задания по выбору студента:

1. Объясните, почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности (письменно)

2. Какие положения концепции Я.А.Коменского позволяют считать его основателем педагогики Нового времени?

3. Найдите фрагмент работы «Великой дидактики», в котором речь идет о «золотом правиле» для учащихся. Золотое правило – это метафора, используемая критиками наследия Я.А.Коменского, или авторская идея? Подготовьте комментарий о согласии либо несогласии с таким позиционированием автором своей идеи. Насколько эта идея современна с научной точки зрения /сошлитесь на современные исследования и их авторов/.

Рекомендуемая литература:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика \\ Избр. пед. соч. в 2-х т. – М., 1982. – т. 1. – гл. 6, 7, 8, 9, 16, 20.

2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2010

3. Джуринский А. Н.История педагогики и образования : учеб. для бакалавров / А. Н. Джуринский. - М. : Владос, 2011.

4. История педагогики и образования : учеб. пособие для вузов / И. Н. Андреева [и др.] ; под ред. З. И. Васильевой ; Междунар. акад. наук пед. образования. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

5. Попов В.А. История педагогики и образования: учеб.пособие для вузов. -М.: Академия, 2010.

6. Иванов Е.В. История педагогики и образования в Западной Европе : Учеб.пособие / Новгород.гос.ун-т им.Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007.

дополнительная:

1. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. / Я.А. Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци – М.: Просвещение, 1987.

2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.

3. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971.

4. Философский энциклопедический словарь /студент использует любое издание со ссылкой на год выпуска и авторство /

Семинарское занятие 5

«Школа и педагогика в России в конце XIX в. и в начале XX в. (до 1917 г.)»

План

1. Школа и педагогика в России до 90-х гг. Х1Х века. Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. Предварительные правила народного просвещения /1803г./ и Устав учебных заведений, подведомственных университетам.

2. Царскосельский Лицей. Школьная политика второй четверти XIX в. Устав о начальных и средних школах /1828г./.

3. Реорганизация гимназий в 1849 - 1852 г.г. Педагогическая мысль в первой половине XIX в.

4. Педагогические взгляды А.И. Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского. Школа и педагогика XIX в. Школьные реформы 1860 г. Период реакции школьной политики.

5. Педагогическая мысль второй половины XIX в. Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. К.Д.Ушинский и его основополагающие идеи.

6. Разработка П.Ф.Каптеревым теории педагогического процесса. Педагогическая антропология П. Ф. Каптерева.

7. Эволюционная педагогика В.П.Вахтерова. Педагогические идеи философии В.В.Розанова. «Сумерки просвещения» В.В.Розанова.

8. Теория и практика российского образования в контексте мирового историко-педагогического процесса конца Х1Х-нач. XX в.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте доклад по любому пункту плана, самостоятельно подобрав литературные источники (не менее 5-7).

Дополнительные задания для студентов:

  1. Сопоставьте педагогические воззрения А.И. Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и К.Д.Ушинского. Оформите результаты исследования в таблицу.

Рекомендуемая литература:

А) обязательная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров – М.: Академия,2000.

4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.Я.Васильевой. – М., 2001.

5. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России /Д.И.Латышина – М.: Академия, 1998.

6. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.

высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Б) дополнительная

1. Артемов, В.М. Свобода и нравственность в педагогике Л.Н. Толстого //Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №3

2. Белова, А.В. Домашнее воспитание дворян в первой половине 19 в. //Педагогика. – 2001. - №10.

3. Любжин, А. Московский Благородный пансион //Мир школы. – 2001. -№5.

4. Панов, М. М.В.Ломоносов // Дидакт. – 2001. - №5.

5. Пасечник, Л. Гувернерство в России //Начальная школа: Приложение к газ. «Первое сентября». – 2001.- №3.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.

7. Пономарева, В.В. «Золотой век» Екатерины и образование //Педагогика. – 1999. - №1.

8. Смагина, Г.И. Педагогические взгляды княгини Е.Р.Дашковой //Педагогика. – 2003. №5.

Семинарское занятие 6

«Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в.»

План

1. Существенные сдвиги в мировой школе и педагогике в первой половине XX столетия. Рост педагогических центров. Усиление контактов педагогов в национальном и международном масштабах.

2. Учреждение международных педагогических организаций. Лига нового воспитания. Международное Бюро Просвещения. Прогрессивная ассоциация народного образования /США/. Основные педагогические течения. Парадигма педагогического традиционализма.

3. Идея нового воспитания или реформаторская педагогика. Попытки модернизации общеобразовательной школы.

4. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами.

5. Прагматическая педагогика Д. Дьюи. Социальная педагогика Г. Кершенштейнера. Педагогика «действия» А. Лая.

6. Реформаторская педагогика. Экспериментальная педагогика. Итоги школьных реформ к середине ХХ в.

7. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления. Разработка основ «гуманистической педагогики» К. Роджерсом и А.Маслоу.

Задания для самостоятельной работы:

1. Реформы образования в мире и в России: общее и особенности.

2. Охарактеризуйте причины, потребовавшие реформировать школу.

3. Сравните идеи основных научных направления реформаторской педагогики.

Дополнительные задания для студентов:

1. Разработать тестовые задания по теме семинара по типу КИМа ЕГЭ (блок А- 10 вопросов, блок В-5, блок С-1).

2. Охарактеризуйте школьную систему одной из ведущих стран мира (в письменном варианте и в форме презентации).

Рекомендуемая литература:

А) обязательная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2002.

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студ.

высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Б) дополнительная

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.

2. Пискунов А.И, Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971.

Семинарское занятие 7

«Зарубежная школа и педагогика

в период между первой и второй мировыми воинами»

План

  1. Основные тенденции развития образования. Роль школы в современном постиндустриальном обществе.
  2. Дидактические теории и концепции. Инновационные образовательные системы. Современное образовательное пространство, его полиструктурность.
  3. Объединение национальных образовательных систем разного типа и уровня в единое мировое образовательное пространство - факт наших дней.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить тест по теме семинара.

Рекомендуемая литература:

Обязательная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2002.

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. Пособие для студ.

высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Дополнительная

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.

2. Пискунов А.И, Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И.Пискунов – М.: Просвещение, 1971.

Семинарское занятие 8

«Развитие школы и педагогики в Советский период»

План

  1. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.) Школа и школьная политика в этот период. «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе».
  2. Основные идеи и педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской. В.В.Зеньковский, П.П. Блонский.
  3. Отечественная школа и педагогика советского периода: принципы школьной политики, развитие педагогической науки.
  4. Разработка теории коллективного воспитания (А.С.Макаренко). Принципы построения и функционирования коллектива. Коллектив и личности в педагогике А.С.Макаренко.
  5. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Педагогическая наука в этот период.
  6. Отечественные ученые и разработка ими проблем методологии, содержания образования, теории обучения, политехнического образования, трудового воспитания, системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, взаимодействия педагогики с другими науками и т.д.

Задания для самостоятельной работы:

  1. На основе изучения учебной литературы выявить основные педагогические течения начала 20-х годов и дать их краткую характеристику.
  2. Составить на основе анализа литературы сравнительную таблицу взглядов А.С. Макаренко по вопросам воспитания «трудных детей»:
Основные положения А.С. Макаренко С.Т. Шацкий
Ведущий принцип воспитания    
Цель воспитания    
Тип учреждения    
Местонахождение ОУ    
Пути перевоспитания    
Формы и методы организации детей    
Организация труда    
Воспитательная работа    
Требования к педагогу    

Дополнительные задания для студентов:

1. Составьте список-перечень педагогических трудов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

Рекомендуемая литература:

А) обязательная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.

2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров – М.: Академия,2000.

3. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России /Д.И.Латышина – М.: Академия, 1998.

4. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.

высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Б) дополнительная

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.

2. Стеклов, М.Е. Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель: два взгляда на свободное воспитание //Педагогика.- 2003. - №3.

Семинарское занятие 9

«Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса»

План

  1. Глобализация образования. Формы, свойства, направления развития образовательного процесса в России и других странах.
  2. Гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность - основные свойства современного образования.
  3. Современные экспериментальные и альтернативные школы.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прокомментируйте, как вы понимаете выражение «мировое образовательное пространство», дайте ему характеристику.
  2. Назовите наиболее известные международные образовательные проекты XX-XXI вв..
  3. Осуществите педагогический поиск материалов о деятельности Европейского общества по истории педагогики.
  4. Составьте информационный листок по найденным материалам.
  5. Составить обзор статей периодической печати по любому вопросу семинара / на выбор/.

Дополнительные задания для студентов:

  1. Осуществите педагогический поиск материалов о деятельности Европейского общества по истории педагогики.
  2. Составьте информационный листок по найденным материалам.
  3. Составить обзор статей периодической печати по любому вопросу семинара / на выбор/.

Рекомендуемая литература:

А) обязательная

1. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002

2. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. -М.,1993.

3. Добреньков, В.И., Нечаев, В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М,2003

4. Загвоздкин В. Р. Штайнер - основатель Вальдорфской педагогики.// Развитие личности. -2001. -№2.

5. Загвоздкин В. Общечеловеческое образование // Директор школы . - 2000. -№1.

6. Поташник, М. Управление качеством образования // Народное образование. - 2002. - №2.

7. Френе С. Избранные педагогические сочинения. — М.,1990.

Б) дополнительная

1. Можаева, Л.Г. Эволюция концепции образования в современном мире. //Экономика образования. - 2001. - №6.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. - 544 с.

Наши рекомендации