Перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Специальная педагогика как наука. Ее связь с другими отраслями педагогического знания.
2. Основные тенденции развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли.
3. Объект и предмет специальной педагогики.
4. Роль церковной благотворительности на Руси в развитии специального образования.
5. Задачи специальной педагогики.
6. Ведущие ученые-дефектологи. Их роль в развитии специального образования.
7. Основные понятия специальной педагогики.
8. История подготовки педагогов-дефектологов.
9. Основные направления системы специального образования.
10. Личностные и профессиональные качества педагога-дефектолога.
11. Документы, регламентирующие деятельность специального образования.
12. Охарактеризовать первый период эволюций отношений государства и общества к детям с нарушениями в развитии.
13. Дидактические принципы специальной педагогики.
14. Охарактеризовать второй период эволюций отношений государства и общества к детям с нарушениями в развитии.
15. Формы обучения детей с проблемами в развитии.
16. Охарактеризовать третий период эволюций отношений государства и общества к детям с нарушениями в развитии.
17. Принципы построения системы специального образования.
18. Охарактеризовать четвертый период эволюций отношений государства и общества к детям с нарушениями в развитии.
19. Специфика отбора методов обучения детей с отклонениями в развитии.
20. Охарактеризовать пятый период эволюций отношений государства и общества к детям с нарушениями в развитии.
21. Специфика организации урока в специальной школе.
22. История становления специальной педагогики как науки.
23. Коррекционная направленность обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
24. Интеграция. Ее преимущества и существующие ограничения.
Тестовые задания
1. Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования это:
а) коррекционное обучение;
б) развивающее обучение;
в) дифференцированное обучение;
г) интегрированное обучение.
2. Учащимися коррекционно-образовательного учреждения являются:
а) дети с задержкой психического развития;
б) дети с педагогической запущенностью;
в) умственно отсталые дети;
г) дети с глубокой умственной отсталостью.
Что не относится к особенностям Sб – O – Sб отношений в коррекционном учреждении.
а) признание индивидуальности ребенка;
б) отношение к ребенку как объекту процесса обучения и воспитания;
в) уважений к личности ребенка;
г) равноправные отношения между учителем и ребенком.
Выберите специфические категории специальной педагогики
а) обучение;
б) коррекция;
в) воспитание;
г) развитие;
д) компенсация;
е) формирование;
ж) реабилитация;
з) адаптация.
Назовите недостающие гуманистические принципы специальной (коррекционной) педагогики
а) безоценочное принятие ребенка;
б) _______
в) _______
6. Соотнесите определения отдельных отраслей специальной педагогики и их термины:
Специальная педагогика | Наука, которая изучает процесс развития детей с дефектами выраженной формы. |
Тифлопедагогика | Наука, которая изучает детей с речевыми нарушениями и разрабатывает основы специальной деятельности с ними. |
Сурдопедагогика | Наука, которая изучает детей с умственной отсталостью и разрабатывает основы специальной деятельности с ними. |
Олигофренопедагогика | Наука, которая изучает детей с нарушениями слуха и разрабатывает основы специальной деятельности с ними. |
Логопедия | Теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии. |
7. Носители содержания образования – это:
а) учебные планы;
б) методы обучения;
в) учебники и учебные пособия;
г) государственный образовательный стандарт;
д) учебные материалы;
е) учебные занятия;
ж) учебные программы;
з) учебные помещения;
к) дидактические принципы;
и) учебные предметы.
Найдите соответствие между терминами и их прямым переводом.
Сегрегация | Объединение |
Интеграция | Взаимозамещение |
Реабилитация | Отделение |
Компенсация | Исправление |
Коррекция | Восстановление |
9. Найдите соответствие между определением понятийного аппарата специальной педагогики:
Объект | Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого образовательные потребности. |
Субъект | Теория и практика специального образования. |
Предмет | Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. |
Найдите соответствие между кодом вида специальной (коррекционной) школы и его расшифровкой.