Основные принципы и задачи психологии

Основные принципы психологии. Принципы современной психологии – исходные положения психологической науки, лежащие в основе ее методологии и методики.

Принцип детерминизма (причинная обусловлен­ность):

• психика обусловлена объективной действительностью;

• все психические явления обусловлены деятельностью мозга;

• при изучении психических явлений обязательно установление причин, их вызвавших;

• психика определяется образом жизни.

Принцип единства сознания и деятельности:

• деятельность - форма активности сознания;

• сознание - результат поведения и деятельности;

• сознание образует внутренний план деятельности;

• изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания.

Принцип генетический - развития:

• психика постоянно количественно и качественно развивается, изменяется;

• характеристика психического явления возможна при од­новременном выяснении его особенностей:

- в данный момент;

- в истории его возникновения;

- в перспективе его изменений.

Задачи психологии. Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения человеком объективного мира, выясняют, как регулируются действия челове­ка, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изу­чение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объек­тивных условий жизни и деятельности человека. Поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности чело­века, но и моментами субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навы­ках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществ­ления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процес­сов, психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения со­держания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных значений, навыков и умений. Выявляя закономерно­сти формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процес­са.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат оформившиеся науки и отрасли;

• быть теоретической основой практики психологической службы.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений.

Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятель­ности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, например, инженерная психология, космическая психология, педагогическая психоло­гия и т.п. С дру­гой стороны, в психологию входят новые методы исследова­ния и познания, например, использование физических мето­дов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики, а использование методов физиоло­гии в психологии сформировало психофизиологию, внедрение математических методов — обусловило формирование матема­тической психологии, инженерной психологии, бионики.

Общая психология выполняет ряд функций:

• теоретическую функцию обобщения: обобщает научные достижения различных психологических отраслей, сводит их в единую систему, осуществляет опережающие разработки, которые помогут психологическим отраслям взглянуть на свои исследовательские проблемы по новому;

• методологическую функцию: формулирует методологические принципы психологических исследований, методы ис­следований.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психоло­гию труда, клиническую психологию и психофизиологию, диф­ференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Сравнительная психология сопоставляет различные ступени психического развития и поведения у животных в эволюци­онном ряду, показывает, в чем проявляется связь психики че­ловека с животными и в чем психика человека кардинально отличается от психики животных.

Возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастно­му периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим де­лится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология).

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимо­отношения с людьми, с группой, психологическую совмести­мость людей, социально-психологические проявления в боль­ших группах.

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, вос­питания.

Психология труда рассматривает психологи­ческие особенности трудовой деятельности человека, законо­мерности развития трудовых навыков.

Психофизиология изучает физиологические основы психи­ческой деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

Прикладные области психологии, или практическая психо­логия, все шире входят в нашу жизнь. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-кон­сультант. В частности, школьный психолог помогают учащим­ся или служащим выбрать специальность или работу, наибо­лее соответствующую их интересам и способностям, оказывает поддержку учащимся, у кото­рых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотно­шениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую пси­хотерапию. Пе­дагогический психолог занимается разработкой наиболее эф­фективных методов обучения, проводит психологический тре­нинг с преподавателями.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение психологии как науки.

2. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений.

3. Назовите психические процессы, психические состояния, психические свойства и дайте им характеристику.

4. Какие методы психологических исследований вы знаете?

Наши рекомендации