Место учебной дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Основы юридической педагогики» относится к вариативной
(профильной) части общенаучного цикла ООП магистратуры. Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана со всеми правовыми и гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в рамках специальности «юриспруденция».
При изучении учебной дисциплины «Основы юридической педагогики» магистрант должен обладать следующими «входными» знаниями: в области основ педагогики, юридической психологии, логики, философии, профессиональной этики, социологии, истории отечественного государства и права.
Освоение учебной дисциплины «Основы юридической педагогики» необходимо как предшествующее для изучения таких дисциплин базовой и вариативной частей профессионального цикла, как «Организационная деятельность юриста», «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы права», «Методика преподавания права» и др.
3. Структура и содержание учебной дисциплины
(трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы; 72 часа, включая 4 часов на контроль)
3. Структура и содержание учебной дисциплины
3.1. Тематические планы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
3.1.1. Тематический план для заочной формы обучения
№ моду-ля | Раздел (тема) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего и итогового контроля | ||
Лек-ции | Практи ческие занятия | СРС | ||||
1. | Понятие и содержание юридической педагогики. | Проблемная лекция. Электронная презентация учебного материала (2 часа) | Контрольные вопросы | |||
Цели и задачи юридического образования. | ||||||
2. | .Основные понятия дидактики. Формы обучения юристов. Образовательные технологии в учебном процессе. | Учебная дискуссия. Работа в малых группах (2 часа) | Коллоквиум | |||
3. | Субъекты педагогического процесса. Юридическая педагогика в современном мире. | Защита проектов (2 часа) | Зачет | |||
Зачет | ||||||
Всего |
Содержание разделов курса
Раздел 1. Юридическая педагогика как наука о юридическом образовании человека
Тема 1.Понятие и содержание юридической педагогики.
Юридическая педагогика как учебная дисциплина. Объект, предмет и задачи юридической педагогики. Основные категории юридической педагогики. Аксиологические основы юридической педагогики.
Тема 2. Цели и задачи юридического образования.
Понятие цели образования. Цели высшей школы в сфере кадровой политики. Проблемы качества преподавания. Проблема воспроизводства кадрового потенциала
Технология постановки и достижения образовательных целей.
Проблема отбора целей и формирования в соответствии с ними содержания обучения.
Принципы построения содержания обучения.
Критерии эффективности процесса обучения.
Дидактика юридического образования
Тема 1. Формы обучения юристов.
Понятие и виды форм организации обучения. Лекция как одна из основных форм обучения в высшей школе. Требования к лекции как форме организации обучения. Виды лекций (обзорная, установочная, вводная, текущая, заключительная, проблемная, спецлекция и др.). Методика подготовки и чтения лекции. Эффективность лекционной формы обучения.
Семинар как одна из основных форм организации обучения. Виды семинаров, их характеристика.
Тема 2. Образовательные технологии в учебном процессе.
Методы обучения юристов.
Понятие образовательной технологии. Типы образовательных технологий. Характеристика образовательных технологий: кейс-технология, технология мастерских, технология деловых игр, технология модульного обучения проблемное обучение. Компетентностный подход.
Раздел 3. Субъекты педагогического процесса
Тема 1. Преподаватель высшей школы как субъект педагогической деятельности.
Общая характеристика профессии педагога. Содержание профессиональной деятельности педагога. Профессионально значимые качества личности педагога.
Требования к современному педагогу. Рост мастерства педагога. Педагогическое исследование.
Тема 2. Студент как субъект педагогической деятельности.
Психологические особенности личности студента. Цели и задачи воспитания студентов. Правовое воспитание.
Принципы воспитания в высшей школе
Содержание воспитательной работы в вузе. Активизация учебного процесса. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов. Деонтологическая подготовка юристов.
Раздел 4. Юридическая педагогики в современном мире.
Тема 1. Юридическая педагогика и правовая культура общества.
Роль и значение юридической педагогики в формировании правовой культуры населения.
Правовой нигилизм.
Модернизация юридического образования в России.
Тема 2. Современные тенденции развития юридического образования.
Правовая глобализация как часть процессов глобализации современного мира.
Правовая глобализация и универсализация педагогических технологий. Болонский процесс и создание единого образовательного пространства.
Лекции