Внешний вид преподавателя
Внешний вид человека играет значительную роль во взаимоотношении с людьми. В полной мере это относится и к преподавателю. Известна поговорка – «по одежке встречают – по уму провожают».
Приходя на занятия, преподаватель должен быть в аккуратной одежде темных тонов. Кричащая, яркая одежда создает впечатление несерьезности и ветрености характера, располагает студентов к проявлению панибратства. Неаккуратная, не глаженая одежда вызывает неприязнь к преподавателю и никак не способствует выработке авторитета. Тем более, недопустимо появление молодого ассистента-мужчины на занятиях в небритом виде, джинсовых брюках с заплатами, с растрепанной прической и т.д. Ассистентам-женщинам необходимо избегать "сверхмодной одежды" и злоупотребления парфюмерией.
Выражение лица преподавателя свидетельствует о многом. Говорят, что лицо человека является зеркалом его души. Мрачное, угрюмое выражение лица, угнетает обучающихся, вызывает у них чувство неприязни. Каменное, бесчувственное выражение лица отвращает студентов, отдаляет их от преподавателя. К такому преподавателю студент стесняется обратиться с вопросом, не придет на консультацию. Важным элементом выражения лица является улыбка, которая без слов показывает радость и удовольствие от общения. Однако улыбка преподавателя должна быть естественной и выражать его истинные чувства. К сожалению, встречаются и дежурные бесчувственные улыбки, которые маскируют истинную сущность человека. Такие улыбки могут распознаваться не сразу, однако, будучи распознанными, вызывают глубокое и стойкое недоверие к улыбающемуся человеку. Преподаватель не должен злоупотреблять «улыбчивостью», ибо у студентов вырабатывается в этом случае мнение о фальшивости поведения преподавателя. Для появления улыбки должна быть веская, понятная студенту причина. Улыбка должна быть естественной. Необходимо помнить, что дело состоит не столько в улыбке, сколько во внутреннем состоянии преподавателя, стремящегося понять студента, его запросы и состояние.
Одним из важных факторов, определяющий внешний вид преподавателя, является его мимика и жестикулирование. Зачастую преподаватель, увлекаясь общением, теряет контроль над своими телодвижениями и может при этом нанести ущерб своему авторитету.
В психологии существуют понятия «открытость» и «закрытость» собеседника.
Открытость состоит в расположенности человека к общению, внимательному восприятию информации, стремлению понять собеседника.
Закрытость – такое состояние, которое затрудняет общение и ведет к непониманию собеседников друг друга.
Преподаватель должен избегать «закрытых» поз. О закрытости преподавателя прежде всего говорят перекресты рук и ног. Если преподаватель в процессе беседы со студентом скрестил руки, то он почти наверняка получит в ответ «закрытого» студента. При этом свободное собеседование резко затрудняется. Необходимо избегать постукивания пальцами по столу или ногой по полу, периодического посматривания на часы, передвижения на кончик стула. «Закрытый» преподаватель может подпирать голову руками, озираться по сторонам и т.д. Все это вольно или невольно воспринимается студентом как сигнал к завершению беседы. Преподаватель дает понять студенту, что продолжать взаимодействие он не хочет.
В общении со студентом преподаватель должен избегать проявлений своей нетерпеливости и не прерывать своего собеседника, проявлять «открытость» к общению.
Естественно, внешний облик преподавателя не является полностью определяющим в общении со студентами, но оказывает значительное влияние на выработку его авторитета, особенно на первых этапах взаимодействия.
Общение со студентами
Начинающий преподаватель уже с первых дней своей педагогической деятельности общается со студентами в различной обстановке. Каждый человек непроизвольно вырабатывает свой стиль общения. Преподаватель должен побеспокоиться о выработке у себя такого стиля общения, который обеспечил бы ему выработку необходимого авторитета, повысил уровень учебной и воспитательной работы студенческого коллектива.
Преподаватель общается со студентами в двух основных ситуациях. Во-первых, при проведении аудиторных занятий (лекции, групповые и лабораторные занятия, практики и т.д.), во-вторых, при индивидуальном собеседовании (консультации, прием зачетов и т.д.).
Стиль общения преподавателя в этих ситуациях должен быть различным.
На аудиторных занятиях преподаватель имеет дело с коллективом, поэтому он должен хорошо понимать психологию коллектива и уметь управлять этим коллективом.
При индивидуальном собеседовании необходимо учитывать психологические особенности конкретной личности. Только в этом случае преподаватель может решить свои задачи по воспитанию и обучению студентов.
Начинающий преподаватель должен учитывать особенности того коллектива студентов, в котором ему предстоит проводить занятия. Желательно заблаговременно выяснить, на какой стадии развития находится коллектив студентов, каковы его особенности, выделить лидеров, наиболее активных и пассивных студентов. Это можно сделать в беседах с преподавателями, которые уже вели занятия в данной группе, либо получить такие сведения в деканате.
Необходимо иметь в виду, что встречаются, хотя и редко, такие коллективы, в котором каждый студент, как говорят «сам по себе», членов этого коллектива ничего не объединяет. В таком коллективе преподавателю работать крайне трудно.
Одна из важных воспитательных задач каждого преподавателя заключается в формировании такого сплоченного коллектива учебных групп, в которых царят общее стремление активно работать над приобретением знаний и взаимопомощь. Успешно решить эту важнейшую воспитательную задачу может только дружная, систематическая и целенаправленная работа всего преподавательского состава высшего учебного заведения.
Необходимо добиваться, чтобы студенты выполняли учебные задания без принуждения, а вследствие высокой степени мотивации обучения. Психологически это достигается большой степенью доверия преподавателя к студентам при высокой требовательности. При этом требовательность не следует путать с придирчивостью.