Обучения в истории образования
Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
Решение проблемы форм обучения и воспитания предполагает ответ на вопрос: «Каким образом должен быть организован учебно-воспитательный процесс?». Как понятие философии, форма — это внутренняя и внешняя организация (строение) сущности (содержания) какого-либо объекта. Внутреннее строение есть структура объекта.
Форма педагогического процесса (обучения, воспитания) — это внутреннее строение (структура) или внешнее строение педагогического процесса. Общая форма педагогического процесса — характеристика педагогического процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обусловливающая особенности их взаимодействия (по В. К. Дьяченко). С учетом же внешнего строения и оформления педагогического процесса выделяют конкретные формы обучения и воспитания. Конкретная форма обучения или воспитания — это отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.
Охарактеризуем общие формы педагогического процесса (обучения, воспитания) с учетом того, что общение, которое является сущностной характеристикой педагогического процесса, может быть как опосредованным, так и непосредственным (табл. 10).
Таблица 10
Общие формы обучения и организационные системы обучения
Вид общения | Структура общения | Общие формы обучения | Организационная система обучения | |||
Опосредованное общение | 1. Опосредованное общение через письменную речь | Индивидуальная(обособленно-индивидуальная)форма обучения | Ученик выполняет учебное задание (читает, пишет, решает учебную задачу, ставит опыты и т. п.) и ни с кем в данный отрезок времени не вступает в непосредственное общение | Индивидуальная система обучения(ИСО) —применяются две формы обучения: парная и индивидуально-обособленная. ИСО преобладала до XVI века | Групповая система обучения (ГСО; с XVI века) — применяются три формы: групповая, парная и индивидуально-обособленная. Преобладает групповая форма обучения | Коллективная система обучения (КСО; с XX в.) — применяются четыре формы: коллективная, групповая, парная и индивидуально-обособленная. Ведущее значение при этом приобретает коллективная форма обучения |
Непосредственное общение | 2. Общение в паре постоянного состава: в каждый момент времени одного говорящего слушает один человек (диалог, монолог) | Парная форма обучения | Учитель работает с одним учеником, дает ему консультацию. Или же два ученика решают вместе задачу, разучивают стихотворение, проводят опыт и т. п. | |||
3. Общение в малой или большой группе: одного говорящего в каждый момент времени слушают два, три и более человек | Групповая форма обучения | Один говорящий обучает одновременно несколько человек (от двух до ста и более). Выступающие могут меняться, но в каждый момент времени один говорит, остальные слушают | ||||
4. Общение в парах сменного состава или диалогические сочетания (наиболее часто используемая в обычной жизни структура об-щения) | Коллективная форма обучения | Учащиеся работают в парах сменного состава, в которых они выполняют поочередно роль учителя и ученика (взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление) |
Индивидуальная, парная, групповая (общеклассная, фронтальная, бригадная и т. п.) формы педагогического процесса являются традиционными. Коллективная форма (работа учащихся в парах сменного состава) применяется в учебно-воспитательном процессе намного реже. В реальном педагогическом процессе все общие формы обучения и воспитания тесно взаимосвязаны и применяются в единстве.
Применение общих форм обучения в соответствии с конкретными целями обучениядает множество конкретных форм учебной работы: урок, урок-лекция, урок-семинар, кружковые или факультативные занятия, консультация, зачет, экзамен, коллоквиум, собеседование, учебная конференция и другие.
Развитие систем индивидуального, группового и коллективного
обучения в истории образования
Возникнув на определенном этапе развития общества, учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях изменялся как по своему содержанию, так и по форме. При этом он проходил определенные этапы развития, зависящие от его организационной системы. В педагогике (В. К. Дьяченко и другие)под организационной системой учебно-воспитательного процесса понимаютопределенную совокупность общих форм обучения, применяемых в учреждениях образования. До XVI века в школах применялись парная и индивидуально-обособленная формы организации процесса обучения. В средневековой школе учитель не обучал всех одновременно, а обучал каждого в отдельности и по очереди. Такая организационная система обучения и воспитания называется индивидуальной. С развитием городов, ремесел, торговли, с появлением книгопечатания спрос на грамотных людей значительно повышался. У одного учителя нередко было 20—30 и более учеников. Основное противоречие системы индивидуального обучения — противоречие между количественным ростом учащихся у одного учителя и его возможностями обучать каждого ученика в отдельности. Учителя стали объединять своих учащихся сначала в малые группы (3—10 человек), а затем в большие группы — классы (30 и более человек). Обучение группами становилось главной формой организации учебно-воспитательного процесса. Организационная система обучения включала уже три формы: групповую, парную и индивидуально-обособленную. Так как преобладающей стала групповая форма обучения, то организационную систему обучения назвали групповой.
Широкое применение коллективных форм обучения привело к возникновению коллективной системы обучения, структура которой состоит из всех четырех форм обучения. При этом ведущее значение приобретает коллективная форма: не менее 50—60 % времени учащиеся работают в парах сменного состава. Данная система обучения была реализована в опыте ряда педагогов (А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко, А. С. Границкой и других).
Высшим этапом развития системы группового обучения является классно-урочная сис-тема, возникшая в школах Чехии, Западной Беларуси и Украины в XVI—XVII веках. Теоретическое обоснование классно-урочной системы осуществил Я. А. Коменский. В дальнейшем существенный вклад в ее развитие внесли И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский и другие педагоги. Классно-урочная система получила широкое распространение в мировом школьном образовании.
Характерные черты классно-урочной системы: учащиеся приблизительно одного возраста образуют классы, состав которых за период обучения изменяется незначительно; каждый класс работает по своему годовому учебному и недельному расписанию; основной единицей занятий является урок, который посвящается обычно одному предмету; работой учащихся на уроке руководит учитель.
В течение всего периода существования классно-урочной системы многократно предпринимались попытки ее усовершенствования, направленные на преодоление присущих ей противоречий и недостатков (рис. 43). Наряду с классно-урочной системой сложились системы взаимного обучения (белланкастерская система обучения в конце XVIII — начале XIX в.), избирательного обучения (батавская, мангеймская системы обучения в конце XIX в.), индивидуализированного обучения (Дальтон-план, план Трампа в начале XX в.) и другие системы обучения.
Рис. 43. Противоречия и недостатки классно-урочной системы
Современные педагоги стремятся преодолевать недостатки классно-урочной системы, повышая эффективность урока и других форм обучения.