Задания для самостоятельной работы. Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих
Задание № 1. Запишите в словарь педагогических терминов определения следующих понятий: творчество, творческая направленность личности, творческий потенциал личности, качества творческой личности, технологии развития творческого потенциала, педагогическое творчество.
Задание № 2. Одной из распространенных концепций, объясняющих процесс творчества, является концепция инсайта. Прочитав нижеследующий текст, раскройте сущность этой концепции. Является ли данная концепция достаточно конструктивной? Ответ обоснуйте.
(Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.)
…Многие ученые выделяют в процессах творчества 4 стадии: подготовка (накопление), созревание, озарение (инсайт), проверку и сообщение (иногда: погружение – озарение - объективизация). Центральным, специфическим творческим моментом считают озарение – интуитивное постижение искомого результата.
Инсайт – постижение, озарение – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
Озарение – скорее, описательное, а не объяснительное обозначение акта, противопоставленного другим интеллектуальным операциям.
Инсайт объясняют по-разному: и соединением индивидуального сознания с мировым, и наитием свыше. Традиционно его объясняют и подключением к решению задачи подкорки (возможности переработки информации, у которой на порядок – а некоторые считают, и на несколько порядков – выше возможностей произвольно управляемого возбуждения коры головного мозга).
Для такого подключения подкорки необходимо длительное умственное напряжение, направленное на решение выбранной задачи. В результате этого напряжения в работу вовлекается подкорка, и ночью во сне или в момент пробуждения человек видит решение. Иногда появление интуитивных решений объясняют простым отключением сознания, которое обычно занимает канал передачи подсознательных результатов мышления.
На практике это известно давно. Недаром же считают: «Творческий человек не может быть вне работы: днем он ею занимается, вечером не может забыть, а ночью ему она снится». «Только напряженная струна может издать чистый звук». (К. Рерих). «Сова Минервы вылетает по ночам». (Минерва в древнеримской мифологии – богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел).
Выдающийся авиаконструктор А. Туполев отмечал: «надо на вещь, на собственную работу мысли, на технические схемы разрешения задач, которые мы применяем, взглянуть непривычным взглядом. Надо взглянуть чужими глазами, подойти к ним по-новому, вырвавшись из обычного привычного круга. Подобное отчуждение от обычной работы может быть связано с отпуском, с болезнью, с перерывом, вызванным какой-нибудь поездкой. Очень много решений, которые не давались, просто и естественно приходили после отпуска, в результате отчуждения от нормальной колеи» (Возраст познания: сб. статей. – М., 1974). «Научный поиск не поддается временной регламентации. Труд ученого протекает не по законам рабочего, а по законам свободного времени… Для труда ученого нет и не может существовать общественно необходимого времени, а это значит, что ценность научных идей нельзя оценить в стоимостных формах» – отмечается в предисловии к сборнику обращений 12 ведущих ученых СССР к научной молодежи (Возраст познания: сб. статей. – М., 1974).
Задание № 3. Прочитайте параграф 6.3. «Ассоциативная гипотеза творчества и ее применение» главы 6. «Становление творческих качеств у выпускника и особенности творчества преподавателя» (Источник: Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.) (Материалы: см. Приложение 2) и ответьте на вопросы.
Вопросы. 1. В чем заключается сущность ассоциативной теории творчества?
2. Проанализируйте схему процесса творчества, исходя из ассоциативной гипотезы. Является ли это обоснование творческого процесса более конструктивным, чем концепция инсайта.
3. Сформулируйте рекомендации по организации индивидуальной и коллективной творческой деятельности, исходя из концепции инсайта и ассоциативной гипотезы творчества.
4. Приведите примеры эвристических методов, направленных на развитие творческого мышления обучающихся. С какой концепцией обоснования творческого процесса они больше соотносятся?
5. Проанализируйте «постулат ассоциативного мышления» и «следствие ограничения сфер деятельности», приведенные ниже, и спроектируйте их на организацию учебно-познавательного процесса в школе или вузе.
Постулат «ассоциативного мышления»: ассоциативное мышление учащихся тем богаче, чем разнообразнее деятельность, в которой участвует индивид.
«Следствие ограничения сфер деятельности»: специалист, ограничивающий свои интересы только профессиональной сферой, обедняет свое творческое мышление.
Задание № 4.Ознакомьтесь с технологией ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера (Источник: Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие / Е. И. Снопкова. – Могилев: УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 2010. – 416 с.; см. стр. 209 – 212).
Ответьте на вопрос. Можно ли считать, что предложенный им алгоритм изобретения есть «алгоритм творческой деятельности»? Ответ обоснуйте.
Задание № 5. Прочитайте и проанализируйте тексты американских психологов А. Маслоу, К. Роджерса (Материалы: см. Приложение 3). Ответьте на вопросы к данным текстам.
Вопросы. 1. Какие из приведенных личностных качеств творческого человеа, по А. Маслоу, вы считаете не актуальными? Какими личностными качествами Вы дополнили бы этот перечень? Ответ обоснуйте.
2. Являются ли указанные условия созидательного творчества, по К. Роджерсу, необходимыми и достаточными условиями для творческой деятельности? Ответ обоснуйте на примерах.
3. Используя представленную выше информацию, определите условия и требования к жизнедеятельности ребенка в условиях семьи, школы, которые бы содействовали развитию у него качеств творческой личности и творческих способностей.
4. На основе приведенной информации по проблеме творчества предложите перечень требований и рекомендаций к деятельности руководителя научно-исследовательского проекта или творческого коллектива по выполнению инновационного задания в сфере Вашей профессии.
Задание № 6. Прочитайте текст «Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры» (Приложение 4).
(Источник: Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1 - 174 с.)
Ответьте на вопросы к тексту.
Вопросы. 1. Что понимается под педагогическим творчеством?
2. Какие специфические черты присущи педагогическому творчеству? Подумайте, в чем заключаются различия творчества педагога и представителей иных творческих профессий (художников, писателей, музыкантов и т. п.).
3. Проанализируйте уровни сформированности профессионально-педагогической культуры по И. Ф. Исаеву. На каких из представленных уровней педагога деятельность педагога можно характеризовать как творческую. Обоснуйте свой ответ.