Цели, задачи и функции обучения
Практика учения ставит след вопросы: а) для чего учить? (цели и задачи обучения) б) Чему учить? (Содержание образования) в) Как учить? (формы и методы обучения).
Задачи обучения: 1. Вооружение учащихся суммой знаний, необходимых для жизни и проф-й деят-ти в соврем-м обще-ве; 2. Развитие мышления и формирование интеллектуальных учений и навыков (память, логич мышление, дедуктивные и индуктивные умозаключения, умение работать с информацией, поступающей через различные каналы восприятия и т.д.) 3. Развитие творческих способностей и творческого мышления(ассоциативное и дивергентное мышление, освобождение от стереотипов восприятия и мышления; наука об этом – эвристика, система практических действий - ТРИЗ) 4. Развитие познавательной активности и формирование познавательных интересов.
15. Понятие и структура содержания образования. Документы, регламентирующие содержание образования.
Под содержанием образования понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики. При этом ЗНАНИЯ – это результат процесса познания, отражённый в виде представлений, понятий , суждений; УМЕНИЯ – подготовленность к практич и теоретич действиям по применению знаний; НАВЫКИ – это учения, доведённые до автоматизма. Худ образование осущ-ся на 3-х уровнях: ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНЫЙ (БАЗОВЫЙ) – обеспечивает приобщение к искусству всех учащихся на осн этапах учения: дошкольном, школьном, профессиональном, а ныне и высшем; УГЛУБЛЁННЫЙ. Обеспеч-т профориентацию в сфере худ твор-ва; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ готовит кадры для проф-й деят-ти в сфере искусства(творческой и преподавательской). В РБ учебные заведения среднего, среднеспец.,среднегопроф-го и высшего.
Документы, регламентирующие содержание обр-я:
УЧЕБНЫЙ ПЛАН(компоненты – базовый(во всех уч-х обеспеч среднее обр-е), дифференцированный(позволяет осущ-ть дифференциацию обр-я в зависимости от способностей и склонностей), школьный(школы отражают местную специфику). Типы учебных планов : типовой(МИНИСТР-ВО ОБР-Я) и индивидуальный(в лицеях колледжах и утверждается на уровне городских, обл-х и республ органов нар обр-я))
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ(определ развёрнутую цель обучения в рамках каждого типа обучения или специализации)
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ КНИГИ(учебники, методички, пособия)
Понятие дидактических принципов. Вклад Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, В.А.Дистервега, К.Д.Ушинского в разработку и внедрение дидактических принципов.
Дидактич принципы:
НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ (требует опоры на современный уровень научных достижений в обл-ти содерж-я предмета и методики его преподавания); ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (требует интеграции учебной и практический деятельности);
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ
Для преподавания точных и естественных наук – линейность
Предметов эстетич цикла – циклично
НАГЛЯДНОСТЬ(аудиальная, визуальная, аудиовизуальная, тактильная, обонятельная)
УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (индиидуальных подход)
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (связано с мотивацией учения. У процесса учения всего 2ведущих мотива: интерес и ответственность )
Коменский разрабатывает классно-урочную систему(строится по этапам обучения, а не по возрасту), обращает особое внимание на систематичность обучения и наглядность обучения (в классе одна доска для всех)
Песталоцци продолжает развивать принцип наглядности активности и сознательности в учении (для памяти) – выделяет функциональность в этом процессе
Дистервег обращает внимание кроме принципа приросообразности, можно выделить принцип культуросообразности.
Ушинский – нов открытий не сделал, но освоив накопившийся опыт зарубежный – он переводит его на русский язык и пропагандирует использование этих принципов в России(куда входит реализация принципа учёта и возрастных индивид особенностей). Создаёт несколько сборников для начинающих читателей, на русском, впоследствии Э.Пашкевич для Беларуси продолжает.
Сущность основных дидактических принципов и их реализация в деятельности специалиста социокультурной сферы.
Дидактич принципы:
НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ (требует опоры на современный уровень научных достижений в обл-ти содерж-я предмета и методики его преподавания);
ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (требует интеграции учебной и практический деятельности);
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ
Для преподавания точных и естественных наук – линейность(принцип доступности преподавания наук)
Предметов эстетич цикла – циклично(реализация на уровне соответс-му эмоцион-му опыту ученика – не пережил влюблённость – не надо имитировать)
НАГЛЯДНОСТЬ(аудиальная, визуальная, аудиовизуальная, тактильная, обонятельная)
УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (индиидуальных подход)
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (связано с мотивацией учения. У процесса учения всего 2ведущих мотива: интерес и ответственность)