Каждое направление имеет свои методы
Профинформация является одной из начальных стадий профессиональной ориентации и в полной мере может быть использована учителями. К основным методикам профинформации можно отнести беседы и диспуты, а также небольшие лекции о профессиях связанных с информатикой. Профинформацию могут осуществлять и школьники, например, готовя доклады или стенгазеты рассказывающие о профессиях. Работа педагога, в данном случае, не должна завершаться только раздачей заданий. Учитель должен контролировать ход выполнения работы, вместе с учащимися разработать план данной работы, в противном случае учащиеся могут выполнить задание не в полном объеме или же не правильно, предоставив классу ложную информацию.
Профагитацию проводят работники ВУЗов и СУЗов, а так же представители предприятий, на которых требуются работники тех или иных сфер. Учителям использование методов и приемов профагитации поможет при наборе учащихся в профильный класс. В данном случае может использоваться агитация учеников на обучение в данном ВУЗе и по данной специальности.
«Профпросвещение - информирование о массовых и редких профессиях, пропаганда профессий различными формами и средствами (кино, радио, телевидение, книги, лекции, диспуты). Успеху профпросвещению во многом способствуют профессиограммы, раскрывающие различные аспекты той или иной профессии». Профпросвещение несколько отличается от проинформации, хотя и использует те же методы.
Профдиагностику учащихся выполняют школьные психологи. Выявив учащихся проявляющих интерес к предмету можно собрать творческую группу, которая может активно заниматься подготовкой к конкурсам, олимпиадам, помогать менее способным учащимся и т.п. К основным методам профдиагностики относят тестирование, как личностное, так и профессиональное, а так же деловые игры и опросники.
Профконсультация включает в себя консультирование учащихся по основным профессиям. Учитель предметник должен достаточно хорошо разбираться в профессиях, связанных с данной областью. Невозможно быть специалистом в стольких профессиональных областях, но важно знать суть работы, все «плюсы» и «минусы» профессии, где и в каких условиях приходится работать человеку данной профессии, какие могут возникнуть проблемы со здоровьем и т.п.
Анализ средств и методов реализации профессиональной ориентации в школе
Учителям предметникам необходимо использовать профессиональное просвещение учащихся. Школьники должны знать, где и как можно обучиться профессиям данной области. Простейшим вариантом станет стенд, на котором можно разместить информацию о ВУЗах и СУЗах, обучающих профессиям данной области. Так же можно дать задание учащимся подготовить материал об профессиональных учебных заведениях работающих в городе.
Список литературы:
1.Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя. - Москва, 2000.
2. АОО «НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ» Основные направления системы воспитательной работы. – Астана, 2011. – 23с.
3. Новая волна фактов: Влияния сотрудничества школы, семьи и сообщества на достижения учащихся. A New Way of Evidence: the Impact of School, Family and Community Connections on Student Achievement, Henderson A. and Mapp K, 2002, p.7 Austin, Southwest Education Development Laboratory \\ http://www.outwardbound.org/index.cfm/do/ind.about_outcomes
Лекция 12: Технология педагогического взаимодействия с родителями школьников
План.
1. Семья как фактор воспитания.
2. Формы сотрудничества с родителями.
3. Сущность и функции взаимодействия учителей и родителей.
4. Волевая и коммуникативная готовность учителя при взаимодействии с родителями школьников.
Семья – малая социально-психологическая группа, основанная на браке и кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворение их потребностей. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей.
Принципы общения семьи и школы: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь, терпение и терпимость.
Функции работы школы с родителями:
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
- Психолого-педагогическое просвещение и образование родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях оказывается в предельно допустимых рамках без грубого вмешательства в жизнь семьи и с ее согласия.
- Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными советами и Попечительскими советами, советами по месту жительства.
Формы взаимодействия школы с семьей:
- Индивидуальные – беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты, переписка с родителями.
- Коллективные – родительские собрания, лектории, открытые уроки для родителей, дни открытых дверей, педагогические конференции, практикумы, диспуты, демонстрация кино- и видеофильмов на педагогические темы, вечера вопросов и ответов, праздники знаний, турниры знатоков, совместные праздники, вечера, концерты, семейные конкурсы, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.
- Классные родительские собрания, которые должны просвещать родителей.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:
– дни творчества детей и их родителей;
– открытые уроки и внеклассные мероприятия;
– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;
– родительское общественное патрулирование;
– шефская помощь;
– участие родителей в работе Совета школы.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2.Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3.Коммуникативная– обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
Виды родительских собраний многообразны:организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, ее обсуждают на родительском комитете. Очередную тему собрания могут предлагать родители.
Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности. Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.
Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.
Практикум. Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
Открытые уроки. Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
Педагогическая дискуссия. Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Ролевые игры. Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.
Индивидуальные тематические консультации. Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, этим не следует пренебрегать.
Посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.
Список литературы:
1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. Пособ. для студ. высш.учеб. заведений/Гриценко Лариса Ивановна. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.