Теоретический комментарий. Временные границы античного мира охватывает огромный промежуток от 3 –го тысячелетия

Временные границы античного мира охватывает огромный промежуток от 3 –го тысячелетия до н.э. до V века н.э. Центры образования находились при храмах и царских дворцах.

Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств-полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. Афинское воспитание преследовало цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут в мирное время и во время войны спасают государство…» (Лукиан).

В Древней Греции большое распространение получили так называемые странствующие учителя – софисты (гр. «мудрый»), которые не имели постоянных помещений и постоянных учеников. Главным требованием, предъявляемым к учителю-софисту, было владение ораторским искусством и эристикой (искусство вести прения), что соотносится с речевой культурой педагога в современном понимании.

Яркой фигурой философии Древней Греции является Платон (428 или 427 до н.э. – 348 или 347), который предъявляет ряд требований к учителю: всестороннее знание своего предмета и психологических особенностей своего ученика, любовь к ученикам (которую впоследствии назвали по имени мыслителя платонической). В своем труде «Законы» Платон указывает на необходимость особого внимания государства на воспитание подрастающего поколения и лиц, его осуществляющих:

«…законодатель не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем – то второстепенным и шло как попало. …Если он хочет создать должное попечение о детях, ему надо выбрать из числа граждан человека наилучшего во всех отношениях и по возможности именно его назначить попечителем о детях». Поэтому, согласно великому мыслителю, в педагогическую культуру учителя можно включить следующие составляющие: знание учебного предмета, психологии своих учеников, любовь к ним, гуманизм, справедливость, безупречность во всех отношениях.

Мысли о том, каким должен быть учитель, содержатся в труде «О воспитании детей» греческого писателя Плутарха (ок. 45 – ок. 127 г.г.), в котором он сравнивает учителя с земледельцем: «Подобно тому, как для земледелия, прежде всего, нужна хорошая почва, потом опытный земледелец, затем хорошие семена, так и здесь почва – природные дарования, земледелец – учитель, наконец, семена – это обучение, преподавание». Далее Плутарх советует «позаботиться о выборе» педагога, «чтобы случайно не отдать своих детей рабам, чужестранцам или людям легкомысленным». Он твердо убежден, что «для детей выбирать таких учителей, поведение которых безукоризненно, характер которых не дает никакого повода к упреку; они должны обладать также большим жизненным опытом, источник и основание всех хороших свойств, это – воспитание». Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что, согласно Плутарху, учитель должен быть человеком серьезным, совершенным во всех отношениях, опытным и, самое главное, воспитанным.

Воспитание у древних римлян первоначально носило патриархальный характер. Дети в семье воспитывались в строгости, скромности, почитании старших и предков, любви к Отечеству. Педагогическая мысль Рима нашла отражение в трудах Марка Туллия Цицерона и Марка Фабия Квинтилиана.

Истоки понимания педагогической культуры находятся и в трудах древнеримского мыслителя Марка Туллия Цицерона (10643 г.г. до н.э.). В частности в трактате «Об ораторе» он выдвигает ряд требований: «Первое и важное условие для оратора есть природное дарование. Ведь для этого необходима особенного рода подвижность ума и соображения, которая сообщала бы изобретению остроту, развитию и украшению – обилие, запоминанию – верность и прочность». Определяя термин «оратор», философ пишет: «…по моему мнению, оратором, достойным такого многозначительного названия, будет тот, кто любой представившийся ему вопрос, который требует развития посредством слова, сумеет изложить с пониманием дела, стройно, изящно, без всяких помех со стороны памяти и, кроме того, с соблюдением известного достоинства при исполнении». Тем самым он заложил основы речевой культуры педагога. Поэтому, согласно Цицерону, культурный педагог – это, прежде всего, образованный, разносторонне развитый, занимающийся философией и следующий интересам своей страны гражданин.

Суждения об обязательном наличии культуры педагогов имеются и у древнеримского мыслителя Марка Фабия Квинтилиана (42 - ок.118 гг.) По его мнению, учитель должен быть снисходительным, «наставления свои сопровождать возможной лаской: иное похвалить, другое оставить без осуждения или переделать, указав на причины этого, а кое-где прибавить кое-что и от себя». В труде «Наставление оратору» Квинтилиан пишет: «Желал бы я больше всего, чтобы приставники или дядьки при детях были люди достаточно сведущие». Он подчеркивает также: «Невежество их не менее вредит и нравственности детей». Требования к речи оратора он выдвигает такие: «Всякая речь должна иметь три совершенства, то есть быть правильна, ясна и красива». Поэтому, исходя из сказанного выше, педагогическая культура учителя, по Квинтилиану, включает снисходительность, гуманизм, образованность, речевую культуру.

Литература

1. Вигасин А.А. История древнего мира. – М., 1999.

2. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Р/на Дону, 2000. – С. 17-38.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России./ Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.

4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.

5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен. Ч.1. – СПб., 2000. – С. 63-124.

6. Пономарева Г.М. Основы культурологии. – М., 1998. – С. 286-303.

Наши рекомендации