Теоретический комментарий

единица измерения, цена). Последователи Луки Почали распространили применение систематизированного учета в различных отраслях: Альвизе Казанова (1558г.) – в судостроенни , А. ди Пиетро (1586г.) – монастырском хозяйстве и банках, Д.А.Маскетти (1610г.) – в промышленности, Людовико Флори (1636г.) – в госпиталях и государственных организациях, Бастиано Вентури (1655г.) – в сельском хозяйстве. В 1581 г. Было создано в Венеции первое в истории общество бухгалтеров. К концу XIX в. система бухгалтерского учета, основы которого заложили Лука Пачоли, претерпела изменения. Принятый к 1844 году закон о компаниях предусматривал обязательную аудиторскую проверку обанкротивших фирм. И уже в 1854 г. В Эдинбурге было организовано Общество бухгалтеров. Королевская хартия давала каждому члену Общества право на титул «присяжного бухгалтера». Задание 2.Составьте свободный конспект текста «История зарождения бухгалтерского учета» Задание 3.Ответьте на следующие вопросы. Можно ли назвать плановым конспектом текст, полученный в ходе ответов. 1. Какие науки изучают особенности строения и жизнедеятельности организма человека? 2. Что изучают анатомия? 3. Из чего состоит организм человека? 4. Что такое орган? 5. Назовите основные отделы тела человека.   Задание 4. По данным предложениям и вопросам к ним восстановите текст. Состав крови зависел от питания. Первые разумные люди на планете – кроманьонцы – были носителями первой группы крови. (Почему?). Вторая группа крови появляется между 25000 и 15000 годами до нашей эры. (С чем это связано?). Люди с третьей группой появляются за 10-15 тысяч лет до нашей эры. Они далекие потомки кочевников. (Как это связано с группой крови).   Занятие 23.12 Тренинг. Закрепление навыков конспектирования Занятие 24.12 Реферат как жанр научной речи Теоретический комментарий Слово "реферат" в переводе с латинского буквально означает "пусть он доложит". Реферат при индивидуальной работе с литературой представляет собой краткую "обогащенную" запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Реферат включает в себя основное содержание первичного документа, данные о характере работы, методику и результаты исследования Классификация реферата В зависимости от количества реферативных источников различают: 1) Монографические (результат переработки одного источника). 2) Обзорные рефераты, написанные на основе нескольких источников. По виду информации и способу изложения рефераты делятся на:
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в единое целое темой и основной мыслью. Признаки текста: тематическое единство, композиционное единство, наличие грамматической связи между частями, смысловая цельность, относительная законченность. Тема текста - это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Основная мысль (идея) текста - это то, к чему он призывает, чему учит, с какой целью написан. Коммуникативная задача текста (КЗ) –это задача общения, которую ставит автор и для раскрытия которой создается текст. Например, КЗ – определение предмета – В тексте дается определение предмета, раскрывается какое- либо понятие. КЗ - Классификация предмета – В тексте рассматривается деление предметов на группы, виды. Композиционное строение текста: 1.Сложное синтаксическое целое- основная единица текста, представ­ляющая собой группу законченных предложений, образующих структурное и семантическое единство, раскрывающее законченную микротему в пределах целого текста. Текст делится на абзацы - отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как средство композиционно-стилистического членения текста. 2. Текст имеет определенную композицию (построение): вступительную, основную заключительную части. 3.Смысловые отношения между предложениями текста различны. Текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам. Различают цепнуюи параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, повторение первого слова предложения. Например, «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?». Главное в цепной связи повтор ключевого слова, замена его синонимом синонимичным оборотом, местоимением. Например, Тут вошла маленькая старушка. Она из другого села. Я ее знаю. Задание 1. Прочитайте предложения. Можно ли назвать текстом эту группу предложений? Что нужно сделать, чтобы из этих предложений составить текст? Проект этой выставки задумывался к пятилетию открытия представительства Британии в Казахстане. 3 декабря в Алматы в Центральном государственном музее Республики Казахстан откроется выставка «Шелковый путь». Любопытные детали в истории британско-казахстанских отношений обнаружились в ходе существования данного проекта. Задание2. Перед вами части одного текста. Восстановите композиционное единство. Озаглавьте текст. Определите композиционную задачу. Взрыхленная земля набухла и почернела. Ливень шумел по косогору, а люди не уходили с поля. Промокшие и счастливые, они делали все возможное, чтобы задержать воду. Дождь начался, когда рассвело. Ветер, пробуя силу, волной пробежал по ниве, пригнул одинокую березу у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли хлеба и трепетной дугой выгнул березу. Упали первые крупные и тяжелые капли, глубоко пробивая пухлый слой пыли, разбрызгиваясь на лицах, на руках. Капли падали все чаще и чаще, пошли мелкой трясучей дробью, потом разом хлынул ливень, проливной и неукротимый. Задание 3.Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тип связи предложений в тексте. Невозможно представить себе современное общество без книг. Однако были времена, когда не только книг не было, но и писать люди не умели. Но человек существо неутомимое и наступил момент, когда ум его изобрел и то, и другое. Шумеры, вавилоняне, ассирийцы и многие их соседи писали на глиняных табличках. Материал был дешевым, но из-за размера табличек тексты на них были короткими.




логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения текста. Тематический конспект — это записи читателя, касающиеся одной и той же темы, собранные из многих источников Подготовка конспекта включает следующие этапы: 1.Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок. 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема). 5. Дополнительная информация приводится при необходимости. Быстрое конспектирование не обходится без использования ваших собственных значков важности. Придумайте их сами или возьмите на вооружение следующие: «!» – важно; «?» – под вопросом; «У» – смотреть учебник; «ZB» – например; «R» – перепроверить. Задание 1.Прочитайте текст. Выделите смысловые части. В каждой смысловой части выделите главную и дополнительную информацию. Составьте а) план- конспект; б) текстуальный конспект текста. История зарождения бухгалтерского учета Бухгалтерский учет зародился в эпоху итальянского Возрождения. Изобретение двойной записи дало толчок дальнейшему развитию частного капитала, создавшего благосостояние для жизни и творчества человеческого общества. Система двойной записи появилась в XIII-XIV вв., пользовались ею в некоторых торговых центрах Северной Италии. Найденная в муниципальных записях Генуи система двойной записи датируется 1340 годом. Еще более ранняя двойная запись обнаружена во флорентийской торговой фирме (1299-1300 гг.), а также фирме, торговавшей в провинции Шампань (Франция). Первым систематизировать учет начал францисканский монах Лука Пачоли, создавший свой великий труд «Трактат о счетах и записях» (1494г.), в котором он раскрыл смысл учетных записей. Его книга остается актуальной и в наши дни. В отличие от современного бухгалтерский учет того периода обеспечивал информацией единоличного собственника, все данные содержались в секрете: тогда не существовало границы между собственностью и имуществом организации, не было понятий отчетного периода и действующей организации: наличие множества денежных единиц затрудняло использование двойной бухгалтерии. Отсюда записи в учетном регистре (мемориал) носили описательный характер с содержанием сведений о товаре ( вес, размер,
Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус, который делали из особым образом обработанных стеблей папируса, росшего в изобилии по берегам Нила. Наконец античный мир обрел новый прочный материал – пергамент (по названию города Пергам в Малой Азии, где его производили). Пергамент делали из овечьих, телячьих, козьих и даже кошачьих кож. С IV – V в. до н.э. в китайских монастырях стали вырезать из дерева рельефные тексты и иконы в зеркальном отражении. Все эти изобретения неслучайно были сделаны в Китае: здесь всегда испытывали почтение к науке. По преданию, с VI по V вв. до н.э. в Китае были библиотеки Задание 4. Прочитайте текст. Определите его основную тему. Разделите текст на абзацы. Назовите микротемы. Озаглавьте его. Латинский язык (Lingua Latina) - язык индоевропейской семьи. Он получил название от племени латинов, которые в начале е тыс. до н.э. заселяли небольшую область Центральной Италии - Лациум. Латинский язык стал государственным языком на значительной территории Европы от берегов Средиземного моря до Атлантического океана, а также в Северной Африке и в части Азии от побережья Средиземного моря до гор Кавказа и реки Евфрат. С покорением Греции Римом (II век до н.э.) происходит взаимообогащение латинского и греческого языков и культур. Латинский язык позаимствовал значительное количество греческих слов, а также греческую медицинскую терминологию, основателем которой был врач Гиппократ. Более полутора тысяч лет латынь была для Европы языком культуры и науки, в частности медицины. В Европе за почти тысячелетний период истории средних веков создалась обширная литература на латинском языке. Сюда относятся многочисленные исторические хроники, романы, поэмы, научные, философские и богословские трактаты. Наряду с этим из смеси разговорного латинского языка и местных диалектов сформировались самостоятельные национальные языки, известные под названием романских. Задание 5.Прочитайте текст. Проанализируйте текст по плану. 1.Определите тему текста, авторскую цель 2.Сформулируйте его основную мысль 3.Определите смысловое членение текста, его микротемы и смысловую связь между ними 4.Опишите композицию текста. Наука в своем бурном развитии все сильнее и глубже воздействует на нашу жизнь. Она все в большей степени становится важнейшим элементом общей культуры, расширяя и углубляя наше видение мира и самих себя. Широкий интерес вызывают не только результаты и выводы науки, но и сама наука в ее общем значении, сущности и путях развития, в ее отношении к этике, к искусству. Понимание всего этого нужно нам, чтобы осознать тот процесс растущего влияния науки, который мы переживаем, тем более мы сами в нем участвуем. Прежде всего – что мы должны понимать под наукой? В Большой советской энциклопедии дается такое определение: «Наука-сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о деятельности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт». Простая констатация факта тоже является знанием. Но научное знание касается не отдельных фактов, а какой-либо их совокупности, когда факты берутся в их взаимной связи, как скажем, в научном описании исторических событий, или известной степенью обобщения,   как в физике, химии или социологии. От систематического, обобщенного описания фактов наука восходит к открытию их законов, к выяснению их причин, к их объяснению посредством тех или иных теоретических представлений. Итак, наука есть система знаний, основанная на теоретических представлениях, развиваемых соответствующими методами.

тезисы. Математика в системе человеческих знаний есть раздел, занимающийся такими понятиями, как количество, структура, соотношение и т. п. Развитие математики началось с создания практических искусств счёта и измерения линий, поверхностей и объёмов. Понятие о натуральных числах формировалось постепенно и осложнялось неумением первобытного человека отделять числовую абстракцию от её конкретного представления. Вследствие этого счёт долгое время оставался только вещественным – использовались пальцы, камешки, пометки и т. п. С распространением счёта на больши́е количества появилась идея считать не только единицами, но и, так сказать, пакетами единиц, содержащими, например, 10 объектов. Эта идея немедленно отразилась в языке, а затем и в письменности. Для запоминания результатов счёта использовали зарубки, узелки и т. п. С изобретением письменности стали использовать буквы или особые значки для сокращённого изображения больших чисел. При таком кодировании обычно воспроизводился тот же принцип нумерации, что и в языке. Названия чисел от двух (zwei, two, duo, deux, dvi, два…) до десяти, а также десятков и числа 100 в индоевропейских языках сходны. Это говорит о том, что понятие абстрактного числа появилось очень давно, ещё до разделения этих языков. При образовании числительных у большинства народов число 10 занимает особое положение, так что понятно, что счёт по пальцам был широко распространён. Отсюда происходит повсеместно распространённая десятичная система счисления Задание 7. Составьте к текстам из заданий №2, №6 развернутый сложный план по схемам: а) I. б) 1. 1. 2. 2. а) II. б) III. 3. IV. Занятие 22.11 Виды письменной научной речи. Конспектирование Теоретический комментарий Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Конспектирование может осуществляться тремя способами: 1.Цитирование (полное или частичное) основных положений текста. 2.Передача основных мыслей текста «своими словами». 3.Смешанный вариант В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов: конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект, свободный, тематический. Плановый конспект – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Причем некоторые несложные пункты плана могут поясняться одной-двумя фразами, вносящими ясность, другие – конспектироваться подробно. Это зависит лишь от степени знакомства читателя с материалом. В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим
    Задание 6.Используя ключевые слова и сочетания слов, попробуйте дать определение понятия "текст". Целостная смысловая единица речи; законченное (завершенное) сообщение; группа предложений; объединенные (связанные) с помощью языковых средств; по смыслу; отношение автора к сообщаемому; единица коммуникации; имеет идею (основную мысль); включает название.   Занятие 2.1 Учебный и научный текст Теоретический комментарий Все тексты по их функционально-стилевым и стилистическим качествам можно отнести к основным книжным стилям: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному. Научная литература, ориентированная на использование научного стиля речи, также представляет сложное образование: собственно научные тексты (научно-технические, научно-гуманитарные, естественнонаучные), научно-популярные; учебные. В стилевом отношении различаются и жанровые разновидности: монография, статья, тезисы, реферат, учебник, учебное пособие, сборники упражнений, задач и др.   Научный текст может иметь следующие структурныекомпоненты: 1) заглавие, 2) введение, 3) основная часть, 4) заключение В заглавии называется тема текста. Во введении может содержаться следующая информация: указывается и кратко характеризуется предмет описания классификации; определяется его место среди аналогичных предметов; дается краткая историческая справка; вводятся понятие и термины, используемые в тексте; ставится проблема, которая будет рассмотрена в основной части, обосновывается ее актуальность. Основная часть текста, как правило, делится на несколько смысловых частей. Отдельная смысловая часть представляет один предмет описания или рассуждения. Смысловая часть может состоять из одного или нескольких абзацев, при этом граница между смысловыми частями совпадает с границей между абзацами. В заключении обобщается основная информация текста, делаются выводы, намечаются перспективы исследования предмета. Задание 1.Прочитайте текст. а) разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую часть; б) найдите в каждом абзаце "сцепляющие" слова, связующие предыдущий абзац с последующим, и выпишите их.     Невозможно представить себе жизнь без следующего великого открытия. Вообразите, что мы не знаем, где оперировать больного, или какая именно кость сломана, где застряла пуля и какая может быть патология. Способность заглянуть внутрь человека, не разрезая его, стала поворотным моментом в истории медицины. В конце 19 века люди использовали электричество, толком не понимая, что это такое. В 1895 году немецкий физик Вильгельм Рентген экспериментировал с электронно-лучевой трубкой, стеклянным цилиндром с сильно разреженным воздухом внутри. Рентгена заинтересовало свечение, создаваемое лучами, исходившими из трубки. Для одного из экспериментов Рентген окружил трубку чёрным

символизирующих верность, преданность. Рачки эти заползают в корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут выбраться через небольшое отверстие. Такой свадебный подарок называется корзинкой Венеры. Задание 2.Выпишите из текста фразы, которые помогают выстроить логическую последовательность текста. Будут ли они тезисами? Культура речи – сравнительно молодая область науки о языке, которая занимается качественной оценкой высказываний. В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека – низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака: богатство, точность, выразительность. Показателями богатой речи являются большой объём активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность создаётся с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения. Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. (По В. Капинос) Задание 3. Прочитайте притчу. Выделите тезис. Обоснуйте свой выбор. «Однажды человек обвинил мудреца в том, что его речи непонятны и не приносят пользы. Мудрец достал из шкатулки драгоценный камень и сказал: - Отнеси его мелким торговцам и посмотри, сможешь ли ты получить за него сотню фунтов. Никто из них не дал человеку больше сотни серебряных монет. - А теперь подойди к настоящему ювелиру и посмотри, что он даст тебе за этот камень. Человек был несказанно удивлен, когда ювелир предложил ему 10 тысяч золотых монет. Мудрец заметил: - Ты пытался понять природу моих знаний, как мелкие торговцы пытались оценить этот камень. Если хочешь оценить истинную ценность, стань ювелиром». Задание 4.Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несёт главную смысловую нагрузку. Может ли оно выполнять роль тезиса?   Берегите книги Не реже двух раз в год книги в домашней библиотеке надо чистить щёткой или тряпкой. Пыль и сырость - враги книг, книги следует потереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми, чтобы они хорошо проветривались. Задание 5.В предложенном тексте а) найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении ключевые слова; в) определите главную мысль текста. Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А есть память на запахи. Людям во всём помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать Задание 6. Прочитайте текст.Выделите основные части текста. Составьте вопросныйплан. Сформулируйте основные положения, служащие ответами на вопросы плана. Запишите
картоном и затемнил комнату. Затем он включил трубку. И тут, его поразила одна вещь - фотографическая пластина в его лаборатории светилась. Рентген понял, что происходит нечто, весьма необычное. И что луч, исходящий из трубки - вовсе не катодный луч; он     также обнаружил, что на магнит он не реагирует. И его нельзя было отклонить магнитом, как катодные лучи. Это было совершенно неизвестное явление, и Рентген назвал его «лучи икс». Совершенно случайно Рентген открыл излучение, неизвестное науке, которое мы зовём рентгеновским. Задание 2.Прочитайте текст. Озаглавьте его. Произведите структурный анализ текста. Определите тип речи, тип связи предложений в тексте. Глобальные перемены, происходящие в современном мире, не обошли стороной и систему высшего образования. Стремительное динамичное развитие всех мировых процессов, постоянное обновление технологий в науке и производстве – все это характерные черты сегодняшнего дня. Однако оперативно реагировать на все изменения можно только при наличии высокообразованных, идущих в ногу со временем, компетентных кадров. Поэтому государство требует, чтобы обучение в ВУЗе было максимально эффективным, и ставит перед высшими учебными заведениями страны высокие задачи по постоянному совершенствованию всех учебных процессов. Годы, проведенные в стенах ВУЗа, необходимо использоваться с максимальной пользой, поэтому очень важно посещать лекции и принимать активное участие во всех учебных процессах. Ведь именно в стенах высшего учебного заведения создается фундамент будущей успешной карьеры. В современных ВУЗах обучение, как правило, проходит с применением технологий, которые повышают эффективность и качество обучения. Вся система современного образования нацелена на то, чтобы студенты университетов, которые получают востребованные профессии, имели в своем распоряжении все новейшие технологии, множество обучающих материалов, видеоролики с лекциями самых лучших преподавателей. Только система высшего образования, построенная на использовании новейших педагогических и информационных технологий, способна гарантировать выпуск высококвалифицированных специалистов. Задание 3. Приведите примеры художественного и научного описания данных понятий: туча, парус, снег. Задание 4.Составьте текст-рассуждение на тему«Легко ли быть молодым?»Используйте сложные союзы и союзные слова (ввиду того, что; вследствие того, что; благодаря тому, что; оттого, что; вместо того, чтобы; в то время как; несмотря на то, что и др.).   Занятие 3.2.Определение предмета. Общая характеристика научного понятия /предмета Теоретический комментарий В зависимости от коммуникативной задачи в тексте создаются различные коммуникативные ситуации, которые выражаются определенными структурно-семантическими моделями. Например, если в тексте рассматривается целое и его части, то его коммуникативная задача показать строение предмета. В таком случае в тексте частотными

Занятие 21.11 Тезисы как жанр научной речи. Сложный развернутый план. Теоретический комментарий Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичнымтекстом.Первичные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется: преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами: с использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых); с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины); с использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения). Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости. Для тезисов характерна некоторая отрывочность изложения, краткость и категоричность. Тезисы 1. Содержат основные мысли текста в форме утверждения или отрицания. 2. В каждом положении содержится одна мысль. 3.Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии. 4.Выделяется, «извлекается» из текста. В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов: тезисы глагольногостроя, в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание и тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации. Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: Известно, что… Следует отметить, что… Однако… При этом важно, что… Предполагается, что… Специалисты ставят своей задачей… Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств: Ставит вопрос… Считает… Сравнивает… приводит пример… Перечисляет… Характеризует… Задание 1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём рассказывается. Для ответа выберите подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи) рассказывает нам о том... В тексте (статье) рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?)...Будет ли это тезисом У японцев бытует любопытный обычай: в день свадьбы молодым преподносят чудесный дар природы – морскую корзиночку (ажурную губку), в которой сидят два рачка,
будут предложения, построенные по моделям: что входит в состав чего; что содержится в чем; что является составной частью чего; что состоит из чего и т.п. (Растительные и животные клетки состоят из неорганических и органических соединений). Если в тексте предметы распределяются по классам, видам, разрядам, типам, то коммуникативной задачей текста является классификация предметов. Используемые модели: что делят на что; что подразделяется на что; кто классифицирует что; различают что; кем делится что на что и т.п. (Живые организмы могут быть одноклеточные, многоклеточные, доклеточные, клеточные).
Коммуникативная задача Характеристика
Определение предмета В тексте дается определение предмета, рас-крывается какое-либо понятие, дается его дефиниция (краткое определение)
Классификация предмета В тексте рассматривается деление предмета на группы, классы, виды ит.п.
Строение предмета В тексте анализируется структура предмета, его составные части
Характеристика предмета В тексте дается характеристика предмета, например, через признак, функцию и т.д.
Происхождение предмета В тексте рассказывается история возникновения чего-либо
Принадлежность предмета к классу В тексте рассказывается о принадлежности предмета, к какому – либо классу

Задание 1. Прочитайте текст. Выпишите предложения с конструкциями «что – это что»,

« что изучает что». Определите коммуникативные задачи текста.

Биология – наука о живых организмах. Биология – это наука, которая изучает живые организмы (bios – жизнь, logos – наука). Живые организмы – это животные, растения, бактерии, водоросли. Живые организмы имеют свойства: питание, дыхание, рост, движение, выделение, размножение, раздражимость. Живые организмы могут быть одноклеточные, многоклеточные, доклеточные, клеточные. Ботаника и зоология представляют собой два основных раздела биологии. Каждый из этих разделов включает ряд биологических дисциплин. Цитология изучает строение и жизнедеятельность клетки. Генетика исследует наследственность и изменчивость живых организмов. Анатомия и физиология изучают строение, функции и развитие организмов и их органов.

Задание 2.Найдите предложения с конструкциями«что имеет что», «что состоит из чего». Определите коммуникативные задачи текста.

Растительные и животные клетки состоят из неорганических и органических соединений. Самое распространенное неорганическое соединение в клетке – это вода. Она имеет большое значение для жизни клетки, потому что является хорошим растворителем, охлаждает организм, имеет хорошую теплопроводность. Минеральные соли, двуокись углерода – это тоже неорганические соединения, которые входят в состав клетки. К органическим соединениям клетки относятся углеводы, белки (протеины), жиры (липиды), нуклеиновые кислоты и другие. Белки. Среди органических веществ клетки белки занимают первое место. Они состоят из углерода, водорода, кислорода, азота. В белках встречается 20 видов аминокислот. Каждая клетка и ткань имеют свой белок, например, гемоглобин – в крови, миозин – в мышцах.

Наши рекомендации