Принцип компьютеризации

педагогического процесса

Этот принцип приобретает особую актуальность в связи с внедрением электронно - вычислительных средств во все сферы жизни.

С использованием компьютеров в учебном процессе решаются задачи:

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- осуществление самоконтроля и самокоррекции;

- моделирование и имитация изучаемых объектов, процессов, явлений;

- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок;

- развитие познавательных интересов учащихся;

- формирование умения применять решения.

Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики

Связь обучения и труда, теории и практики – процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельность органически связанны одна с другой.

Принцип компьютеризации - student2.ru

Принцип создания окружающей среды

Создание обучающей среды предполагает создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.

 
  Принцип компьютеризации - student2.ru

Принцип экономической целесообразности

Данный принцип определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов с учетом их востребования на рынке труда. В связи с этим возникает проблема организационно-правового регулирования отношений меду участниками образовательного процесса предприятиями заказчиками на основе заключения договоров о подготовке специалистов.

Практическая работа № 5

Принципы обучения

Выполнив эту работу Вы сможете анализировать дидактические принципы в процессе обучения.

- сопутствующие элементы;

- УЭ №8 Педагогический процесс;

- УЭ № 9 Процесс обучения.

Практическое задание

I. Выпишите различные определения принципов обучения, используя следующую литературу:

1. И. П. Подласый, Педагогика, М., 1996, стр. 287.

2. И. Ф. Харламов, Педагогика, М., 1997, стр. 165.

3. С. П. Баранов, .Л. Г. Болотина, В. А. Сластенин, Педагогика, М., 1987, стр. 81.

4. Ю. К. Бабанский, Педагогика, М., 1988, стр. 43

5. Педагогика: теории, системы, педагогические технологии; под редакцией С. А. Смирнова, М., 1998, стр.

II. Проанализируйте определения дидактических принципов, определите общие признаки в формулировке

III. Синтезируйте собственное определение, не допуская терминологических ошибок

IV. Дайте характеристику дидактическому принципу:

· научности

· наглядности

· систематичность и последовательности

V. Решите задачи:

1. К какому принципу обучения вы относите правило: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному? Докажите.

2. К какому принципу вы относите правило: «В методах преподавания отражайте методы познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»? Докажите.

VI. Посетите урок (фрагмент) теоретического обучения с целью анализа реализации дидактических принципов.

7.1. Запишите в тетрадь все то, что вам удастся увидеть и услышать на уроке. Это позволит вам в дальнейшем полностью восстановить ход урока и осуществить детальный анализ реализации принципов обучения на уроке.

7.2. Сформулируйте ряд вопросов к педагогу по тем моментам урока, которые из наблюдения не совсем ясны.

VII. Проанализируйте и оцените посещенный урок (фрагмент) по схеме:

Схема наблюдения и анализа урока:

Дата

Учебное заведение

Группа

Предмет

ФИО преподавателя

Тема занятия (МБ, УЭ)

1. Проанализируйте деятельность преподавателя на уроке по реализации принципов обучения.

2. Определите принципы, реализуемые на уроке:

2.1. принцип научности;

2.2. принцип доступности и посильности;

2.3. принцип наглядности;

2.4. принцип сознательности и активности в обучении;

2.5. принцип индивидуальности в обучении;

2.6. принцип системности и последовательности;

2.7. принцип прочности.

3. Докажите реализацию принципов обучения на уроке на основе выполнения определенных правил по алгоритму:

3.1. назовите принцип учения;

3.2. назовите принцип его реализации;

3.3. дайте оценку деятельности преподавателя по эффективности применения дидактических принципов на уроке.

Литература

Подласый Н. П. Педагогика. М., 1996, стр. 293-316

Тесовые задания

1. Дидактические принципы – это…

а) исходные положения;

б) теория обучения;

в) методы исследования. Р=3

2. Назовите дидактические принципы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Р=8

3. Дополните принципы профессионального обучения:

  1. принцип профессиональной мобильности;
  2. принцип модульности профессионального обучения;
  3. принцип экономической целесообразности;
  4. принцип создания окружающей среды;
  5. …;
  6. …;
  7. принцип моделирования профессиональной деятельности;
  8. …;
  9. принцип компьютеризации педагогического процесса.

Р=3

4. К какому принципу профессионального обучения относится данное правило: «ориентация субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки по обучающим модулям». Р=1

5. Определите соответствие принципов обучения и правил их реализации:

а) принцип наглядности;

б) принцип сознательности и активности;

в) принцип систематичности и последовательности;

г) принцип доступности.

1. Излагай материал в определенной системе, предъявляй к учащимся последовательные требования, переходи к изучению нового материала только после усвоения старого.

2. Обеспечивай понимание изучаемого материала, стимулируй познавательную активность учащихся.

3. Золотое правило: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно:

4. От легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, учитывай возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

6. Определите соответствие принципов профессионального обучения и условий их реализации:

  1. принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе;
  2. принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся;
  3. принцип создания окружающей среды:

а) создание нормативных условий труда, оказывающих благоприятное психологическое влияние на учащихся;

б) теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических знаниях;

в) деятельностный подход к созданию модели профессиональной работы.

УЭ №11. Методы теоретического обучения.

Принцип компьютеризации - student2.ru Принцип компьютеризации - student2.ru Принцип компьютеризации - student2.ru К Принцип компьютеризации - student2.ru v
0,5

Форма организации учебного занятия: лекция, практическая работа.

Изучив данный УЭ, Вы будете:

знать:

- классификацию и содержание методов теоретического обучения;

уметь:

- определять и анализировать методы обучения.

Выполните тестовые задания №1 УЭ №8 МБ №3.

Понятие о методе обучения.

Классификация методов обучения

Методы обучения – это упорядоченные способы осуществления совместной деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению системы научных знаний, умений и навыков, обеспечивающих развитие личности учащихся.

Прием – это отдельная операция в процессе реализации метода обучения. Метод – это сумма взаимосвязанных и взаимозависимых приемов деятельности. Материализация методических приемов на практике достигается через средства обучения: слово, образ, деятельность.

Методы обучения могут быть классифицированы. Классификация производится по выбранному основанию. В настоящее время различают три наиболее употребляемые классификации, основаниями которых служат:

- источник передачи умений и навыков;

- характер учебно-познавательной деятельности учащихся;

- тип взаимодействия учителя и учащихся и др.

Традиционная классификация методов обучения

Принцип компьютеризации - student2.ru I Методы обучения, выделяемые в зависимости от источника знаний:

II. Методы обучения, выделяемые в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности.

 
  Принцип компьютеризации - student2.ru

III. Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется 3 группы методов обучения.

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-позноватальной деятельности;

3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наши рекомендации