Естественные науки Гуманитарные науки
Постоянные временные
Это классические задачи, это задачи конкретного временного
которые решал, решает и будет решать периода (мелкие задачи)
Науки
Естественные науки Гуманитарные науки
Изучение природы и Изучение человека и общества,
её законы развития (физика, его культуры и истории (история,
астрономия, математика, педагогика, философия,
география и т.д) культурология)
3. Возникновение и развитие педагогической науки. Донаучный и научный этапы развития педагогической науки. Выдающиеся педагоги прошлого и настоящего, их вклад в развитие педагогики. Роль Я.А.Коменского.
Необходимость готовить детей к жизни, передавать им накопленный социальный опыт возникла в глубокой древности т.к. с развитием общества опыт усложнялся потребовались люди, которые бы владели этим мастерством.
В конце 16 века в начале 17 стало особую роль играть образование. Потребовалось большое количество образованных людей. Так из объективных потребностей общества в подготовке к жизни и труду возникла особая наука- педагогика.
Этапы развития педагогической науки:
1. Донаучный (т.е. эмпирический) основан на житейском опыте. С 0 до 17 века.
2. Научный. С 17 до наших дней. Связано с именем Яна Амоса Коменского. Выделил педагогику из философии в самостоятельную науку. А долгое время педагогика была связана с философией.
Выдающиеся педагоги:
· Великий чешский педагог-гуманист – Ян Амос Коменский (28.03.1592-15.11.1670 гг)- основоположник, положил основы, автор классно-урочной системы. Главный труд «Великая дидактика» (1654 г- первая научная педагогическая книга). После её выхода он стал знаменит. Многие его идеи актуальны до сих пор.
· Сократ- занимался вопросами этики.
· Демокрит- древнегреческий философ.
· Платон- др. греч. Философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
· Аристотель- на трудах которого разработаны важнейшие идеи о воспитании человека.
· Марк Квинтилиан- др. греч. Философ, образование оратора.
· Цицерон
· Джон Локк (1632-1704 гг)- английский философ, педагог. Основн. книга «Мысли о воспитании»
· Жан Жак Руссо (1712-1778 гг)- французский педагог- гуманист, автор идеи свободного естественного воспитания «Эмиль, или О воспитании»
· Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг)- швейцар, педагог-гуманист, «Лингард и Гертруда» и «Книга, как Гертруда учит своих детей»
· И.Ф.Гербарт (1776-1841)- немецкий философ, психолог и педагог. Автор идеи авторитарного воспитания.
· Адольф Дистервег (1790-1886 гг)- немецкий педагог. Автор идеи развивающего обучения.
· К.Д.Ушинский (1824-1871 гг)-отец русской педагогики, учитель русских учителей.
4. Система педагогических наук. История педагогики, общая педагогика, возрастная педагогика и др. структура педагогической науки: теория образования и обучения, теория воспитания, школоведение. Связь педагогики с философией, психологией, физиологией и другими науками.
5. Методология педагогической науки. Характеристика методов научно-педагогических исследований: наблюдения, педагогического эксперимента, методов опроса (письменных и устных) и других.
6. Педагогические течения. Сущность авторитарного и гуманистического направлений в педагогике. Выдающиеся представители данных течений. Идея гуманизма как основа современной педагогики.
С древних времен существует 2 противоположных взгляда:
· Воспитывать в страхе и повиновении- авторитарная
· Добротой и лаской- гуманистическая
Отечественная педагогика за «золотую середину».
Уважительное отношение к воспитаннику в сочетании с требовательностью.
Авторитарная педагогика:
Авторитаризм основан на слепом подчинении власти. Воспитанник беспрекословно подчиняется воспитателю.
Способы воздействия:
· Угроза
· Приказ
· Диктат
· Окрик
· Наказание
Яркий представитель этого течения Гербард. Он требовал от воспитанников строгости, считал правильными: угрозу, запрет, надзор. Результат: человек с комплексами, боязливый, зажатый, неактивный. Жесткие способы управления. Россия поддержала идеи авторитарного воспитания.
Гуманистическая педагогика:
Главное- это личность человека.
Требует: человеческого отношения к воспитаннику, уважение его прав и свобод.
Тактика поведения: совет, просьба, принятие ребенка, признание.
Яркие представители: Конфуций, Каменский, Жан Жак Руссо, Монтессоре, Толстой, Сухомлинский.
Результат: свободная, активная, независимая, творческая личность.
Вывод: таким образом направления развития педагогической мысли 2- авторитарная и гуманистическая. Между ними разное сочетание этих течений. Педагогика сделала гуманистический выбор.
7. Возрастные и индивидуальные различия детей. Возрастная периодизация. Психолого-педагогическая характеристика этапов возрастного развития детей (по Эльконину Д.Б.).Понятия: «ведущая деятельность», «новообразование», «социальная ситуация развития», как основания современной возрастной периодизации.
8. Особенности воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.
9. Понятие педагогического процесса. Признаки и основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Функции целостного педагогического процесса.
Педагогический процесс- это специально организованное взаимодействие (деятельность) педагога и обучаемых, с целью воспитания и обучения последних.
Признаки ПП:
· Целенаправленность
· Целостность
· Процессуальность
· Системность
· Двусторонность
Структура пед. процесса:
Целевой КЦ: формирует цель, осознает цель
Мотивационный КМ: формирует мотивы, реализует мотивы
Содержательный КС: отбирает материал, усваивает материал
Деятельностный КД: организует деятельность, активно выполняет её
Контрольно-коррекционный КК: осуществляет контроль и коррекцию, осуществляет самокоррекцию
Результативный КР: анализирует результат, осуществляет самоанализ результата
Педагогический процесс=КЦ+КМ+КС+КД+ККК+КР
Этапы:
1.Этап подготовки:
· Постановка целей и конкретных задач
· Диагностика условий развития процесса
Диагностика- это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в котором будет протекать ПП.
· Проектирование и планирование ПП
2.Этап основной
· Постановка и разъяснение целей, предстоящей деятельности
· Создание мотивации деятельности
· Организация взаимодействия педагогов и обучаемых
· Использование намеченных методов средств форм ПП
3. Этап заключительный
· Анализ достигнутых результатов, что получилось а что нет
· Рефлексия
Функции ПП:
· Образовательная(обучающая)
· Развивающая
· Воспитательная(воспитывающая)
Эти функции реализуются в ПП в единстве, и в ПП ребёнок обучается, развивается, воспитывается.
Функции реализуются через постановку и формулировку триединой цели урока ОРВ.
10. Теория обучения и образования как составная часть педагогической науки. Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение и др. возникновение и развитие теории обучения и образования.
Одним из составляющих ПП является процесс обучения.
Изучением этого процесса занимается дидактика.
Дидактика-это часть, раздел педагогики.
Дидактика- это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Предмет дидактики- процесс обучения и образования.
Задачи:
· Зачем учить? (цель)
· Чему учить? (содержание)
· Как учить? (методы)
· Каким образом? (формы обучения)
Об