Характеристика и методические указания

По изучению темы дисциплины

В данном подразделе необходимо указать:

· точное название темы и количество часов, отведенное программой на изучение;

· цели изучения темы;

· межпредметные и внутрипредметные связи (связь темы с предшествующим и последующим материалом данного и других предметов);

· требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны получить или усовершенствовать учащиеся;

· узловые вопросы темы и методы их изучения, выделив при этом самостоятельную работу учащихся на уроке и дома;

· технические средства обучения, учебные пособия и дидактические материалы.

Перспективно-тематический план следует оформить в виде таблицы (прил. 2).

3.4. Разработка плана урока по выбранной теме

Разработка плана учебного занятия является заключительной и решающей стадией всей подготовительной работы преподавателя. От ее полноты и тщательности зависят результаты обучения и воспитания учащихся, глубина и прочность усвоения ими знаний и умений, развитие их самостоятельности и активности.

План урока составляется по следующей схеме:

Тема урока

Тема урока отражает узловые вопросы соответствующего учебного материала, т.е. функционально законченные части учебного материала в программе.

Цель урока

Цель урока определяется исходя из содержания учебного материала и указывается в плане урока дифференцированно: образовательная, воспитательная и развивающая цели.

Тип урока

В зависимости от основных дидактических целей различают пять основных типов уроков. Каждый из типов имеет свою структуру. Выбирается в соответствии с дидактическими целями тип и вид урока и определяется его структура. Затем нужно определить деятельность учащихся на каждом этапе урока.

Учебно-наглядные пособия, дидактический материал,

Технические средства обучения, применяемые на уроке

В учебном процессе ПТУ широко используются технические средства обучения, которые призваны обеспечить рационализацию учебного процесса, доходчивое изложение наиболее сложных вопросов, прочное усвоение знаний, повышение роли преподавателя в процессе обучения, приближение учебной деятельности учащихся к производственной.

Основные понятия урока

При определении объема материала данного урока, следует учитывать, что является объектом изучения, какие понятия формируются и какие навыки развиваются; правильно оценить то «приращение» знаний, умений и навыков, которое должно быть достигнуто.

Основные понятия урока включают новые и опорные знания. Число новых понятий не должно превышать 1 – 6.

Опорные знания – это знания, полученные на предыдущих уроках и необходимые для проведения данного урока.

Методические указания к уроку

В этом разделе указываются те особенности проведения урока, на которые следует обратить особое внимание, перечисляются таблицы, плакаты, рисунки, которые предстоит выполнить учащимся самостоятельно, а также методы урока, т.е. совокупность таких правил педагогической деятельности, руководствуясь которыми преподаватель и учащиеся при умелом применении приемов и способов конкретных действий достигают поставленной цели.

Конспект урока

Для решения таких важных задач, как развитие интеллекта учащихся, формирование познавательной самостоятельности и интереса к учению и избранной профессии в процессе усвоения системы знаний, выработка трудовых и профессиональных умений и навыков и формирование мировоззрения, можно выбрать способ действия, наиболее подходящий для данной ситуации, для данной группы учащихся.

Нельзя дать рекомендации на все педагогические ситуации, с какими встречается педагог. Предлагаем вести подготовку к занятиям, выделяя следующие компоненты урока:

– актуализация опорных знаний;

– мотивация;

– план изложения нового материала;

– обобщение и систематизация знаний;

– подведение итогов;

– домашнее задание.

Актуализация опорных знаний. Под актуализацией опорных знаний понимается беседа воспроизводящего характера с опорой на ранее полученные знания или имеющийся жизненный опыт учащихся. Актуализация может осуществляться как в начале работы над темой занятия, так и в процессе изучения нового материала.

Мотивация. Особую роль в процессе усвоения знаний играют мотивы обучения. Под мотивацией учебной деятельности учащихся понимается возбуждение интереса к знаниям и процессу их приобретения, который может формироваться на основе показа практической и теоретической значимости материала, постановкой перспективы для будущей специальности и т.д.

План изложения нового материала. План урока должен отражать связь между понятиями, входящими в данную тему учебного материала. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения учащимися определенной суммы знаний, необходимо формировать у них полноценные понятия и способы умственной деятельности с этими понятиями.

Это означает, что учащиеся должны видеть в изучаемых понятиях наиболее существенные свойства и особенности и понимать их значение для решения соответствующих учебных задач, реализация которых приводит к полному усвоению содержания данной темы.

Обобщение и систематизация знаний. Осознанное использование знаний и в практической деятельности невозможно без глубокого проникновения в сущность изучения явлений и процессов, без тщательного их осмысления. Но осмысление отдельных фактов или явлений не дает еще целостной естественнонаучной картины мира во всех ее проявлениях, поэтому необходимо обобщение отдельных понятий и фактов, ведущее к установлению определенных закономерностей. Иначе говоря, необходима четкая систематизация полученных знаний на каждом конкретном занятии и после изучения темы, раздела.

Подведение итогов урока. Этот этап наиболее полно реализуется в результате практической деятельности. Преподаватель должен указать, что должен знать и уметь учащийся после проведенного урока.

Домашнее задание. Тесно связано с работой на уроке и рассчитано главным образом на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из проведенного урока, является его продолжением и базой для изучения тем последующего урока. Оно минимально по объему, что обязывает преподавателя тщательно планировать каждый пункт задания, знать его назначение.

При выдаче домашнего задания следует обращать внимание учащихся на выбор рациональных способов его выполнения.

План хода урока

При разработке структуры урока необходимо продумать, какая работа будет проводиться преподавателем и учащимся в процессе занятия, на каких этапах будут применяться те или иные формы и методы обучения, как они будут распределены во времени, как перейти от одного этапа к другому, чтобы урок был логически законченным и организованным.

В этом подразделе также перечисляются основные вопросы рассмотрения нового материала, указываются формулировки целей и задач урока для учащихся, задачи перед просмотром кинофильма, записываются все вопросы к учащимся при изложении нового материала, повторении, закрепления и т.д. (см. прил. 1).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная:

1. Булатова, О.С. Искусство современного урока [Текст]: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / О.С. Булатова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 256 с.

2. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / В.И. Звонников, М.В. Челышкова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 224 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 352 с.

4. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст]: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 288 с.

5. Кругликов, Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов профессионально-педагогических специальностей / Г.И. Кругликов. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 160 с.

6. Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие для мастеров и педагогов профессионального обучения / Г.И. Кругликов. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 272 с.

7. Кругликов, Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов профессионально-педагогических специальностей / Г.И. Кругликов. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 192 с.

8. Методика профессионального обучения: схемы, таблицы, комментарии [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.В. Осипова, О.В. Тарасюк,
Ю.В. Осколкова, В.С. Локтина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 148 с. (Б-ка высш. проф.-пед. образования).

9. Профессионально-педагогические понятия [Текст]: словарь / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред.
Г.М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед.
ун-т», 2005. – 456 с.

10. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]:
учеб. пособие для студентов проф.-пед. специальностей / Н.Е. Эрганова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 160 с.

Дополнительная:

11. Беляева, А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах [Текст]: метод. пособие / А.П. Беляева. – М.: Высш. шк., 1991. – 208 с.

12. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

13. Беспалько, В.П. Теория учебника [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1988. – 217 с.

14. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1995. – 336 с.

15. Бородина, Н.В. Основы разработки модульной технологии обучения [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Бородина, Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Урал. гос. проф.-пед. ун-т», 1994. – 204 с.

16. В помощь старшему мастеру [Текст]: метод. рекомендации. – М.: Высш шк., 1988. – 96с.

17. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1985. – 135 с.

18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

19. Димова, М.А. Содержание и организация производственного обучения [Текст] / М.А. Димова. – М.: Высш. шк., 1985. – 128 с.

20. Думченко Н.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля [Текст] / Н.И. Думченко. – М.: «Высш. шк.», 1984. – 64 с.

21. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих [Текст]. – М.: Экономика, 1989.

22. Ильясов, И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине [Текст]: пособие для преподавателей / И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко. – М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1994. – 208 с.

23. Катханов, К.Н. Педагогические основы производительного труда [Текст] / К.Н. Кахтанов. – М., 1987.

24. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / М.В. Кларин. – М.: Изд-во «Арена», 1994.

25. Кравцов, Н.И. Организация методической работы в среднем профессионально-техническом училище и руководство ею [Текст] / Н.И. Кравцов. – М.: Высш. шк., 1986.

26. Кязимов, К.Г. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих широкого профиля в средних профессионально-технических училищах [Текст] / К.Г. Кязимов. – М.; ВНМЦ ПТО,1986. – 64 с.

27. Леднев, В.С. Содержание образования [Текст] / В.С. Леднев. – М., 1989.

28. Лейбович, А.П. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования [Текст] / А.П. Лейбович. – М., 1996. – 228 с.

29. Махмутов, М.И. Современный урок [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.

30. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования [Текст] / Н.И. Макиенко. – М.: Высш. шк., 1983. – 344 с.

31. Никифоров, В.И. Основы и содержание подготовки инженера- преподавателя к занятиям [Текст] / В.И. Никифоров. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 141с.

32. Организация комплексных научных исследований в системе профтехобразования [Текст] / Под ред. Беляевой А.П. – М.: Высш. шк., 1983. – 248 с.

33. Основные требования к разработке частных методик по теоретическому и производственному обучению [Текст]. – М.: ВНМЦ ПТО, 1981. –
112 с.

34. Подготовка преподавателя к занятиям по спецтехнологии в среднем профтехучилище [Текст]. – М.: ВНШ ПТО,1985. – 64 с.

35. Поздняк, И.П. Организация и методика обучения в профессионально-технических училищах [Текст] / И.П. Поздняк, В.В. Малышевич. – Минск: Высш. шк., 1983. – 240 с.

36. Поляков, В.А. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах: пособие для преподавателей и мастеров [Текст] / В.А Поляков [и др.]. – М: Просвещение, 1979. –
207 с.

37. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин [Текст]: учеб. Пособие / под ред. В.И. Никифорова. – М.: Высш. шк., 1990. – 112с.

38. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования [Текст] / под ред. Беляевой А.П. – М.: Высш. шк., 1983. – 263 с.

39. Профессиональная педагогика [Текст]: учеб. для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512с.

40. Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих широкого профиля в технических и профессионально-технических училищах [Текст]. – М: ВНМЦ ПТО (для различных профессий).

41. Сенченко, И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве: Педагогический аспект [Текст] / И.Т. Сенченко. – М.: Педагогика, 1989. –
112 с.

42. Скакун, В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений [Текст] / В.А. Скакун. – М.: Центр Академии профессионального образования, 2001. – 183с.

43. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ [Текст] / В.А. Скакун. – М.: Высш. шк., 1987. – 271с.

44. Совершенствование преподавания предметов «Материаловедение» и «Технология металлов» [Текст]: метод. рекомендации. – М.: Высш. шк., 1987. – 40 с.

45. Тюнников, Ю.С. Производственно-технические ситуации в учебном процессе средних профтехучилищ [Текст] / Ю.С. Тюнников. – М.: Высш. шк., 1987. – 56 с.

46. Чахоянц, В.Е. Современные требования к уроку производственного обучения [Текст] / В.Е. Чахоянц, Е.И. Мартынова. – М.: Высш. шк., 1986. –
30 с.

47. Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения [Текст] / М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.

Эрганова, Н.Е. Основы методики профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 138 с.

Программное обеспечение и интернет ресурсы:

1. Библиотека Администрации Президента РФ

URL: http:// 194.226.30/32 /book.htm

2. Российская библиотечная ассоциация

URL: http// www.rba.ru

3. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек

URL: http// www.library.ru

4. Муниципальное объединение библиотек

URL: http// www.gibs.uralinfo.ru

5. Сетевая электронная библиотека

URL: http// web. Ido.ru

6. Служба электронной доставки документов и информации Российской государственной библиотеки «Русский курьер»

URL: http// www.rsl.ru/courier

7. Списки ссылок на библиотеки мира

URL: http// www.techno.ru

8. Электронная библиотека

URL: http// stratum..pstu.as.ru

9. Виртуальные библиотеки

URL: http// imin.urc.ac.ru

10. Список библиотек, доступных в Интернет и входящих в проект «Либнет»

URL: http// www.valley.ru/-nicr/listrum.htm

11. Российская национальная библиотека

URL: http// www.rsl.ru

Наши рекомендации