Беру верхнюю ноту, которая хорошо идет в резонатор, у меня начинает кру

житься голова.Что касается грудного резонатора, то когда я пою на цен

тре крупные ноты, то тоже его хорошо ощущаю.

— Меняются ли у Вас дыхательные ощущения, когда Вы от центра

переходите к верхам ?

— Нет, система дыхания и дыхательные ощущения остаются со

вершенно одинаковыми на протяжении всего звукового диапазона.

— Есть ли для Вас разница в звучании русского и итальянского

языков?

— Я думаю, что после итальянского языка русский является самым

удобным для пения.Конечно, между ними есть разница, но мне ее труд

но объяснить. На мое ухо она небольшая. Я не знаю как следует Вашего

языка, и потому мне трудно объяснить. Во всяком случае, в пении язык

меня не утомляет, как, например, немецкий. На слух немецкое пение

ужасно. Русское же слушается легко, оно красиво. Звукоизвлечение та-

ково, что ласкает слух. Речь у вас тоже очень мелодичная, приятная, я

бы сказал — красивая.

— А отдельные звуки речи? Вы находите какую-либо разницу с

итальянским, какие-либо трудности?

— Мне сложно судить, так как я не знаю языка. Конечно, некото

рая разница есть. По-другому распределяются акценты. А об отдельных

звуках ничего не могу сказать. Возможно, я просто недостаточно вни

мательно прислушивался.

—Я произношу до—ре—ми—фа—соль—ля—си—до. Как Вы произносите

их по-итальянски ?

— (Произносит.) Теперь я чувствую это разницу: у Вас меньше ок

Руглости в них, а гласные «Е» и «И» более узки.

БЕСЕДА С РОЛАНДО ПАНЕРАИ

И СЕСТО БРУСКАНТИНИ

— Каково Ваше мнение о роли дыхания в пении ?

— Я считаю, что дыхание — это фундамент певческого

искусства. Однако в вопросе, как надо дышать в пении, расходились

даже самые заслуженные и знаменитые артисты. Одни считали

необходимым дышать в одной манере, другие — в другой. Что касается

меня, то я считаю самым оптимальным для пения дыханием — дыхание

глубокое. По типу дыхания я пользуюсь нижнереберным.Вообще, по

моим наблюдениям, современные люди дышат весьма плохо, неполно.

Создается впечатление, что они дышат только четвертью своих легких.

И когда сидят на службе, пишут, работают, то совсем не пользуются

своим дыханием полно. Но и тогда, когда дыханием занимаются

специально, например, в спорте или пении, не всегда правильно его

организуют. Я был знаком с одним физкультурником и певцом,

которого его маэстро научил дышать полно, но высоко. Пользуясь

таким типом дыхания, он сильно уставал, и в спорте, и в вокале не

показывал хороших успехов. Высокий тип дыхания я считаю абсолютно

неправильным. Дышать глубоко и в жизни, и в пении совершенно

необходимо. Тот, кто умеет дышать глубоко и низко, испытывает при

этом большую радость. Не знаю, насколько я достиг этого сам, но

всегда стремился к такому дыханию.

— Как Вы относитесь к проблеме резонаторов? Как используете их

в пении?

— Мое мнение по этому вопросу такое: резонаторы у певца не де

лаются, не фабрикуются, их нельзя создать искусственно. Они зависят

от природной конструкции лицевой части скелета, составляют неотъем

лемую часть анатомической структуры голосового аппарата певца.

Они — такой же конструктивный элемент в голосовом инструменте, как

деки в скрипках Страдивари. Характер резонанса у того или иного пев

ца зависит от размеров и формы лицевых резонаторов: у одних нос и

полости, его окружающие, велики, у другого — малы. Потому и внут

ренние ощущения певцов, и свойства их голосов различны. У певца во

обще все зависит от физиологической структуры.Если молодой певец учит

ся, правильно формирует звук, то и резонаторы у него начинают отве

чать. Появляются те резонансы, которые свойственны тембру голоса дан

ного певца.С тех пор, как я пою, я всегда искал равного резонирования

как для высоких, так и для низких тонов.Как мне кажется, это в значи-

тельной степени удавалось. Однако все же нижние ноты моего голоса

резонируют лучше верхних звуков, что я считаю свойством моей кон-

ституции.

Я всегда ищу такой вибрации голосовых связок, такого резонанса,

Чтобы все ноты голоса от самых нижних до самых верхних были по звуча-

нию одинаковы.Наиболее естественной и потому практически самой

важной является резонация нижних звуков,от которых я и отталкиваюсь

в формировании всего певческого диапазона. Для меня эти звуки явля-

ются в своем роде эталонами верного звучания,по которым я выравни-

ваю все остальные. Фонация этих, наиболее естественных, звуков дол-

жна осуществляться при полной свободе всех мышц тела, лица, губ— сло-

вом, всех мышц, которые принимают участие в образовании певческого

голоса. Эту свободу мышц голосового аппарата и тела надо сохранять на

протяжении всего диапазона, снизу доверху.

Все звуки, которые встречаются певцу, включая звуки горловые, носо-

вые или губные, как и различные тембровые окраски, должны быть положены

на основной певческий тон, на «вокально работающие голосовые связки».Ведь

все звуки голоса по своему рождению горловые, связочные. Именно в голосо-

Вых связках родится певческий голос. Если ты научился производить певческий

Звук на правильной позиции в Шубине горла, вот тогда и появляются те

Наши рекомендации