Беру верхнюю ноту, которая хорошо идет в резонатор, у меня начинает кру
житься голова.Что касается грудного резонатора, то когда я пою на цен
тре крупные ноты, то тоже его хорошо ощущаю.
— Меняются ли у Вас дыхательные ощущения, когда Вы от центра
переходите к верхам ?
— Нет, система дыхания и дыхательные ощущения остаются со
вершенно одинаковыми на протяжении всего звукового диапазона.
— Есть ли для Вас разница в звучании русского и итальянского
языков?
— Я думаю, что после итальянского языка русский является самым
удобным для пения.Конечно, между ними есть разница, но мне ее труд
но объяснить. На мое ухо она небольшая. Я не знаю как следует Вашего
языка, и потому мне трудно объяснить. Во всяком случае, в пении язык
меня не утомляет, как, например, немецкий. На слух немецкое пение
ужасно. Русское же слушается легко, оно красиво. Звукоизвлечение та-
ково, что ласкает слух. Речь у вас тоже очень мелодичная, приятная, я
бы сказал — красивая.
— А отдельные звуки речи? Вы находите какую-либо разницу с
итальянским, какие-либо трудности?
— Мне сложно судить, так как я не знаю языка. Конечно, некото
рая разница есть. По-другому распределяются акценты. А об отдельных
звуках ничего не могу сказать. Возможно, я просто недостаточно вни
мательно прислушивался.
—Я произношу до—ре—ми—фа—соль—ля—си—до. Как Вы произносите
их по-итальянски ?
— (Произносит.) Теперь я чувствую это разницу: у Вас меньше ок
Руглости в них, а гласные «Е» и «И» более узки.
БЕСЕДА С РОЛАНДО ПАНЕРАИ
И СЕСТО БРУСКАНТИНИ
— Каково Ваше мнение о роли дыхания в пении ?
— Я считаю, что дыхание — это фундамент певческого
искусства. Однако в вопросе, как надо дышать в пении, расходились
даже самые заслуженные и знаменитые артисты. Одни считали
необходимым дышать в одной манере, другие — в другой. Что касается
меня, то я считаю самым оптимальным для пения дыханием — дыхание
глубокое. По типу дыхания я пользуюсь нижнереберным.Вообще, по
моим наблюдениям, современные люди дышат весьма плохо, неполно.
Создается впечатление, что они дышат только четвертью своих легких.
И когда сидят на службе, пишут, работают, то совсем не пользуются
своим дыханием полно. Но и тогда, когда дыханием занимаются
специально, например, в спорте или пении, не всегда правильно его
организуют. Я был знаком с одним физкультурником и певцом,
которого его маэстро научил дышать полно, но высоко. Пользуясь
таким типом дыхания, он сильно уставал, и в спорте, и в вокале не
показывал хороших успехов. Высокий тип дыхания я считаю абсолютно
неправильным. Дышать глубоко и в жизни, и в пении совершенно
необходимо. Тот, кто умеет дышать глубоко и низко, испытывает при
этом большую радость. Не знаю, насколько я достиг этого сам, но
всегда стремился к такому дыханию.
— Как Вы относитесь к проблеме резонаторов? Как используете их
в пении?
— Мое мнение по этому вопросу такое: резонаторы у певца не де
лаются, не фабрикуются, их нельзя создать искусственно. Они зависят
от природной конструкции лицевой части скелета, составляют неотъем
лемую часть анатомической структуры голосового аппарата певца.
Они — такой же конструктивный элемент в голосовом инструменте, как
деки в скрипках Страдивари. Характер резонанса у того или иного пев
ца зависит от размеров и формы лицевых резонаторов: у одних нос и
полости, его окружающие, велики, у другого — малы. Потому и внут
ренние ощущения певцов, и свойства их голосов различны. У певца во
обще все зависит от физиологической структуры.Если молодой певец учит
ся, правильно формирует звук, то и резонаторы у него начинают отве
чать. Появляются те резонансы, которые свойственны тембру голоса дан
ного певца.С тех пор, как я пою, я всегда искал равного резонирования
как для высоких, так и для низких тонов.Как мне кажется, это в значи-
тельной степени удавалось. Однако все же нижние ноты моего голоса
резонируют лучше верхних звуков, что я считаю свойством моей кон-
ституции.
Я всегда ищу такой вибрации голосовых связок, такого резонанса,
Чтобы все ноты голоса от самых нижних до самых верхних были по звуча-
нию одинаковы.Наиболее естественной и потому практически самой
важной является резонация нижних звуков,от которых я и отталкиваюсь
в формировании всего певческого диапазона. Для меня эти звуки явля-
ются в своем роде эталонами верного звучания,по которым я выравни-
ваю все остальные. Фонация этих, наиболее естественных, звуков дол-
жна осуществляться при полной свободе всех мышц тела, лица, губ— сло-
вом, всех мышц, которые принимают участие в образовании певческого
голоса. Эту свободу мышц голосового аппарата и тела надо сохранять на
протяжении всего диапазона, снизу доверху.
Все звуки, которые встречаются певцу, включая звуки горловые, носо-
вые или губные, как и различные тембровые окраски, должны быть положены
на основной певческий тон, на «вокально работающие голосовые связки».Ведь
все звуки голоса по своему рождению горловые, связочные. Именно в голосо-
Вых связках родится певческий голос. Если ты научился производить певческий
Звук на правильной позиции в Шубине горла, вот тогда и появляются те