Закономерности процесса обучения

Закономерности процесса обучения сформировались в результате длительных наблюдений. Поиск путей повышения эффективности обучения привел к необходимости выявления объективно существующих, повторяющихся, существенных связей явлений, имеющих место в процессе специально организованной, целенаправленной познавательной деятельности. Так появились закономерности обучения.

Рассмотрим некоторые группы закономерностей обучения.

Дидактические закономерности:

1. Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.

2. Продуктивность усвоения заданного объема знаний обратно пропорциональна количеству изучаемого материала.

3. Результаты обучения находятся в прямо пропорциональной зависимости от осознания целей обучения учащимися.

4. Результаты обучения зависят от способов включения учащихся в деятельность.

5. Результаты обучения зависят от применяемых учителем методов.

6. Результаты обучения зависят от применяемых учителем средств.

7. Результаты обучения зависят от деления материала на части, подлежащие усвоению.

8. Результаты обучения зависят от мастерства преподавателя.

9. Продуктивность усвоения в 6-7 раз выше, если учащиеся включены в практическую деятельность.

Познавательные закономерности:

1. Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться.

2. Продуктивность усвоения прямо пропорциональна объему учебной деятельности учащихся.

3. Продуктивность усвоения знаний прямо пропорциональна объему практического применения знаний.

4. Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой
деятельности (И. Я. Лернер).

5. Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый объект в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта.

6. Результаты обучения зависят от регулярности выполнения учащимися домашних заданий.

7. Продуктивность усвоения знаний находится в прямо пропорциональной зависимости от потребности учиться.

8. Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности
обучения.

Среди психологических закономерностей необходимо выделить следующую: продуктивность обучения прямо пропорциональна активности мыслительной деятельности обучаемых.

Существуют еще несколько групп закономерностей: социологические, организационные, кибернетические.

Закономерности порождают принципы обучения, которым должен следовать педагог в своей деятельности.

5.5. Диалектика процесса обучения.
Мотивы и познавательный интерес
как основа процесса обучения

Процесс обучения – процесс развивающийся. Это означает, что для рассмотрения его движущих сил, механизмов и направления развития можно использовать законы диалектики.

Движущей силой процесса обучения являются противоречия. Рассматривая противоречия процесса обучения как источник образования внутренних стимулов, можно выделить несколько их групп: объективные внешние противоречия, объективные и субъективные внутренние противоречия организации процесса обучения, внутренние противоречия самой формирующейся личности.

Объективные внешние противоречия обусловлены социальными явлениями. Это противоречия, порожденные глобальными процессами, происходящими в мире, в государстве (например, противоречия, обусловленные процессами, связанными с решением экологических проблем, процессами глобальной информатизации общества и т. д.).

Объективные внутренние противоречия организации процесса обучения отражают диалектику этого процесса. К числу таких противоречий следует отнести:

· противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации процесса обучения;

· противоречие между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей;

· противоречия, отражающие несоответствие между целями и мотивами деятельности (деятельность, организованная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека).

Субъективные противоречия организации процесса обучения – это противоречия, порожденные несовершенством данного процесса.
В эту группу противоречий входят:

· противоречие между целостностью личности и многопредметностью, многоцелевым характером учебного процесса;

· противоречие между бурным ростом объема знаний и ограниченной возможностью их переработки и передачи педагогом;

· противоречие между формальным признанием деятельностного подхода в развитии личности и преимущественно словесным характером обучения.

В рассмотрении диалектики процесса обучения чрезвычайно важную роль играют внутренние противоречия развивающейся личности.

Противоречия порождают мотивы деятельности. Это побуждения, которыми руководствуется человек, осуществляя те или иные действия. В познавательной деятельности важную роль играют следующие группы мотивов:

1) непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциях (яркость, новизна, занимательность содержания материала, привлекательность личности учителя, боязнь огорчить родителей, страх перед учителем);

2) перспективно-побуждающие мотивы, которые основаны на понимании значимости знаний в жизни. В формировании этой группы мотивов проявляются связь с будущей профессией, чувство долга, ответственность за семью;

3) интеллектуально-побуждающие мотивы, формирующиеся как удовлетворение любознательности, потребности в знаниях, в повышении своего культурного уровня.

На основании мотивов формируется познавательный интерес. Он обеспечивает активность учащегося в обучении, которая выражается в способности формировать собственные познавательные цели и продвигаться к их достижению.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите ключевые слова, с помощью которых выстроено определение понятия «обучение».

2. Сформулируйте определение понятия «обучение».

3. Назовите и поясните функции обучения.

4. Перечислите круг вопросов, составляющих содержание обучения.

5. Перечислите компоненты структуры содержания обучения. Что такое знания, умения, навыки?

6. Приведите примеры каждого вида знаний, выделяемых
И. Я. Лернером.

7. В чем заключается логико-психологическая структура процесса обучения?

8. Установите соответствие между материалистическим законом познания, психологическими актами познания и этапами процесса обучения.

9. Перечислите дидактические, познавательные закономерности процесса обучения.

10. Как вы понимаете словосочетание «диалектика процесса обучения»?

11. Приведите примеры противоречий, обусловливающих диалектику процесса обучения.

Наши рекомендации