Закономерности и принципы обучения. Процесс обучения
Тема 12
Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения
Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.
М. Монтень
Требования к компетентности по теме
r знать предмет исследования, основные категории и понятия дидактики как отрасли педагогики; уметь формулировать задачи дидактики, характеризовать ее взаимосвязи с другими науками;
r знать и уметь раскрывать сущность понятия «обучение»; знать и уметь характеризовать структуру процесса обучения, его движущие силы, закономерности и принципы;
r знать сущность понятия «преподавание»; знать и уметь анализировать этапы преподавания;
r знать сущность понятия «учебно-познавательная деятельность»; уметь характеризовать процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков как поэтапный психический процесс;
r уметь выделять этапы учебного процесса и давать их общую характеристику;
r знать и уметь характеризовать виды обучения, уметь применять эти знания при анализе образовательной практики.
Основные вопросы
1. Предмет и задачи дидактики.
2.Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся.
3. Закономерности и принципы обучения.
4.Деятельность учителя в процессе обучения.
5. Деятельность учащихся в процессе обучения.
6. Виды обучения, их характеристика.
Предмет и задачи дидактики
Дидактика — отрасль педагогики, которая изучает теоретические основы обучения и его содержание. Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos — поучающий и didasko — изучающий. Известно, что немецкий педагог Вольфганг Ратке (Ратихий) (1571—1635) назвал свой курс лекций «дидактикой», «искусством преподавания» (1613).
Чешский педагог Я. А Коменский (1592—1670) представил дидактику как систему научных знаний. Его труд «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему…» (1657) является одним из первых научных произведений по дидактике. Я. А. Коменский сформулировал важнейшие принципы и правила обучения, многие из которых не потеряли своего значения и в настоящее время. В дальнейшем большой вклад в развитие дидактики внесли многие зарубежные и отечественные педагоги: И. Г. Песталоцци (1746—1827), И. Ф. Гербарт (1776—1841), А. Ф. Дистервег (1790—1866), К. Д. Ушинский (1823—1870), К. Ф. Каптерев (1849—1922), Дж. Дьюи (1859—1952), М. Н. Скаткин (1900—1991), И. Я. Лернер (1917—1996), Ю. К. Бабанский (1927—1987) и другие.
Методологической основой обучения является гносеология — теория познания. Дидактика связана с психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологией личности), физиологией высшей нервной деятельности, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, информатикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предметов. Поэтому правомерно говорить о физиологических, психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Нормативные основы дидактики связаны с тем, что содержание обучения регламентируется образовательными стандартами и нормативными документами.
Предметом дидактики являются закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами процесса обучения. По мнению известных дидактов, предметом дидактики выступает «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В. В. Краевский), «условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения» (Ч. Куписевич). Дидактика — наиболее разработанная научная отрасль педагогики. Она является одновременно теоретической и нормативно-прикладной наукой. Задачи дидактики представлены на рисунке 32.
Рис. 32. Задачи дидактики
К основным категориям и понятиям дидактики относятся: обучение, учебный процесс, учение, преподавание, закономерности обучения, принципы обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, технология обучения. Дидактика оперирует также понятиями смежных наук (система, содержание, форма, метод, учебные умения, навыки, мотивы, познавательный интерес, мышление и другие).
Дидактика является теоретической основой для формирования предметных методик (частных дидактик), выполняя по отношению к ним методологическую функцию.
Обучение как специально организованный процесс взаимодействия
Учителя и учащихся
Традиционно обучение характеризуется дидактами как специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого они осваивают определенную систему знаний, овладевают способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к самим себе и окружающему миру. По своей структуре обучение есть единство деятельности обучающего (учителя) и учащегося (рис. 33). Учитель и ученик должны быть субъектами учебного процесса. Деятельность ученика в процессе обучения обозначается в дидактике термином «учение», деятельность обучающего — термином «преподавание».
Наряду с общими движущими силами педагогического процесса к движущим силам обучения, например, относятся противоречия, характеризующие уровень подготовленности ученика к выполнению обязательных учебных заданий (образовательных стандартов). И. И. Прокопьев описал данную группу противоречий формулой: «надо — могу / не могу — хочу / не хочу». Иначе говоря, это противоречие между требованиями учебной программы и возможностями (желаниями, мотивами и т. п.) ученика. Движущими силами процесса обучения являются также чувства и эмоции (переживание успеха, радости, уверенности в своих силах, желание быть первым и т. д.), волевые усилия и проявления ученика (настойчивость, ответственность, чувство долга и др.).
Рис. 33. Обучение как единство преподавания и учения
Структура процесса обучения аналогична структуре целостного педагогического процесса. Компоненты процесса обучения: целевой (потребности, цели, мотивы); содержательный; деятельностный (учебно-познавательные действия, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный компоненты); результативный; ресурсный. Если рассматривать учебный процесс как процесс обучения, протекающий в конкретных условиях, то его структура выглядит следующим образом: субъекты обучения (учитель, ученик), их деятельность (цели, мотивы, методы, формы, результаты обучения), содержание и средства обучения.
Обучению как составной части целостного педагогического процесса свойственны те же основные функции, что и педагогическому процессу в целом: собственно обучающая, воспитательная, развивающая функции (рис. 34).
Рис. 34. Функции процесса обучения
Закономерности и принципы обучения
Процессу обучения присущи ранее охарактеризованные закономерности и принципы целостного педагогического процесса. К закономерностям, свойственным именно процессу обучения, относится, например, зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества, от социокультурной ситуации. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т. п.). Результаты обучения объективно зависят от особенностей взаимодействия развивающейся личности с окружающим миром.
Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации, осуществлению и управлению процессом обучения. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели, отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения.
Дидактические принципы являются исторически преходящими. Работа над ними продолжается и в настоящее время. В систему основных принципов процесса обучения традиционно включают: научность обучения; связь обучения с жизнью, практикой, опытом учащихся; систематичность и последовательность в обучении; доступность обучения; сознательность и активность учащихся в процессе обучения; наглядность в обучении; прочность результатов обучения; воспитывающий и развивающий характер обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; оптимальное сочетание методов, средств и форм организации обучения. Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципам, конкретизируют их, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем, и ведут к реализации данного принципа. Если принципы отражают сущность процесса обучения, то правила — его отдельные стороны.