Использование механизма самооценки для нравственного воспитания возможно только при педагогическом руководстве системой оценочных отношений в группе

Как свидетельствует практика воспитания и психолого-педагогические исследования, серьезным препятствием нравственного развития становятся такие образования самосознания» как болезненное самолюбие (с элементами неправомерно высокого или низкого самоуважения), честолюбие, тще­славие, эгоцентрические и эгоистические тенденции, кото­рые могут возникать при неправильном руководстве разви­тием личности ребенка уже в дошкольном детстве.

У старшего дошкольника самооценка отражает уже до­статочно широкий круг знаний о себе, своих умениях и на­выках, а также включает и непосредственно переживаемое чувство самоценности («я хороший»), основанное на отождествлении себя с идеализированным образом, обла­дающим наиболее ценными моральными качествами. Это чувство самоценности ребенка и связанный с ним идеали­зированный образ «я» (т. е. видение себя как бы изнутри — таким, каким ребенок представляет себя) формируется на ранних этапах развития личности при положительных эмо­циональных контактах ребенка с близкими взрослыми, ко­торые «авансом» приписывают ему различные достоин­ства, а также вследствие отождествления ребенком себя с героями сказок, рассказов, кинофильмов.

Исследования психологов показывают, что самооцен­ка — стержневой структурный компонент самосознания — в старшем дошкольном возрасте становится одним из ве­дущих мотивов, т. е. побудителей активности ребенка. Так, от особенностей самооценки во многом зависит, какие про­явления собственного «я» ребенок считает наиболее значи­мыми, какие личностные качества в себе он ценит. Ведь отношение к себе — это и позиция, которую человек занимает относительно других.

Психологи единодушны в том, что дошкольники доста­точно объективно могут оценить конкретные результаты в различных видах своей продуктивной деятельности, но значительно переоценивают свои личностные свойст­ва, т. е. оценка себя как личности у детей, как правило, завышена.

Как следует рассматривать эту особенность детского самосознания? В свое время М. И. Лисина так ответила на этот вопрос: оптимизм дошкольника, его счастливая спо­собность видеть в себе только хорошее и даже переоцени­вать свои возможности создает благоприятные условия для дальнейшего развития подрастающей личности. Повы­шается активность ребенка, его жизнь наполняется ра­достными, бодрыми эмоциями. Однако для того, чтобы в процессе реализации своих высоких притязаний ребенок испытывал положительные эмоции, он должен научиться считаться с потребностями и желаниями сверстников. Ведь каждый из них тоже, высоко оценивая себя, претендует на признание своих достоинств товарищами.

При недостаточном внимании к формированию и корректировке самооценки ребенка его поведение может сопровождаться эгоистическими, недоброжелательными чувствами по отношению к сверстникам. Известно, что дети, значительно переоценивающие себя, часто пытаются добиться признания в группе сверстников силой, грубостью, назойливой демонстрацией своего мнимого превосходства, унижением достоинства товарищей.

В практике дошкольного воспитания актуальны вопросы о том, как научить ребенка жить в кол­лективе сверстников, как управлять его социально значи­мой активностью, придавать его чувствам гуманный, доб­рожелательный характер, научить преодолевать в себе эго­истические тенденции.

Важнейшим условием повышения роли самооценки в воспитательном процессе является формирование цен­ностного отношения ребенка к себе как к субъекту моральных чувств – доверия, благосклонности к другим, благодар­ности, признательности и т.п.

Ценностное отношение дошкольника к себе развивается только при его взаимодействии с другими детьми. Оно как бы вырастает на почве детских переживаний, возникающих в процессе взаимодействия под влиянием оценок взрослых. Благодаря переживаниям ребенок постоянно что-то открывает, узнает о самом себе. В связи с этим особо следует подчеркнуть, что переживания являются для детей первоисточником знаний о своей ценности как личности.

Ребенку нужно пере­жить свое отношение к другим людям и отношение других людей к себе. В процессе накопления эмоционального опыта «чеканятся», осознаются и укрепляются прежде все­го те эмоции (со временем они превращаются в устойчивые чувства), которые несут ребенку информацию о его собст­венной ценности, значимости в каком-либо отношении. Цен­ностное отношение ребенка к себе связано прежде всего с теми сферами его опыта и формами проявления собствен­ной активности, которые получили признание и одобрение окружающих, в первую очередь воспитателя.

Оценочные воздействия воспитателя — тонкий и в то же время сильнодействующий «инструмент» управления детскими взаимоотношениями. Так, недооценивание одних детей ведет к резкому повыше­нию уровня самооценки (самомнения) остальных членов группы. По отно­шению к детям, которым воспитатель часто делает замеча­ние, в группе начинают проявляться высокомерие, презрение, недоброжелательность: их не принимают в игры, В таких случаях ценностное отношение ребенка к себе основывает­ся не на его реальных достоинствах, а на чувстве превос­ходства (часто мнимого) над другими детьми.

Такие же последствия вызывают и пере­оценка, перехваливание педагогом отдельных ребят, что также приводит к значительной переоценке себя этими детьми и провоцирует в группе конфликты, ссоры, за­висть.

В группах, где по­стоянно соблюдается мера оценочного воздействия (как по­хвалы, так и порицания), а главное, где оценка педагога пробуждает у ребенка желание быть хорошим, устанавливается благоприятный мораль­но-психологический климат, при котором дети уверены в доброжелательном отношении к ним сверстников и ожи­дают положительной оценки своих качеств и поступков.

Ожидания ребенка выполняют важную регулятивную функцию в процессе общения. Обычно дети предвидят, прог­нозируют на уровне своих возможностей положительное или отрицательное отношение к себе товарищей и заранее это переживают.

В зависимости от эмоциональной окраски ожидания ре­бенка бывают тревожными или радостными, оптимистиче­скими. Ожидания — не зеркальное отражение того, как в действительности сверстники относятся к ребенку, а его собственные, очень субъективные и далеко не всегда правильные трансформа­ции этого отношения.

Дети склонны переоценивать свои достоинства. Они отождествляют себя с образом сверстни­ка, которому присущи наиболее привлекательные, соци­ально одобряемые качества — ум, доброта, физическое со­вершенство, умение ладить (дружить) со сверстниками, способность помогать другому.

Самооценка ребенка согласуется с его оценкой другого и ожиданием оценки другим его самого. В зависимости от этого дети повышают или сни­жают свой уровень притязаний. Способность правильно оценить себя с точки зрения сверстников у дошкольников развита недостаточно. Особенно сильно тормозится раз­витие этой способности значительной переоценкой ребен­ком себя, чувством превосходства над сверстниками, само­уверенностью, что обычно является следствием захваливания детей в семье, господства в ней атмосферой сверхопеки.:

Значительно завышенная самооценка ребенка, отража­ющая прежде всего отношение к нему близких взрослых, ведет к появлению у него неоправданных ожиданий такого же, как в семье, отношения сверстников к нему. Так, в об­щении с товарищами самоуверенные дети проявляют за­носчивость, бравируют своими достоинствами, хвастают и рассчитывают при этом, что и сверстники оценят их вы­соко, в соответствии с их собственными притязаниями. В сдучае, если сверстники не оправдывают ожиданий, такие дети конфликтуют с ними, пытаются снизить досто­инства своих партнеров по общению путем насмешек, а иногда проявляют и откровенную агрессивность.

Самоуверенные дети считают, что товарищи о них хо­рошего мнения. Неуверенные дети повышенно обид­чивы, подозрительны, ранимы, склонны к аффективному поведению.

Такое свойство самооценки, как ее рефлексивность, позволяет ребенку лучше ориенти­роваться в том, как его воспринимают другие. А способ­ность видеть себя «глазами другого» означает и лучшую ориентировку в самом себе — в собственных ценностях и поведении. Принятие в расчет мнения о себе сверстника, изменение собственной позиции в общении под его влия­нием — свидетельство первоначального развития у до­школьника способности отнестись к себе критически, сни­зить свои высокие притязания, придать большее значение желаниям и требованиям товарища.

Если расхождение между самооценкой дошкольника и оценкой его группой сверстников своевре­менно не корректируется воспитателем, возникает пороч­ный круг, идя по которому, ребенок постепенно становится недоброжелательным, необщительным, трудным. Процесс такой корректировки представляет собой сложную педаго­гическую задачу.

Первая трудность при решении задачи по корректировке социально нежелательных ожиданий ребенка относительно сверстников состоит в том, чтобы научить его видеть себя глазами детского коллектива, помочь преодолеть отрицательные формы собственного пове­дения, пробудить потребность занять доброжелательную позицию по отношению к товарищам.

Вторая трудность для воспитателя лежит в плоскости перестройки оценочного отношения группы к детям, которые неправомерно недооцениваются ею и, в свою очередь, платят ровесникам той же монетой — недоброжелатель­ным отношением.

Потребность дошкольников в высокой самооценке столь сильна, что добиться успеха в корректи­ровке нежелательных форм поведения ребенка можно лишь постоянно поддерживая в нем желание быть хорошим.

В. А. Сухомлинский писал, что единственная движущая сила воспитания — это стремление быть хорошим. Ни на что другое опираться у педагогов нет возможности, все остальное — пустопорожняя болтовня: только стремление быть хорошим, жажда хорошего, направленность на идеал — единственная пружина, движущая сложный механизм воздействия человека на человека.

Поэтому можно утверждать, что в процессе корректи­ровки личностных ожиданий дошкольника центральным звеном в работе педагога должна выступать организация таких форм деятельности и общения детей, при которых у них необходимо возникают гуманные переживания, объектом которых является сверстник.

Путь к развитию у детей доброжела­тельного отношения к сверстникам лежит через гуманиза­цию их отношений. Благодаря положительному эмоцио­нальному опыту — проявлению доброты, заботы, внима­ния, предупредительности к сверстникам, у детей возни­кает потребность в положительной оценке себя другими именно в этом плане.

Для коррекции самоценки применяется метод присвоения положительной характеристики. Сущность названного метода заключается в следующем: разрабатывается психологический портрет «хорошего мальчика» и «хоро­шей девочки». При примене­нии на практике этого метода было обнаружено, что психо­логический портрет, очерченный характеристикой, воспри­нимается, «схватывается» детьми как целостный образ. Присвоение большинством детей этого образа (т. е. отождествление себя с ним) дает основание утверждать, что личностные качества, включенные в психологический портрет сверстника, являются для ребенка ценностными. Работа с характеристикой — психологическим портретом образа «хорошего мальчика» и «хорошей девочки» позво­ляет проникнуть во внутренний мир ребенка, увидеть, за что он ценит себя (т. е. особенности его самооценки), установить, имеет ли ребенок собственный опыт гуманного отношения к людям.

Работа начиналась с того, что экспериментатор знакомил детей с понятием «характеристика». Он объяснял каж­дому ребенку, что каждый человек имеет свои индиви­дуальные отличия (то, что его отличает от других), прояв­ляющиеся в поведении, работе, отношении к другим лю­дям. На столе перед экспериментатором лежало два листа бумаги с напечатанными текстами характеристик. Экспе­риментатор читал две характеристики и просил дошколь­ника сказать, какая из них написана о нем, а какая о другом ребенке из группы.

Каждая характеристика включала в себя семь ка­честв. В характеристике 1 все семь качеств были положительными.

Характеристика 1

1. Красивый мальчик (девочка).

2. Ловкий, быстро бегает.

3. Умный.

4. Старательный.

5. Добрый.

6. Умеет дружить с детьми.

7. Помогает взрослым.

В характеристике 2 три качества были отрицательными:

4. Не очень старательный.

6. Не умеет дружить с детьми.

7. Не помогает взрослым.

Для изучения субъективных показателей о положении ребенка в группе применялся прием, суть которого своди­лась к следующему. Поскольку все испытуемые определяли по просьбе экспериментатора, кому из членов их группы принадлежит не только положительная, но и отрицатель­ная характеристика, то каждый ребенок мог думать, что кто-то из других детей «приписал» одну из характеристик именно ему. Каждого ребенка спрашивали: «Как ты дума­ешь, какую характеристику выбрали для тебя дети? Сколь­ко детей выбрали для тебя эту характеристику? Кто именно?»

При работе над характеристикой наблюдалось максимальное эмоциональное включение ребенка в апро­бацию собственной характеристики. Он старался при­вести как можно больше доказательств, подтверждающих, что именно о нем написана такая хорошая характеристика.

Таким образом, процесс «присвоения» ребенком поло­жительной характеристики помог увидеть, что социально значимые качества, в том числе и нравственные, приобрели для детей личностный смысл и являются уже частью со­держания их самооценки. Однако при этом сразу же сле­дует подчеркнуть, что в самосознании старших дошколь­ников еще недостаточно четко дифференцированы реальный и идеальный образы «я»; отсюда и уверенность в об­ладании высоко ценимыми в обществе личностными каче­ствами.

Было установлено, что ребенок испытывает на­стоятельную потребность в своей «приобщенности» к нрав­ственно совершенному образцу поведения. Следует ска­зать, что образ «я» ребенка оказался еще мало индиви­дуализированным. Все дети считали себя добрыми, умею­щими дружить, помощниками взрослых и т. п. Они так и не реализовали данную им возможность изменять или же дополнять собственную характеристику. Только чет­веро испытуемых предложили добавить к их характе­ристике, что они хорошо едят.

Из каких же сфер опыта вырастает знание ребенка о себе и его ценностное переживание, т. е. чувство само­ценности как носителя гуманных и других качеств? Мно­гие дети, обосновывая свою характеристику, ссылались на конкретные примеры, с удовольствием описывалито,что делали сами, достигнутые ими результаты, а в неко­торых случаях рассказывали, как их хвалили заэтовзрослые.

Анализ аргументов, доводов, фактов, приводимых детьми в доказательство своих морально-психологических достоинств, показал: наиболее общей тенденцией является пристрастное отношение к оценкам окружающих (из опы­та «отбиралось» все, что повышало чувство самоценности ребенка). Самые незначительные события в сфере семей­ных отношений («подал папе тапочки», «укрыл бабушку пледом») расцениваются ребенком как убедительные до­казательства его старательности, помощи взрослым, служат, с его точки зрения, показателями его доброжелатель­ности.

Поэтому для актуализации эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе как к субъекту нравственных дейст­вий и переживаний следует стремиться так организовывать его практический, чувственный опыт, чтобы: а) собствен­ная активность ребенка в общения со сверстниками ста­новилась объектом оценки со стороны других детей и одновременно источником его гуманных переживаний; б) ребенок стремился сравнивать себя в моральном отношении с другими детьми; в) создавались благоприятные психологические условия для оценивания детьми собствен­ных поступков с помощью воспитателя.

Особое внимание при создании таких ситуаций сле­дует уделять факторам, способствующим актуализации эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе на основе нравственных, в частности альтруистических, мо­тивов поведения. Один из таких факторов — использова­ние в практике воспитания реальных и воображаемых ситуаций проявления доброжелательного отношения детей друг к другу. Рассмотрим конкретную ситуацию. Дети строили на площадке гараж: возили песок, укладывали стены. Все увлеклись игрой, и никто не замечал, что нови­чок Костя стоит в стороне и грустит. Вдруг Саша оставил на минуту свою работу, подошел к Косте, протянул ему красный самосвал и приветливо сказал: «Давай с тобой будем возить песок!» Увидев это, воспитательница подо­шла к группе детей и похвалила Сашу. Мальчик покрас­нел от удовольствия, однако другие ребята, продолжая увлеченно играть, не очень прислушивались к ее словам. Подобные ситуации на протяжении дня, недели в группе возникали неоднократно. Один ребенок утешил плачущего мальчика и дал ему свою игрушку, другой помог девоч­ке поднять по ступенькам на второй этаж коляску с кук­лой, третий взял по собственной инициативе у няни тряпку и вытер следы мела на полу в раздевалке. Однако все эти хорошие поступки детей обретали для них значимость только лишь под воздействием воспитателя. Поэтому каждая подобная ситуация была предметом обсуждения в группе. В конце дня воспитатель собирал детей и пред­лагал им прослушать небольшой рассказ под названием «Один день в детском саду». В этот рассказ обязательно включалась одна из моральных ситуаций, имевшая место в жизни детей (или очень близкая по содержанию).

Описывая положительный поступок того или иного ребенка, воспитатель не называл его имени, а просил де­тей угадать, кто бы это мог быть. Привлечение внимания каждого ребенка группы к поступку, который мог бы при­надлежать и ему самому, вызывало у детей положитель­ные эмоции. Одновременно актуализировались и отрица­тельные эмоции тех из воспитанников, которые слушали критику в свой адрес со стороны товарищей: «Это не Пав­лик — он дерется»; «И не Лена — она жадная». Установление связи между тем или иным положительным по­ступком детей и их переживаниями приводило к повыше­нию значимости самооценки ребенка для регуляции его взаимоотношений со сверстниками на гуманной основе. У детей возникала потребность сравнивать себя с товари­щами в нравственном отношении. Благодаря этому повы­шалась роль самооценки дошкольника в воспитании у него доброжелательного отношения к сверстникам.

В заключение следует сказать, что подлинным факто­ром гуманизации детских взаимоотношений самооценка становится лишь при правильном педагогическом руко­водстве системой оценочных отношений в группе. Такое руководство предполагает: повышение уровня достовер­ности самооценки; формирование ее нравственного со­держания на основе обогащения эмоционального опыта ребенка; организацию деятельности и общения дошколь­ников, при которой каждый ребенок становится субъектом гуманных переживаний и одновременно объектом положи­тельной оценки сверстниками его добрых дел. На этой основе создаются предпосылки для развития ценност­ного отношения личности к себе в соответствии с требо­ваниями идеала морали и тем самым для формирования одного из самых привлекательных качеств человека — доброжелательности по отношению к людям.

Наши рекомендации