Использование механизма самооценки для нравственного воспитания возможно только при педагогическом руководстве системой оценочных отношений в группе
Как свидетельствует практика воспитания и психолого-педагогические исследования, серьезным препятствием нравственного развития становятся такие образования самосознания» как болезненное самолюбие (с элементами неправомерно высокого или низкого самоуважения), честолюбие, тщеславие, эгоцентрические и эгоистические тенденции, которые могут возникать при неправильном руководстве развитием личности ребенка уже в дошкольном детстве.
У старшего дошкольника самооценка отражает уже достаточно широкий круг знаний о себе, своих умениях и навыках, а также включает и непосредственно переживаемое чувство самоценности («я хороший»), основанное на отождествлении себя с идеализированным образом, обладающим наиболее ценными моральными качествами. Это чувство самоценности ребенка и связанный с ним идеализированный образ «я» (т. е. видение себя как бы изнутри — таким, каким ребенок представляет себя) формируется на ранних этапах развития личности при положительных эмоциональных контактах ребенка с близкими взрослыми, которые «авансом» приписывают ему различные достоинства, а также вследствие отождествления ребенком себя с героями сказок, рассказов, кинофильмов.
Исследования психологов показывают, что самооценка — стержневой структурный компонент самосознания — в старшем дошкольном возрасте становится одним из ведущих мотивов, т. е. побудителей активности ребенка. Так, от особенностей самооценки во многом зависит, какие проявления собственного «я» ребенок считает наиболее значимыми, какие личностные качества в себе он ценит. Ведь отношение к себе — это и позиция, которую человек занимает относительно других.
Психологи единодушны в том, что дошкольники достаточно объективно могут оценить конкретные результаты в различных видах своей продуктивной деятельности, но значительно переоценивают свои личностные свойства, т. е. оценка себя как личности у детей, как правило, завышена.
Как следует рассматривать эту особенность детского самосознания? В свое время М. И. Лисина так ответила на этот вопрос: оптимизм дошкольника, его счастливая способность видеть в себе только хорошее и даже переоценивать свои возможности создает благоприятные условия для дальнейшего развития подрастающей личности. Повышается активность ребенка, его жизнь наполняется радостными, бодрыми эмоциями. Однако для того, чтобы в процессе реализации своих высоких притязаний ребенок испытывал положительные эмоции, он должен научиться считаться с потребностями и желаниями сверстников. Ведь каждый из них тоже, высоко оценивая себя, претендует на признание своих достоинств товарищами.
При недостаточном внимании к формированию и корректировке самооценки ребенка его поведение может сопровождаться эгоистическими, недоброжелательными чувствами по отношению к сверстникам. Известно, что дети, значительно переоценивающие себя, часто пытаются добиться признания в группе сверстников силой, грубостью, назойливой демонстрацией своего мнимого превосходства, унижением достоинства товарищей.
В практике дошкольного воспитания актуальны вопросы о том, как научить ребенка жить в коллективе сверстников, как управлять его социально значимой активностью, придавать его чувствам гуманный, доброжелательный характер, научить преодолевать в себе эгоистические тенденции.
Важнейшим условием повышения роли самооценки в воспитательном процессе является формирование ценностного отношения ребенка к себе как к субъекту моральных чувств – доверия, благосклонности к другим, благодарности, признательности и т.п.
Ценностное отношение дошкольника к себе развивается только при его взаимодействии с другими детьми. Оно как бы вырастает на почве детских переживаний, возникающих в процессе взаимодействия под влиянием оценок взрослых. Благодаря переживаниям ребенок постоянно что-то открывает, узнает о самом себе. В связи с этим особо следует подчеркнуть, что переживания являются для детей первоисточником знаний о своей ценности как личности.
Ребенку нужно пережить свое отношение к другим людям и отношение других людей к себе. В процессе накопления эмоционального опыта «чеканятся», осознаются и укрепляются прежде всего те эмоции (со временем они превращаются в устойчивые чувства), которые несут ребенку информацию о его собственной ценности, значимости в каком-либо отношении. Ценностное отношение ребенка к себе связано прежде всего с теми сферами его опыта и формами проявления собственной активности, которые получили признание и одобрение окружающих, в первую очередь воспитателя.
Оценочные воздействия воспитателя — тонкий и в то же время сильнодействующий «инструмент» управления детскими взаимоотношениями. Так, недооценивание одних детей ведет к резкому повышению уровня самооценки (самомнения) остальных членов группы. По отношению к детям, которым воспитатель часто делает замечание, в группе начинают проявляться высокомерие, презрение, недоброжелательность: их не принимают в игры, В таких случаях ценностное отношение ребенка к себе основывается не на его реальных достоинствах, а на чувстве превосходства (часто мнимого) над другими детьми.
Такие же последствия вызывают и переоценка, перехваливание педагогом отдельных ребят, что также приводит к значительной переоценке себя этими детьми и провоцирует в группе конфликты, ссоры, зависть.
В группах, где постоянно соблюдается мера оценочного воздействия (как похвалы, так и порицания), а главное, где оценка педагога пробуждает у ребенка желание быть хорошим, устанавливается благоприятный морально-психологический климат, при котором дети уверены в доброжелательном отношении к ним сверстников и ожидают положительной оценки своих качеств и поступков.
Ожидания ребенка выполняют важную регулятивную функцию в процессе общения. Обычно дети предвидят, прогнозируют на уровне своих возможностей положительное или отрицательное отношение к себе товарищей и заранее это переживают.
В зависимости от эмоциональной окраски ожидания ребенка бывают тревожными или радостными, оптимистическими. Ожидания — не зеркальное отражение того, как в действительности сверстники относятся к ребенку, а его собственные, очень субъективные и далеко не всегда правильные трансформации этого отношения.
Дети склонны переоценивать свои достоинства. Они отождествляют себя с образом сверстника, которому присущи наиболее привлекательные, социально одобряемые качества — ум, доброта, физическое совершенство, умение ладить (дружить) со сверстниками, способность помогать другому.
Самооценка ребенка согласуется с его оценкой другого и ожиданием оценки другим его самого. В зависимости от этого дети повышают или снижают свой уровень притязаний. Способность правильно оценить себя с точки зрения сверстников у дошкольников развита недостаточно. Особенно сильно тормозится развитие этой способности значительной переоценкой ребенком себя, чувством превосходства над сверстниками, самоуверенностью, что обычно является следствием захваливания детей в семье, господства в ней атмосферой сверхопеки.:
Значительно завышенная самооценка ребенка, отражающая прежде всего отношение к нему близких взрослых, ведет к появлению у него неоправданных ожиданий такого же, как в семье, отношения сверстников к нему. Так, в общении с товарищами самоуверенные дети проявляют заносчивость, бравируют своими достоинствами, хвастают и рассчитывают при этом, что и сверстники оценят их высоко, в соответствии с их собственными притязаниями. В сдучае, если сверстники не оправдывают ожиданий, такие дети конфликтуют с ними, пытаются снизить достоинства своих партнеров по общению путем насмешек, а иногда проявляют и откровенную агрессивность.
Самоуверенные дети считают, что товарищи о них хорошего мнения. Неуверенные дети повышенно обидчивы, подозрительны, ранимы, склонны к аффективному поведению.
Такое свойство самооценки, как ее рефлексивность, позволяет ребенку лучше ориентироваться в том, как его воспринимают другие. А способность видеть себя «глазами другого» означает и лучшую ориентировку в самом себе — в собственных ценностях и поведении. Принятие в расчет мнения о себе сверстника, изменение собственной позиции в общении под его влиянием — свидетельство первоначального развития у дошкольника способности отнестись к себе критически, снизить свои высокие притязания, придать большее значение желаниям и требованиям товарища.
Если расхождение между самооценкой дошкольника и оценкой его группой сверстников своевременно не корректируется воспитателем, возникает порочный круг, идя по которому, ребенок постепенно становится недоброжелательным, необщительным, трудным. Процесс такой корректировки представляет собой сложную педагогическую задачу.
Первая трудность при решении задачи по корректировке социально нежелательных ожиданий ребенка относительно сверстников состоит в том, чтобы научить его видеть себя глазами детского коллектива, помочь преодолеть отрицательные формы собственного поведения, пробудить потребность занять доброжелательную позицию по отношению к товарищам.
Вторая трудность для воспитателя лежит в плоскости перестройки оценочного отношения группы к детям, которые неправомерно недооцениваются ею и, в свою очередь, платят ровесникам той же монетой — недоброжелательным отношением.
Потребность дошкольников в высокой самооценке столь сильна, что добиться успеха в корректировке нежелательных форм поведения ребенка можно лишь постоянно поддерживая в нем желание быть хорошим.
В. А. Сухомлинский писал, что единственная движущая сила воспитания — это стремление быть хорошим. Ни на что другое опираться у педагогов нет возможности, все остальное — пустопорожняя болтовня: только стремление быть хорошим, жажда хорошего, направленность на идеал — единственная пружина, движущая сложный механизм воздействия человека на человека.
Поэтому можно утверждать, что в процессе корректировки личностных ожиданий дошкольника центральным звеном в работе педагога должна выступать организация таких форм деятельности и общения детей, при которых у них необходимо возникают гуманные переживания, объектом которых является сверстник.
Путь к развитию у детей доброжелательного отношения к сверстникам лежит через гуманизацию их отношений. Благодаря положительному эмоциональному опыту — проявлению доброты, заботы, внимания, предупредительности к сверстникам, у детей возникает потребность в положительной оценке себя другими именно в этом плане.
Для коррекции самоценки применяется метод присвоения положительной характеристики. Сущность названного метода заключается в следующем: разрабатывается психологический портрет «хорошего мальчика» и «хорошей девочки». При применении на практике этого метода было обнаружено, что психологический портрет, очерченный характеристикой, воспринимается, «схватывается» детьми как целостный образ. Присвоение большинством детей этого образа (т. е. отождествление себя с ним) дает основание утверждать, что личностные качества, включенные в психологический портрет сверстника, являются для ребенка ценностными. Работа с характеристикой — психологическим портретом образа «хорошего мальчика» и «хорошей девочки» позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка, увидеть, за что он ценит себя (т. е. особенности его самооценки), установить, имеет ли ребенок собственный опыт гуманного отношения к людям.
Работа начиналась с того, что экспериментатор знакомил детей с понятием «характеристика». Он объяснял каждому ребенку, что каждый человек имеет свои индивидуальные отличия (то, что его отличает от других), проявляющиеся в поведении, работе, отношении к другим людям. На столе перед экспериментатором лежало два листа бумаги с напечатанными текстами характеристик. Экспериментатор читал две характеристики и просил дошкольника сказать, какая из них написана о нем, а какая о другом ребенке из группы.
Каждая характеристика включала в себя семь качеств. В характеристике 1 все семь качеств были положительными.
Характеристика 1
1. Красивый мальчик (девочка).
2. Ловкий, быстро бегает.
3. Умный.
4. Старательный.
5. Добрый.
6. Умеет дружить с детьми.
7. Помогает взрослым.
В характеристике 2 три качества были отрицательными:
4. Не очень старательный.
6. Не умеет дружить с детьми.
7. Не помогает взрослым.
Для изучения субъективных показателей о положении ребенка в группе применялся прием, суть которого сводилась к следующему. Поскольку все испытуемые определяли по просьбе экспериментатора, кому из членов их группы принадлежит не только положительная, но и отрицательная характеристика, то каждый ребенок мог думать, что кто-то из других детей «приписал» одну из характеристик именно ему. Каждого ребенка спрашивали: «Как ты думаешь, какую характеристику выбрали для тебя дети? Сколько детей выбрали для тебя эту характеристику? Кто именно?»
При работе над характеристикой наблюдалось максимальное эмоциональное включение ребенка в апробацию собственной характеристики. Он старался привести как можно больше доказательств, подтверждающих, что именно о нем написана такая хорошая характеристика.
Таким образом, процесс «присвоения» ребенком положительной характеристики помог увидеть, что социально значимые качества, в том числе и нравственные, приобрели для детей личностный смысл и являются уже частью содержания их самооценки. Однако при этом сразу же следует подчеркнуть, что в самосознании старших дошкольников еще недостаточно четко дифференцированы реальный и идеальный образы «я»; отсюда и уверенность в обладании высоко ценимыми в обществе личностными качествами.
Было установлено, что ребенок испытывает настоятельную потребность в своей «приобщенности» к нравственно совершенному образцу поведения. Следует сказать, что образ «я» ребенка оказался еще мало индивидуализированным. Все дети считали себя добрыми, умеющими дружить, помощниками взрослых и т. п. Они так и не реализовали данную им возможность изменять или же дополнять собственную характеристику. Только четверо испытуемых предложили добавить к их характеристике, что они хорошо едят.
Из каких же сфер опыта вырастает знание ребенка о себе и его ценностное переживание, т. е. чувство самоценности как носителя гуманных и других качеств? Многие дети, обосновывая свою характеристику, ссылались на конкретные примеры, с удовольствием описывалито,что делали сами, достигнутые ими результаты, а в некоторых случаях рассказывали, как их хвалили заэтовзрослые.
Анализ аргументов, доводов, фактов, приводимых детьми в доказательство своих морально-психологических достоинств, показал: наиболее общей тенденцией является пристрастное отношение к оценкам окружающих (из опыта «отбиралось» все, что повышало чувство самоценности ребенка). Самые незначительные события в сфере семейных отношений («подал папе тапочки», «укрыл бабушку пледом») расцениваются ребенком как убедительные доказательства его старательности, помощи взрослым, служат, с его точки зрения, показателями его доброжелательности.
Поэтому для актуализации эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе как к субъекту нравственных действий и переживаний следует стремиться так организовывать его практический, чувственный опыт, чтобы: а) собственная активность ребенка в общения со сверстниками становилась объектом оценки со стороны других детей и одновременно источником его гуманных переживаний; б) ребенок стремился сравнивать себя в моральном отношении с другими детьми; в) создавались благоприятные психологические условия для оценивания детьми собственных поступков с помощью воспитателя.
Особое внимание при создании таких ситуаций следует уделять факторам, способствующим актуализации эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе на основе нравственных, в частности альтруистических, мотивов поведения. Один из таких факторов — использование в практике воспитания реальных и воображаемых ситуаций проявления доброжелательного отношения детей друг к другу. Рассмотрим конкретную ситуацию. Дети строили на площадке гараж: возили песок, укладывали стены. Все увлеклись игрой, и никто не замечал, что новичок Костя стоит в стороне и грустит. Вдруг Саша оставил на минуту свою работу, подошел к Косте, протянул ему красный самосвал и приветливо сказал: «Давай с тобой будем возить песок!» Увидев это, воспитательница подошла к группе детей и похвалила Сашу. Мальчик покраснел от удовольствия, однако другие ребята, продолжая увлеченно играть, не очень прислушивались к ее словам. Подобные ситуации на протяжении дня, недели в группе возникали неоднократно. Один ребенок утешил плачущего мальчика и дал ему свою игрушку, другой помог девочке поднять по ступенькам на второй этаж коляску с куклой, третий взял по собственной инициативе у няни тряпку и вытер следы мела на полу в раздевалке. Однако все эти хорошие поступки детей обретали для них значимость только лишь под воздействием воспитателя. Поэтому каждая подобная ситуация была предметом обсуждения в группе. В конце дня воспитатель собирал детей и предлагал им прослушать небольшой рассказ под названием «Один день в детском саду». В этот рассказ обязательно включалась одна из моральных ситуаций, имевшая место в жизни детей (или очень близкая по содержанию).
Описывая положительный поступок того или иного ребенка, воспитатель не называл его имени, а просил детей угадать, кто бы это мог быть. Привлечение внимания каждого ребенка группы к поступку, который мог бы принадлежать и ему самому, вызывало у детей положительные эмоции. Одновременно актуализировались и отрицательные эмоции тех из воспитанников, которые слушали критику в свой адрес со стороны товарищей: «Это не Павлик — он дерется»; «И не Лена — она жадная». Установление связи между тем или иным положительным поступком детей и их переживаниями приводило к повышению значимости самооценки ребенка для регуляции его взаимоотношений со сверстниками на гуманной основе. У детей возникала потребность сравнивать себя с товарищами в нравственном отношении. Благодаря этому повышалась роль самооценки дошкольника в воспитании у него доброжелательного отношения к сверстникам.
В заключение следует сказать, что подлинным фактором гуманизации детских взаимоотношений самооценка становится лишь при правильном педагогическом руководстве системой оценочных отношений в группе. Такое руководство предполагает: повышение уровня достоверности самооценки; формирование ее нравственного содержания на основе обогащения эмоционального опыта ребенка; организацию деятельности и общения дошкольников, при которой каждый ребенок становится субъектом гуманных переживаний и одновременно объектом положительной оценки сверстниками его добрых дел. На этой основе создаются предпосылки для развития ценностного отношения личности к себе в соответствии с требованиями идеала морали и тем самым для формирования одного из самых привлекательных качеств человека — доброжелательности по отношению к людям.