Профессионализм и профессиональная компетентность педагога. Профессионально значимые качества личности учителя

Профессионализм - особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Четыре вида профессиональной компетентности [Маркова, 1996]: специальную, социальную, личностную, индивидуальную:

· Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

· Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

· Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

· Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Профессионально-значимые качества личности учителя.

( классификация В.И.Журавлева).

1. Интеллектуальные параметры:

· владение устной и письменной речью,

· готовность к самосовершенствованию,

· самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора,

· хорошая память, эрудиция.

2. Мировоззренческая направленность:

· желание работать с детьми,

· любовь к профессии,

· честность, твердость,

· наличие профессиональной позиции,

· стремление отдавать себя детям.

3. Психотипологические качества:

· воля, твердость,

· наблюдательность,

· самообладание, саморегулирование,

· сдержанность, уравновешенность,

· смелость, стойкость,

· толерантность.

4. Экстравертивные качества:

· альтруизм, доброжелательность, коммуникативность,

· ласковость, милосердие, нежность,

· справедливость и уважение к ученику,

· эмпатийность.

Я. Корчак и его труд «Как любить ребенка»: право ребенка на уважение; право ребенка быть тем, что он есть; право ребенка на сегодняшний день.

http://real-books.ru/zarubezhnye-pisateli/yanush-korchak/kak-lyubit-rebenka.html

Правила речевой культуры педагога и профессионально- коммуникативные умения. Невербальная и вербальная культура общения.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услы­шать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напря­жения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безгра­мотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может су­щественно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Выучить стихотворение:Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко!

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло!

Ведь радуга, как речь, игрива,

Спонтанна, звучна и проста,

И удивительна красива

Во все былые времена!

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая?

Ведь от неё поёт душа!

Мой стих приобретёт известность,

И в этом есть свой толк, уместность!

Спасибо всем за нашу встречу,

За семинар «Культура речи!»

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Наши рекомендации