Профессионализм и профессиональная компетентность педагога. Профессионально значимые качества личности учителя
Профессионализм - особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Четыре вида профессиональной компетентности [Маркова, 1996]: специальную, социальную, личностную, индивидуальную:
· Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
· Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
· Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
· Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Профессионально-значимые качества личности учителя.
( классификация В.И.Журавлева).
1. Интеллектуальные параметры:
· владение устной и письменной речью,
· готовность к самосовершенствованию,
· самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора,
· хорошая память, эрудиция.
2. Мировоззренческая направленность:
· желание работать с детьми,
· любовь к профессии,
· честность, твердость,
· наличие профессиональной позиции,
· стремление отдавать себя детям.
3. Психотипологические качества:
· воля, твердость,
· наблюдательность,
· самообладание, саморегулирование,
· сдержанность, уравновешенность,
· смелость, стойкость,
· толерантность.
4. Экстравертивные качества:
· альтруизм, доброжелательность, коммуникативность,
· ласковость, милосердие, нежность,
· справедливость и уважение к ученику,
· эмпатийность.
Я. Корчак и его труд «Как любить ребенка»: право ребенка на уважение; право ребенка быть тем, что он есть; право ребенка на сегодняшний день.
http://real-books.ru/zarubezhnye-pisateli/yanush-korchak/kak-lyubit-rebenka.html
Правила речевой культуры педагога и профессионально- коммуникативные умения. Невербальная и вербальная культура общения.
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Выучить стихотворение:Семь компонентов нашей речи
Запомнить просто и легко!
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло!
Ведь радуга, как речь, игрива,
Спонтанна, звучна и проста,
И удивительна красива
Во все былые времена!
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая?
Ведь от неё поёт душа!
Мой стих приобретёт известность,
И в этом есть свой толк, уместность!
Спасибо всем за нашу встречу,
За семинар «Культура речи!»
Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.
Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.