Целевые ориентации (акцент целей)
• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
• Облагораживание души и сердца ребенка.
• Развитие и становление познавательных сил ребенка.
• Обеспечение присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений.
• Идеал воспитания и самовоспитания «Будьте совершенны, как совершенен отец ваш небесный».
Особенности содержания и методики
Важнейшие глобальные умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:
* познавательное чтение;
* письменно-речевая деятельность;
* лингвистические чутье (уроки родного языка);
* математическое воображение;
* духовная жизнь;
* постижение прекрасного (уроки о природе);
* планирование деятельности;
* смелость и выносливость;
* общение;
* иноязычная речь;
* шахматы.
Они формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
* квазичтение и квазиписьмо;
* приемы материализации процессов чтения и письма;
* литературное творчество детей;
* осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.);
* осмысление высоких духовных материй и ценностей (дух, душа, сердце, благо, любовь, жизнь, смерть и др.);
* постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).
Оценочная деятельность
Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка:
- отметки,
- качественное оценивание,
- обучение самооценке.
Урок является ведущей формой жизни детей (а нетолько процесса обучения), вбирающей всю и спонтанную, и организованную жизнь детей.
Основные установки
Законы учителя:любить ребенка, понимать, восполняться оптимизмом к ребенку.
Принципы:очеловечивание среды вокруг ребенка, уважение его личности, терпение в процессе становления.
Заповеди:верить в безграничность ребенка, в свои педспособности, в силу гуманного подхода к нему.
Опоры в ребенке:стремление к развитию, к взрослению,, к свободе
Личностные качества учителя:доброта, откровенность и искренность, преданность
Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы
Как искусства и как человекоформирующего предмета
Евгений Николаевич Ильин — учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.
Концептуальные положения и гипотезы
• обучение не доминирующий абсолют, а составная часть программы Воспитания;
• идти к ребятам не только с темой, а с жгучей проблемой;
• нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний — убеждений;
• педагогика словесника — это педагогика экспрессии: «слово плюс чувство»;
художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех «о»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
• знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;
• нравственные категории общения с книгой выше учебно-теоретических задач и упражнений;
• ильинская формула личностного подхода: любить плюс понимать, принимать, сострадать, помогать;
• метод духовного контакта;
• демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;
• учитель — предметник, художник, врач;
• нельзя расчленять работу и жизнь учителя-словесника.
Принцип гуманизации знаний: отбор произведений, темы уроков, адекватные гуманизации знаний.
Особенности методики
1. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь — прием - вопрос» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций.
2. Урок литературы:
— человекоформирующий процесс;
— урок —общение, а не просто работа, искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
— своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов — писателя и учителя;
— не аргументы и факты, а открытия;
— совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
• От части целого — к целому,
•художественная деталь - клюк развитию способностей,
• вопрос,
• творчество,
• общение,
• формирование языка,.
• домашнее задание — работа мысли и чувства — важнее урока,
• умножать, а не только уважать человека в человеке.
Технология программированного обучения
Понятие о программированном обучении. Предпосылки и сущность программированного обучения. Принципы программированного обучения (по В.П.Беспалько): деление материала на малые части, обратная связь, индивидуальный темп в обучении, адаптация. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, смешанная. Средства программированного обучения: печатные пособия, раздаточный материал, электромеханические устройства, компьютерные обучающие средства. Особенности методики. Достоинства и недостатки проблемного обучения.
Концептуальные основы
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.).
Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации («кадры», файлы, «шаги»), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности.