Темы контрольных работ. 1. Мнемотехника – искусство запоминания
1. Мнемотехника – искусство запоминания.
2. Воображение и способы его развития.
3. Способы формирования творческого мышления.
Практические задания
1. Укажите, какая из приведенных ситуаций подходит в ка-
честве примеров сенсорной, кратковременной и долговременной
памяти. Обоснуйте свой выбор.
А. Женщина узнает человека, которого встретила накануне
на вечеринке.
Б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение ветерка.
В. Пожилой человек вспоминает свое детство.
Г. Официант в «Макдональде» принимает заказ на три гам-
бургера, две порции картофеля-фри, пять молочных коктейлей.
2. На уроке правописания учитель дал своим ученикам спи-
сок слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, псалом, шейка, пси-
хология, режиссер, рейсфедер, психотерапия.
Разделите слова на три части для лучшего запоминания их
правописания учениками. Обоснуйте свое решение.
3. Сгруппируйте приведенный ниже беспорядочный пере-
чень слов. Назовите и объясните критерии проведенной вами клас-
сификации.
Молекула воды. Медуза. Ткацкий станок. Экипаж самолета.
Робототехнический комплекс. Дождевой червь. Атом водорода.
Паскаль (язык программирования). Администрация факультета.
Спектакль. Исполнение симфонии. Горилла. Семья. Хоровой
кружок. План местности. Иллюстрация к книге. Чертеж. Слой
азона в атмосфере. Математическая формула.
Литература
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Про-
грамма «Сатори». Екатеринбург, 1992.
Вуждек Т. Как создать идею. СПб., 1997.
Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском воз-
расте // Хрестоматия по психологии. М., 1987.
Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Ека-
теринбург, 1988.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.,
1988. С. 75–138.
Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб., 1997.
Как развить память / под ред. И.Ю. Малюгина М., 1997.
Как сохранить и улучшить память. М., 1995.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.
М., 1983.
Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.
Тема 5. Эмоции. Чувства. Стресс
Темы контрольных работ
1. Эмоциональный мир человека: любовь, гнев, зависть,
одиночество (выберите одно из эмоциональных проявлений).
2. Стресс: способы профилактики и преодоления.
Практические задания
1. Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой
работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовре-
мя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оцен-
ку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день.
Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет
от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.
А. Опишите 2–3 метода, которые помогут студентке спра-
виться с гневом. Обоснуйте свой ответ.
Б. Каким, на ваш взгляд, должно быть оптимальное поведе-
ние студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ.
2. Каждый из описанных ниже персонажей борется со
стрессом. Укажите, какой из трех стратегий он пользуется: реша-
ет проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись
с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм
стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор.
А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил
травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного
случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то
болит.
Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчи-
ненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти __________в
другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал
последний вариант.
Литература
Бурбо Л. Эмоции, чувства и прощение. М., 2001.
Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. СПб.,
1989.
Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте
//Собр. соч.: В 6т. М., 1982.
Гринберг Дж. Управление стрессом М., 2006.
Изард К. Психология эмоций: пер. с англ. СПб., 2000.
Китаев-Смык Л.А. Психология и концепция стресса // Хре-
стоматия по психологии. М., 1987.
Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.
Тема 6. Понятие личности в психологии.
Темперамент. Характер
Темы контрольных работ
1. «Любите себя» – что это значит?
2. Взаимосвязь самопознания и самовоспитания.
3. Феномен социальной зрелости личности.
Практические задания
1. В гуманистической модели личности выделяют «реаль-
ное Я» и «идеальное Я». Уровень их совпадения или несовпаде-
ния свидетельствует о высокой или низкой самооценке. Исполь-
зуя данную информацию, выполните следующее задание.
Два студента получили низкую оценку на экзамене. Один
из них имел высокий уровень самооценки, другой – низкий.
Опишите и проанализируйте причины дальнейших дейст-
вий каждого из студентов. Предварительно дайте определение
понятиям «реальное Я» и «идеальное Я».
2. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в ос-
нове развития личности: «дефицитарные» и «ростовые». А всего,
по А. Маслоу, существует пять уровней потребностей (мотива-
ции): 1) физиологические; 2) потребность в безопасности; 3) пот-
ребность в принадлежности; 4) потребность в признании; 5) пот-
ребность в самореализации.
А. Потребность каких уровней относится к дефицитарным
и почему? Дайте определение дефицитарных и ростовых потреб-
ностей.
Б. Какой уровень потребностей доминирует у человека,
создающего семью? Обоснуйте свой ответ.
3. Как ответили бы на вопрос: «Почему одни люди агрес-
сивнее, чем другие?», – представители психодинамической теории
личности (З. Фрейд) и когнитивной теории личности (Дж. Келли)?
Обоснуйте ответ.
4. Как вы думаете, можно ли назвать один тип темперамен-
та оптимальный для эффективной деятельности руководителя?
Обоснуйте ответ.
5. Назовите «сильные» и «слабые» стороны каждого типа
темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик) с точ-
ки зрения руководящей деятельности. Обоснуйте 7 е
свое мнение.
Литература
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.,
1997.
Личность: внутренний мир и самореализация. СПб., 1996.
Козлов Н. И. Истинная правда или учебник для психолога
по жизни. М., 1997.
Крегер О., Тьюсон Р.М. Типы людей и бизнес: как 16 лич-
ностей определяют ваши успехи на работе: пер с англ. М., 1995.
Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1999.
Психология и психоанализ характера: хрестоматия. Самара,
1997.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
Юнг К.-Г. Психологические типы. М., 1995.