Анализ урока с позиций

здоровьесбережения [11. С.195]

1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

Что наблюдается Да Нет Примечание
1.Учащиеся в перемену находятся в кабинете      
2. Кабинет проветрен      
3. Кабинет настраивает на рабочий лад      

2.Ход урока

Что наблюдается Результаты (норма, выше или ниже нормы)
1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов)  
2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 мин.)  
3. Частота чередования различных видов учебной деятельности(норма: смена не позже чем через 7-10 мин.)  
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р. и т.п. (норма: не менее трех)  
5. Чередование видов преподавания ( норма: не позже, чем через 10-15 мин.)  
6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самост. работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7-10 мин.)  
7. Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-ой минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями)  

3. Психологический климат на уроке (оцените в баллах: 0 – показатель отсутствует, 1 – показатель выражен слабо, 2 – проявляется на достаточном уровне)

Что наблюдается Результат
1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.  
2. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.  
3. Взаимоотношения между учителем и учеником (стиль, тип взаимодействия)  
4. Взаимоотношения между учащимися  
5. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.)  


Список литературы:

1. Андреева И. Современные аспекты поддержания здоровья школьников / И. Андреева // Педагогика. – 2003. - № 2. – С. 99 – 100

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. – 2000. - № 2 – С. 21-28.

3. Бабански.й Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Рад. школа, 1983. – 287 с.

4. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2001. - № 1. – С. 48 – 59.

5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила: СанПиН 2.4.2.1178 – 02 // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 8. – С. 4 – 21; Вестник образования. - № 16. – С. 21 – 33; Управление школой «1 сент.». - № 3-4. – С. 11

6. Желтухина Е. Л. Гигиенические требования к режиму дня школьника: Причины возникновения и признаки утомления / Е. Л. Желтухина // Школа здоровья. – 2002. - № 3. – С. 48-51.

7. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В. И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 267 С.

8. Кузнецова Л. М. Здоровьесберегающие технологии / Л. М. Кузнецова // Методист. – 2003. - № 4. – С. 42-45.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 1998.

10. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы / Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 270 С. (Методическая библиотека).

11. Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе / Е. В. Советова – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

12. Тихомирова Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики / Под ред. проф. М. И. Рожкова. – Ярославль, 2004. – 240 с.

13. Тихомирова Л. Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: ИПК РО, 2000. – 112 с.

Тема 10. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

- способность осуществлять комплексную диагностику и анализ образовательного процесса, моделировать на этой основе систему мониторинга качества образования (ПК УВД-4);

- способность к организации контроля над результатами обучения и воспитания (ПК ОУД-3);

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать:

- методы и средства оценивания учебных достижений школьников;

- современные технологии оценивания достижений учащихся;

- сущность контроля и оценивания в образовании.

уметь:

- осуществлять контроль и оценивание в учебно-воспитательном процессе.

владеть:

- разнообразными способами и средствами оценки качества образования.

Основные понятия темы: возрастосообразность, контроль, оценивание, дос­тижение, компетентность, безотметочное обучение, портфолио, рейтинг, тест, мониторинг, качество образования, ЕГЭ.

ЛЕКЦИЯ

Качественные изменения, происходящие в системе образования, проявляющиеся в усилении внимания к личности ребенка, требуют существенных изменений в осуществлении контроля и оценки его личных достижений, под которыми понимаются:

- степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности (Илюшин Л. С., 1995);

- личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (Майоров А.Н., 1996).

Современная пятибалльная (в реальности 4-хбалльная) система не может удовлетворить растущую потребность общества в качественном образовании, поэтому с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения ребенка в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирования личностных образований. С точки зрения И.Я. Лернера, “о качестве образования можно судить посовокупности и гармоничности новообразований в структуре личности, характеризующих ее культуру, ее социальный опыт” (И.Я. Лернер, 1991).

Однако, несмотря на активное обсуждение данной проблемы в педагогической науке, в образовательной практике сохраняется ориентация на традиционную модель оценки достижений учащихся.

При традиционном подходе достижения учащихся трактуются как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае, центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Ни для кого не секрет, что при таком подходе обнаруживается ряд характерных особенностей, которые оказывают негативное влияние на качество образования:

- субъективный характер оценивания, который выражается, во-первых, в том, что главным образом от учителя, его настроения и отношения к ребенку складывается общая оценка, во-вторых, у каждого учителя вырабатывается своя «авторская» система оценивания;

- ребенок, как правило, лишен возможности участвовать в оценивании своих результатов, оценка и отметка педагога теряют для ученика содержательный смысл, немотивированные оценки отстраняют его от выработки содержательных оценочных суждений, что затрудняет развитие у него самостоятельности и ответственности;

- за отметками закрепляются социальные ярлыки, по словам В.А. Сухомлинского: «отметка превращается в идола», выставление оценок становится мощным стрессогенным фактором для ребенка, формируют в нем такие негативные качества, как приспособленчество, цинизм, зависть и др.

- нивелируется основное назначение оценки – стимулировать познавательную деятельность учащихся, акценты смещаются в сторону установившихся отношений между учителем и учащимся (завоевать его доверие, «понравиться»);

- оценка качества образования на всех уровнях образования сводится чаще всего к оценке качества обучения.

Перечисленные факторы обуславливают необходимость создания подлинно гуманистической модели образования, поскольку такая модель ориентируется не столько на результат, соотносимый с государственным образовательным стандартом, сколько на личностные достижения учащихся.

Ученые по-разному подходят к определению структуры достижений учащихся. Так, О.Е. Лебедев считает, что достижения учащихся складываются из четырех основных компонентов:

1) уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля конкретного образовательного учреждения;

2) фонда коммуникативных умений;

3) творческой познавательной активности ребенка;

4) личных социальных достижений внутри школы и вне ее.

Е.В. Бондаревская, занимающаяся проблемой личностно-ориентированного образования, выделяет следующие компоненты достижений учащихся:

1. ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей или жизненных смыслов;

2. культурологический компонент, то есть освоение культуры;

3. компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности;

4. личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;

5. природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием.

М.С. Каган, исследуя структуру личности с позиций деятельностного подхода, выделяет 5 потенциалов личности: гносеологический (познавательный), аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Как подчеркивает автор, “ личность определяется... тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет” (4, с. 262).

ЮНЕСКО провозглашает, что главной целью образования должно стать формирование жизнеспособной личности. Данная идея жизнеспособности общества и личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека определяет основные черты современного типа образования и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:

1. формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем;

2. формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном, межгосударственном уровне;

3. формирование социальной ответственности перед собой, ближайшим окружением, обществом, государством, человечеством, природой.

Рассмотрев основные подходы к выделению компонентов структуры достижений учащихся, мы подошли к такому важному вопросу, как же их оценивать?

Наши рекомендации