Раздел 1. основы социальной педагогики
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
Имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Э.А. Здановская, Н.В. Кожевникова, И.П. Гомзякова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебного пособия для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 032100 – Физическая культура
Санкт-Петербург
Здановская Э.А., Кожевникова Н.В., Гомзякова И.П. Социальная педагогика. Учебное пособие. 160 с.
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор Солодянников В.А.
Доктор психологических наук, профессор Николаев А.Н.
Кандидат педагогических наук, доцент Белогородцева Э.И.
Данное пособие адресовано студентам заочного факультета физкультурных вузов, изучающим учебный курс «Социальная педагогика», В содержании данного пособия делается попытка наиболее доступно раскрыть сущность социального воспитания и обучения, процесса социализации личности и социализации личности в спорте, указать на роль личности тренера-преподавателя в этих процессах. Рассматриваются вопросы различных социально-педагогических проблем личности, средовой адаптации, особенности подросткового периода, проблема отклоняющегося поведения, семейного воспитания и т.п.
Табл. 7. Библиогр.: 50
Национальный государственный Университет
Физической культуры, спорта и здоровья
им.П.Ф.Лесгафта, С-Петербург, 2011
Э.А.Здановская,Н.В.Кожевникова,
И.П.Гомзякова,2011.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………5
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Тема 1.СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (Здановская Э.А.,Кожевникова Н.В.)…………………………………………………………………………………….……6
Тема 2. ИСТОРИЯ ВОНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (Здановская Э.А.,Кожевникова Н.В.)………………………………………………………………….….8
Тема 3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (Здановская Э.А.Гомзякова И.П.)…………………………………………………………………………………………..15
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема 4. СРЕДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (Здановская Э.А)ГомзяковаИ.П…………………………………………………………………………...22
Тема 5. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (Кожевникова Н.В.)……………………………………………………………….………...27
Тема 6. ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (Кожевникова Н.В.,Гомзякова И.П.) ……………….……………………………………..41
Тема 7. ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛТНИХ, ПУТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА (Гомзякова И.ПКожевникова Н.В.)………………………………………………………….……………………….……...45
Тема 8.АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ…(КожевниковаН.В)……………………………………….……….…….52
Тема 9. НАРКОМАНИЯ КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (Гомзякова И.П.)………………………………………………………………………………….…….....56
Тема 10 . СУИЦИД КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (Кожевникова Н.В.)……………………………………………………………………………………..……58
Тема 11. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, РОЛЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕГО КОРРЕКЦИИ (Кожевникова Н.В.,Гомзякова И.П.) …………………………………………….………………………………………………….60
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Тема 12. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ (Гомзякова И.П)………………………………………………………………………….………………67
Тема 13. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СПОРТА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (Здановская Э.А.Гомзякова И.П.)………………………………………………………….69 Тема 14. СЕМЬЯ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (Здановская Э.А.,Кожевникова Н.В.)…………………………………………………..……………….76
Тема 15. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ, РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА (Здановская Э.А.Гомзякова И.П.)…………………………………….……………………………………………………79
Тема 16. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ (Гомзякова И.П.)…………………………………………………………………..……… 84
Тема 17.ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Гомзякова И.П.)……….…………………………………………………………………...89
РАЗДЕЛ 4. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
СЕМИНАР № 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ (Здановская Э.А.)………………………………….………………………………..………………………....98
СЕМИНАР № 2. ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, УЧИТЕЛЯ ФК, ТРЕНЕРА. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (Кожевникова Н.В.)…………………………………………… … .101
СЕМИНАР № 3 СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ(Здановская Э.А.ГомзяковаИ.П.)………………………………………...………..106
СЕМИНАР № 4СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ (Здановская Э.А.ГомзяковаИ.П.)…………………………….…………………….…….109
СЕМИНАР № 5 МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ, РОЛЬ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ЗдановскаяЭ.А.)………………….……112
СЕМИНАР № 6 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Здановская Э.А.,Гомзякова И.П.)………………………….……….…………..………………………………………..115 СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК……………..……………………………………………………………..122
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………147
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………..150
ВВЕДЕНИЕ
Современные изменения в жизни общества отразились и на специфике профессиональной деятельности педагога, включая специалиста по физической культуре и спорту, потребовав компетентного решения проблем, возникающих в социальной жизни. Возникла потребность формирования социально-педагогической компетентности, которая предполагает вооружение будущих специалистов знанием фундаментальных педагогических закономерностей, умением принимать обоснованные, педагогически целесообразные решения, в области социализации личности.
Проблемы подготовки педагогов по физической культуре к социально-педагогической деятельности, вопрос формирования социально-педагогической компетентности будущих специалистов актуализируются в современной науке и практике.
Данное пособие адресовано студента физкультурных вузов, изучающим учебный курс «Социальная педагогика», В содержании данного пособия делается попытка наиболее доступно раскрыть сущность социального воспитания и обучения, процесса социализации личности и социализации личности в спорте, роль личности тренера преподавателя в этих процессах. Рассматриваются вопросы различных социально-педагогических проблем личности, средовой адаптации, ее особенностей в подростковый период, проблема отклоняющегося поведения, семейного воспитания и т.п.
Содержание учебного материала ставит своей целью формировать социально-педагогическое мировоззрение, на основе комплексного материала создать предпосылки формирования социально-педагогической компетентности.
Кроме того, учебный материал призван ориентировать студентов понять тенденцию потенциала организации и проведения спортивной деятельности как одного из важнейших факторов социализации личности, с целью формирования элементарных навыков проведения социально-педагогических исследований и коррекционной педагогической деятельности.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ