Выполнение дипломной работы включает ряд этапов
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Диплом — важнейшая работа для студента. По дипломной работе кафедра ставит оценку не только вам, но и себе и своим преподавателям. В ходе защиты дипломной работы преподаватели часто продолжают непрекращающийся научный спор, задавая порой каверзные вопросы. В процессе защиты дипломной работы выясняется научная ценность вашей работы и реальное отношение кафедры к вам.
Теоретически диплом пишут на последнем курсе, который для этого максимально разгружается, причем последний семестр вообще освобожден от занятий.
Дипломная работа стоит в академической иерархии на ступень ниже диссертации и уступает ей по объему, но ее реальное научное значение гораздо выше. Дело в том, что объективно на дипломнике лежит значительно большая ответственность, так как его работу непременно будут читать от корки до корки. На защите будут выступать оппонент и рецензент, и, как правило, один из них (а то и оба) — молодой и ретивый аспирант, интересующийся данной темой (потому-то именно его и назначили) и стремящийся во время защиты "разгромить" противоположную точку зрения.
Многолетний опыт показывает: средний научный уровень дипломных работ, как правило, выше среднего научного уровня диссертаций.
Диплом изготавливается в пяти экземплярах: для научного руководителя, для оппонента, для рецензента, для себя и для кафедры (факультета). Пока идет защита, экземпляры лежат на столе, а доценты с любопытством в них заглядывают: что интересного написал этот молодой человек? Любопытство вполне искреннее. Один экземпляр поступит в архив кафедры. Бывали случаи, когда в серьезных трудах ссылались на дипломные работы студентов.
Защита — главное испытание, которому подвергается диплом. Тренировкой для студента были защиты курсовых работ на предыдущих курсах. Для проведения защиты дипломной работы назначаются оппонент (преподаватель или аспирант, сдавший кандидатский минимум по специальности), рецензент (аспирант). Фамилии их вы узнаете заранее. Если вас не оповестили, не поленитесь и узнайте сами — будет полезно. Оппоненты должны получить текст диплома для ознакомления минимум за неделю до защиты.
На защите вам будут задавать различные вопросы, которые нередко связаны с непониманием текста. Необходимо проявить спокойствие и четко ответить на все возможные претензии. Резкие ответы на собственной защите не приветствуются, а вот вести активную "оборону" необходимо.
При этом крайне желательно иметь научного руководителя в качестве не оппонента, а союзника. Это определяется характером предшествующего общения с научным руководителем.
Известно, что преподаватели далеко не всегда с удовольствием берутся за руководство дипломниками, так как студент может оказаться для руководителя слишком самостоятельным или показаться ему не очень умным. Этого студента он опекает до последнего, а на защите может отказать в покровительстве и не будет вытаскивать из сложной ситуации.
Поэтому реальное общение с руководителем должно быть оптимально достаточным, тогда он не сможет навязать вам свою концепцию, испортив попутно отношения. При этом он должен быть абсолютно уверен в том, что вы в нем нуждаетесь не как в бюрократическом прикрытии (хотя и в этом тоже), но как в научном авторитете и опытном методисте.
Важно, чтобы свои претензии к вам руководитель высказывал на ваших встречах, дабы для вас это не было неожиданностью и не пришлось лишний раз скоропалительно переделывать работу. В формальной и административной части указаниям нужно следовать безоговорочно. Для достижения практического результата вполне можно на время пожертвовать своими идеями и амбициями.
Таким образом, квалификационная работа (диплом) представляет собой самостоятельно выполненную студентом учебно-исследовательскую разработку, отражающую итог полученной теоретической и практической подготовки по отдельным учебным дисциплинам. Выполнение квалификационной работы предполагает широкое использование культурно-исторической и современной научной литературы, справочных материалов, статистических данных, передового зарубежного и отечественного опыта с целью закрепления и дальнейшего углубления полученных теоретических и практических знаний.
Студенты при написании дипломной работы должны осознать недостаточность знания одного обязательного учебного материала, поэтому должны ознакомиться с широким кругом как общей, так и специальной литературы по теме, уметь увязывать вопросы теории с практикой, делать соответствующие выводы и давать рекомендации.
В процессе исследования проблемы раскрываются способности студентов самостоятельно осуществлять поисково-научную деятельность, анализировать и обобщать теоретический и практический материал, делать аргументированные выводы, вносить свои рекомендации по разрабатываемой теме. При выполнении дипломной работы должны быть использованы современные методы исследования.
Диплом всегда представляется в напечатанном виде. Его объем колеблется от 50 до 100 машинописных страниц.
Выполнение дипломной работы преследует определенные цели:
- приобрести навыки самостоятельной работы с нормативно-справочной документацией, поисковой и интеллектуальной работы с научными источниками;
- сформировать умение самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал; делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по теме исследования;
- научиться четко и просто письменно излагать свои мысли, правильно оформлять работу.
В процессе работы студент приобретает следующие умения:
- пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;
- использовать определенный минимум литературы по теме (проблеме) и фиксировать нужную информацию;
- грамотно излагать состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
- собирать, анализировать и обобщать опыт предшественников по данной проблеме в различных школах и направлениях;
- выполнять опытно-экспериментальную работу, обрабатывать, систематизировать, интерпретировать полученный эмпирический материал и делать выводы.
Выполнение дипломной работы включает ряд этапов.
1. Выбор темы.
2. Поиск, накопление и систематизация материала.
3. Проектирование макета и составление плана.
4. Проведение исследования.
5. Создание письменного текста.
6. Оформление работы.
7. Защита.
Данные методические рекомендации помогут студентам в поиске ответов на следующие вопросы.
1. Как выбрать тему работы?
2. Какую помощь может оказать студенту руководитель?
3. Как обосновать актуальность темы исследования?
4. Какова структура дипломной работы?
5. Как определить основные характеристики работы?
6. Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования?
7. Как оформить текст дипломной работы?
8. Как представить работу на обсуждение?
ВЫБОР ТЕМЫ
Тематика дипломной работы должна:
- соответствовать задачам подготовки специалистов;
- учитывать направления и проблематику современных научно-психологических исследований;
- приобщать студентов к работе над проблемами, интересующими отдельных преподавателей и коллектив кафедры психологии в целом;
- учитывать интересы студентов в сфере социально-психологической теории и практики;
- разрабатывать актуальные проблемы психологии развития человека.
В соответствии с этими требованиями на факультете психологии утверждены примерные перечни тем дипломных работ по наиболее важным проблемам истории психологии, общей, социальной и организационной психологии, которые представлены в программах дисциплин. Деканат факультета оставляет за собой право периодически обновлять тематику дипломных работ с учетом научной и практической значимости социально-психологической проблематики.