Категория педагогических объектов

По категории педагогических объектов (обучающихся и воспитующихся) наиболее важными являются:

Ø массовые школьные технологии, рассчитанные на усредненного ученика; внутри них иногда различают технологии, специфичные для различных возрастных категорий (дошкольного, начального, основного, среднего образования) и различных типов образовательных учреждений;

Ø технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

Ø технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

Ø различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

Ø технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми.

Данная классификация не во всем удовлетворяет требованиям единства оснований, однородности (рядоположенности) и взаимоисключаемости объектов и поэтому требует дальнейшей доработки. Она может служить базой для осуществления технологического подхода и ориентации в мире педагогических технологий. Одни классификационные типы больше пригодны для решения практических задач учебно-воспитательного процесса, другие представляют лишь теоретический интерес.

При идентификации технологии конкретного педагогического процесса надо иметь ввиду, что классификационные типы далеко не всегда существуют в чистом виде (в моноварианте), а чаще сочетаются, комплексируются, проникают друг в друга.

Методологию изложения материала в книге определила широко распространенная сегодня идея модернизации образования. Этой идее соответствует классификация педагогических технологий по направлениям модернизации традиционной классно-урочной системы.

Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии

Ученый стремится не столько описать неизменное, сколько найти не изменяющиеся описания меняющегося.

Г. Браун

Инновационные процессы, связанные с внедрением новых технологий в образовании в настоящее время носят массовый характер. В различной степени ими охвачены практически все учебно-воспитательные учреждения России. В качестве критериев для выделения инновационных технологий, как правило, служат такие моменты, как наличие новых предметов и учебных программ, введение альтернативных методик обучения, новых учебно-ме­то­дических комплексов, иная организация учебного времени, введение в педагогическую практику новых подходов и т.п. В этом неоднородном и разнонаправленном пространстве инновационных и традиционных практик используются описание, анализ и экспертиза педагогических технологий.

Описание педагогической технологии

Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение. Оно содержит минимум оценочных характеристик, применяется при обмене опытом, в различных отчетах, презентациях.

Краткое описание образовательной технологии можно представить в следующей структуре (аналогично проводится и описание передового педагогического опыта).

1. Название технологии, отражающее главную решаемую ею проблему, основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса или характерную региональную (местную) ситуацию. Название технологии часто дается по одному, самому яркому ее признаку.

2. Целевые ориентации технологии.

Система целей является стержнем или лейтмотивом, удерживающим строй­ность технологии и придающим ей лицо. Обращение к категории «цель» характеризует деятельностную позицию, ориентацию на определенную сферу развития человека,. Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии, строится дерево целей и задач, модель учащегося по ступеням.

3. Концептуальная основа педагогической технологии.

Дается краткое описание руководящих идей, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, применяемые методы воспитания.

Содержание УВП.

Содержание и структура УВП (педагогической деятельности учителей и учащихся) в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указывается объем и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.

5. Процессуальная характеристика (методические особенности).

В процессуальной характеристике технологии прежде всего раскрываются методы и формы организации УВП, структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика, особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция).

6. Учебно-методическое обеспечение.

Программно-методическое обеспечение (учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий) рассматривается в тесной связи с содержанием и применяемыми методами..

Возможный план развернутого описания педагогической технологии представлен схемой на рис. 13.

Наши рекомендации