Методологические принципы педагогики
1.Общенаучный – системный подход - относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими | |
2. Педагогические | |
Личностный | означает ориентацию при конструировании и осуществлении пед. процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. |
Деятельностный | Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. В ней личность формируется и проявляется. Этот подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности обучающегося, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это предполагает обучение обучающегося выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов. |
Полисубъектный | вытекает из того, что личность обретает своё человеческое, гуманистическое содержание в общении с другими. В этой связи личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми; носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. |
Культурологический | имеет своим основанием аксиологию – учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек не только развивается на основе освоенной им культуры, но и становится творцом новых её элементов. |
Этнопедагогический | предполагает воспитание с опорой на национально-этническую обрядность, традиции, обычаи, привычки, его культуру. |
Антропологический | означает системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении пед процесса / «Если педагогика хочет воспитывать чело-века во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» К.Д. Ушинский/. |
Методы педагогического исследования –способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
I. Эмпирические | |||
Педагогическое наблюдение | Исследовательская беседа | ||
Изучение документации и продуктов деятельности обучающихся | Педагогический эксперимент | ||
II. Теоретические | |||
Изучение и обобщение передового педагогического опыта | Изучение литературы: аннотирование, цитирование и т. п. | ||
Индуктивные | Дедуктивные | ||
III. Математической статистики | |||
регистрация | ранжирование | шкалирование и др. | |
IV. Социологические | |||
анкетирование | рейтинг | м-д компетентных оценок | |
V. Инструментальные | |||
хронометраж | Биомеханические (в т. ч. циклографический) | Психофизиологические: электро- миография, кар-диография, дермография | |
Для всестороннего изучения применяется вся совокупность рассмотренных методов.
Характеристика МПИ
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с
А) Педагогическое наблюдение -- .. непосредственное, целенаправленное восприятие пед. объекта, явления, процесса в естественных условиях. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений.
Характерные черты:
- целенаправленность;
- аналитический характер;
- комплексность;
- систематичность,
- наличие плана с выделением конкретных объектов наблюдения.
Этапы наблюдения:
1. Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение).
2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать).
3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать).
4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Виды наблюдений:
- по временной организации (непрерывное и дискретное),
- по объему : широкое (сплошное), узкоспециальное (выборочное),
-по способу получения сведений непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное),
- по типу связи наблюдателя и наблюдаемого (включенное и невключенное ),
- по условиям проведения - полевые (в естественных условиях) и. лабораторные,
- по плановости - неформализованное (свободное) наблюдение и формализованное (стандартизированное),
- по частоте применения - постоянные, повторные, однократные, многократные,
- по способу получения информации - прямое и косвенное наблюдение.
Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных целей.
Достоинства:
- позволяет изучить предмет в целостности;
- в естественных условиях;
- в многогранных связях и проявлениях.
Недостатки - не позволяет:
- охватить большое количество лиц, явлений;
- активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;
- делать точные замеры;
- требует много времени;
- существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя;
- возможна недоступность наблюдения некоторых явлений, процессов.
- пассивная форма проведения научного исследования.
Б) Исследовательская беседа - диалог педагога с учащимся в соответствии с целями исследования по заранее разработанной программе (плану).
Ис. беседа позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
Требования к беседе:
- предварительная подготовка;
- умение вызвать собеседника на откровенность;
- нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»;
- четкость вопросов,
- тактичность,
- доверительность.
- проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.
- ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии, где исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, а ответы записываются открыто.
Результативность исследовательской беседы, интервьюирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью - это перечень вопросов (вопросник).
Этапы составления вопросника:
1. определение характера информации, которую необходимо получить;
2. составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
3. составление первого плана вопросника;
4. предварительная его проверка путем пробного исследования;
5. исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Достоинства:
- большая эффективность, по сравнению с пед набл
-
-
Недостатки:
-
-
В) Изучение документации и продуктов деятельности обучающихся - анализ результатов различной деятельности учащихся, документации. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
До форме фиксации информации существуют:
- письменные документы -
- статистические данные (информация в основном цифровая);
- иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины);
- фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);
- технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).
Изучение продуктов деятельности обучающихся: письменных, графических, творческих, контр. работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей позволяют получить необх-мые сведения об индивид-ти обуч-ся, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Виды продуктов деятельности:
Г) педагогический эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед. эффективности; исследоват. деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явлениях, которая предполагает опытное моделирование пед. явления и условий его протекания.
Этапы эксперимента: 1) теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); 2) методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); 3) собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых): констатирующий, формирующий, контрольный; 4) аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Виды эксперимента:
- естественный и лабораторный,
- длительный или кратковременный.
- констатирующий - устанавливающий реальное состояние дел в процессе,
- преобразующий - для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности обучающегося или ученического коллектива.
- контрольный -
Требования к педагогическому эксперименту:
- не допускать риска для здоровья воспитанников;
- не проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.