Методологические принципы педагогики

1.Общенаучный – системный подход - относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими
2. Педагогические
Личностный означает ориентацию при конструировании и осуществлении пед. процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.
Деятельностный Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. В ней личность формируется и проявляется. Этот подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности обучающегося, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это предполагает обучение обучающегося выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов.
Полисубъектный вытекает из того, что личность обретает своё человеческое, гуманистическое содержание в общении с другими. В этой связи личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми; носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы.
Культурологический имеет своим основанием аксиологию – учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек не только развивается на основе освоенной им культуры, но и становится творцом новых её элементов.
Этнопедагогический   предполагает воспитание с опорой на национально-этническую обрядность, традиции, обычаи, привычки, его культуру.
Антропологический   означает системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении пед процесса /   «Если педагогика хочет воспитывать чело-века во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» К.Д. Ушинский/.

Методы педагогического исследования –способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.




I. Эмпирические
Педагогическое наблюдение Исследовательская беседа
Изучение документации и продуктов деятельности обучающихся Педагогический эксперимент
II. Теоретические
Изучение и обобщение передового педагогического опыта Изучение литературы: аннотирование, цитирование и т. п.
Индуктивные Дедуктивные  
III. Математической статистики
регистрация ранжирование шкалирование и др.
IV. Социологические
анкетирование рейтинг м-д компетентных оценок
V. Инструментальные
хронометраж Биомеханические (в т. ч. циклографический) Психофизиологические: электро- миография, кар-диография, дермография
       

Для всестороннего изучения применяется вся совокупность рассмотренных методов.

Характеристика МПИ

самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с

А) Педагогическое наблюдение -- .. непосредственное, целенаправленное восприятие пед. объекта, явления, процесса в естественных условиях. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений.

Характерные черты:

- целенаправленность;

- аналитический характер;

- комплексность;

- систематичность,

- наличие плана с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

1. Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение).

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать).

3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать).

4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Виды наблюдений:

- по временной организации (непрерывное и дискретное),

- по объему : широкое (сплошное), узкоспециальное (выборочное),

-по способу получения сведений непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное),

- по типу связи наблюдателя и наблюдаемого (включенное и невключенное ),

- по условиям проведения - полевые (в естественных условиях) и. лабораторные,

- по плановости - неформализованное (свободное) наблюдение и формализованное (стандартизированное),

- по частоте применения - постоянные, повторные, однократные, многократные,

- по способу получения информации - прямое и косвенное наблюдение.

Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных целей.

Достоинства:

- позволяет изучить предмет в целостности;

- в естественных условиях;

- в многогранных связях и проявлениях.

Недостатки - не позволяет:

- охватить большое количество лиц, явлений;

- активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;

- делать точные замеры;

- требует много времени;

- существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

- возможна недоступность наблюдения некоторых явлений, процессов.

- пассивная форма проведения научного исследования.

Б) Исследовательская беседа - диалог педагога с учащимся в соответствии с целями исследования по заранее разработанной программе (плану).

Ис. беседа позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Требования к беседе:

- предварительная подготовка;

- умение вызвать собеседника на откровенность;

- нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»;

- четкость вопросов,

- тактичность,

- доверительность.

- проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

- ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии, где исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, а ответы записываются открыто.

Результативность исследовательской беседы, интервьюирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью - это перечень вопросов (вопросник).

Этапы составления вопросника:

1. определение характера информации, которую необходимо получить;

2. составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

3. составление первого плана вопросника;

4. предварительная его проверка путем пробного исследования;

5. исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Достоинства:

- большая эффективность, по сравнению с пед набл

-

-

Недостатки:

-

-

В) Изучение документации и продуктов деятельности обучающихся - анализ результатов различной деятельности учащихся, документации. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

До форме фиксации информации существуют:

- письменные документы -

- статистические данные (информация в основном цифровая);

- иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины);

- фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

- технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).

Изучение продуктов деятельности обучающихся: письменных, графических, творческих, контр. работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей позволяют получить необх-мые сведения об индивид-ти обуч-ся, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Виды продуктов деятельности:

Г) педагогический эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед. эффективности; исследоват. деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явлениях, которая предполагает опытное моделирование пед. явления и условий его протекания.

Этапы эксперимента: 1) теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); 2) методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); 3) собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых): констатирующий, формирующий, контрольный; 4) аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Виды эксперимента:

- естественный и лабораторный,

- длительный или кратковременный.

- констатирующий - устанавливающий реальное состояние дел в процессе,

- преобразующий - для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности обучающегося или ученического коллектива.

- контрольный -

Требования к педагогическому эксперименту:

- не допускать риска для здоровья воспитанников;

- не проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.

Наши рекомендации